Латвийские власти, преследующие с 1998 года в уголовном порядке советского партизана Василия Кононова за уничтожение в 1944 году на территории Латвии вооруженных нацистских пособников, оказывают беспрецедентное давление на Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Официальная Рига, потерпев поражение в "деле Кононова" на европейской судебной площадке, поспешила опротестовать приговор ЕСПЧ, снимающий с ветерана антигитлеровской коалиции все обвинения в "военных преступлениях".

Накануне пересмотра дела в Большой палате ЕСПЧ (окончательный приговор ожидается до конца 2009 г.) политическое руководство Латвии при посредничестве Конституционного суда ЛР организовало "специальную программу" визита в Ригу председателя ЕСПЧ Жана-Поля Коста, призванную склонить высокого гостя к учету в работе "особой исторической боли латышского народа" и юридическому признанию "советской оккупации". Так, премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис, отбросив протокольные условности, лично призывал европейских судей "обратить больше внимания на историческую ситуацию в Латвии в некоторых процессах ЕСПЧ".

Гостеприимство вкупе с сетованиями на "тяжелое советское наследие" и напористостью "молодой демократии" в деле пересмотра итогов Второй мировой войны произвели на представителя европейской Фемиды заметное впечатление. По признанию самого Жана-Поля Коста, сделанного газете "Латвияс авизе" (17 апреля 2009 года), "трогательное посещение музея оккупации" оказало на него "эмоциональное воздействие".

Для закрепления наметившегося успеха министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш 7 мая 2009 года направил Жану-Полю Коста послание, в котором настаивал на удалении из состава Большой палаты представителя Сербии Бостяна Жупанжича, отдавшего ранее свой голос в пользу признания незаконности преследования Василия Кононова. Учитывая "скользкий" характер вопроса и вызывающий тон послания латвийского министра, представитель правительства ЛР в ЕСПЧ Инга Рейне в сопроводительном письме призвала засекретить этот документ, не включать в материалы дела и утаить от других участников процесса - Василия Кононова, его адвокатов и российской стороны. Впрочем, этот финт латвийской дипломатии был признан в ЕСПЧ чрезмерным, и официальной Риге в засекречивании притязаний на перетасовку судей было отказано. При этом сам Жупанжич вдруг заявил о выходе "по другим причинам" из рассмотрения "дела Кононова".

Последовавшие из Москвы указания на скандальность попыток латвийской стороны тайно манипулировать Евросудом вызвали в латвийском МИДе болезненную реакцию. Марис Риекстиньш прибег к встречным выпадам в адрес России. Как сообщает "Латвияс авизе" (13.11.2009), глава внешнеполитического ведомства ЛР в специальном заявлении постарался уверить мировую общественность в том, что "латвийская сторона всегда как в данном, так и в иных делах ЕСПЧ соблюдает общепринятый принцип независимости суда, никоим образом не вмешиваясь в судебный процесс", при этом "активность должностных лиц РФ, особенно в последнее время, мы не можем интерпретировать иначе как давление на ЕСПЧ в процессе подготовки приговора".

Учитывая принципиальный характер дела воина антигитлеровской коалиции Василия Кононова, преследуемого наследниками нацистских пособников, а также попытки латвийского МИДа приписать России действия, которыми увлекаются сами латвийские представители, ИА REGNUM Новости публикует без купюр перевод "секретной" переписки латвийских властей с ЕСПЧ.