"Если все оставить как есть, то у населения не останется никакого выбора, кроме как воровать... Шоковые решения, как правило, шоково отражаются на всем остальном". Доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заслуженный экономист Киргизии, руководитель направления "Экономика" в Американском университете в Центральной Азии Зарылбек Кудабаев поделился с корреспондентом ИА REGNUM Новости своим мнением о причинах и последствиях резкого повешения цен на электроэнергию и горячую воду в Киргизии.

ИА REGNUM Новости: Чем продиктовано решение правительства Киргизии столь сильно повысить цены на коммунальные услуги?

Решение об увеличении цен на тепло и электричество, конечно, вынужденное, правительство это подробно объясняет, и ожидаемое, но оно столь радикальное, что его можно назвать шоковым: повышение в 2, в 5 и даже в 10 раз. Такое решение принято для того, чтобы сохранить и в дальнейшем развивать киргизскую энергетическую систему. Но власти должны думать и о других эффектах, например о влиянии последствий в целом на экономику, на реальный сектор особенно. Так как решение, я думаю, принято окончательно, тогда перед правительством стоит задача ответить комплексно на свое шоковое решение, оно должно пересмотреть все программы экономического и социального развития, в первую очередь, конечно, программы по сокращению бедности.

ИА REGNUM Новости: Что пострадает в экономическом плане от этого решения?

В первую очередь пострадает реальный сектор, так как резко повышаются тарифы на электроэнергию, увеличение цены на 50 тыйын - тоже шок. Это приведет к тому, что малый и средний бизнес, задействованный в реальном секторе, будет вынужден пересмотреть планы производства.

ИА REGNUM Новости: Представители властей заявили, что цены из-за роста тарифов могут подняться в среднем на 15%. Насколько, по-вашему, могут подорожать продукты, услуги?

Такое шоковое решение, безусловно, приведет к повышению цен - производство дорожает. Новые тарифы отразятся на малом и среднем бизнесе. Спрос, конечно, будет падать, но у людей все равно есть некий объем потребностей, который нужно будет удовлетворять, и здесь прежде всего пострадают малоимущие граждане. Именно они будут вынуждены менять структуру потребления. Поэтому я и говорю, что для правительства встает первоочередная задача -- учесть все последствия шокового решения не только для энергетической системы, но и для реального сектора, для соцразвития и выработать необходимые меры для защиты граждан. И это огромная работа для правительства, для новых структур. Ведь баланс, который более-менее установился, вновь сильно нарушен, а это может повлечь весьма не хорошие последствия.

По сути, решение о повышении тарифов должно быть комплексным. Естественно, но, на мой взгляд, пока что власти исходят только из необходимости спасти энергетическую систему и развивать ее дальше. Но ведь энергосистема не может быть рассмотрена изолированно, потому что это часть нашей экономики.

ИА REGNUM Новости: Как вы считаете, при повышении тарифов может начаться рост неплатежей, воровство?

Если будут предусмотрены все программы по поддержке уязвимых слоев населения, то, возможно, такой эффект будет меньше. А если все оставить как есть, то у населения не останется никакого выбора, кроме как воровать. В этом-то и опасность шоковых решений. Шоковые решения, как правило, шоково отражаются на всем остальном.

ИА REGNUM Новости: Как повышение тарифов может сказаться на фоне мирового финансового кризиса?

Мировой кризис уже начал отражаться на экономике Киргизии. Об этом говорят последние 9-10 месяцев. И страдает именно реальный сектор - отечественные статистики зафиксировали падение промышленного производства на 14%. Да и во внешней торговле ощутимый спад - сильное снижение по экспорту. Поэтому эффект от повышения тарифов обязательно наложится и на это. Отрицательное влияние все равно неизбежно. И с этой точки зрения решение правительства, конечно, преждевременное.

ИА REGNUM Новости: Чем, на ваш взгляд, продиктовано столь шоковое решение властей, ведь раньше говорилось о поэтапном повышении цен - раз в полгода.

Трудно это решение комментировать, здесь можно подойти только с медицинской точки зрения - отрезать и не мучаться. Я как экономист смотрю на баланс экономики, если не позаботиться о последствиях, то дисбаланс будет огромный, а это -- шок.

ИА REGNUM Новости: Как бы вы вообще могли оценить экономическую ситуацию в Киргизии?

Во-первых, сейчас на экономику республики существенно влияет мировой финансовый кризис. Конечно, он задел нашу республику в меньшей степени, чем другие страны, потому что наша финансовая, особенно банковская система, не так интегрирована в мировую финансовую систему, как остальные. Поэтому мы мягче приняли последствия. Но кризис все же действует через экономику: это и сокращение реального сектора, и прежде всего уменьшение производства промышленной продукции. Так что необходимы антикризисные меры, нужна система мониторинга, система раннего предупреждения. Если мы этим не будем заниматься, то такая экономика, как наша, а мы представляем собой малую открытую экономику, уязвима. Она не может действовать на мировую экономику, зато мировая экономика сильно влияет на нас.

ИА REGNUM Новости: Насколько сильна, устойчива экономика Киргизии?

"Сильна" говорить нельзя, потому что даже по результатам 2008 года уровень киргизского ВВП не достиг уровня 1990 года, с этой позиции наша экономика находится в кризисе, и эти данные получены еще до мирового кризиса, а кризис усугубил наши проблемы. Поэтому говорить об устойчивой экономике не приходится, тут как бы вообще выжить. Но кризис одновременно может и открыть возможности, и была надежда, что президент и правительство найдут их. Я не хочу драматизировать обстановку, конечно, мы выживем.

ИА REGNUM Новости: Сейчас правительство говорит о денежных компенсациях в связи с повышением тарифов от тысячи до 7 тысяч сомов, в основном речь идет о ветеранах и инвалидах, бюджетникам же добавили 200 сомов. Однако известно, что Киргизия входит в 2010 год с серьезным дефицитом бюджета, откуда правительство может взять деньги еще на дополнительные компенсации?

Это огромная задача, потому что эффект от повышения тарифов еще надо увидеть: может ли энергокампания собрать денег по повышенным тарифам в той мере, в которой они ожидают. С другой стороны, компенсации нужно будет выделять немедленно, причем они должны быть адекватными, 200 сомов даже близко не покроют увеличившиеся затраты жителей на оплату тепла и энергии. Компенсации должны быть аргументированы с точки зрения доходов и расходов, убытков и прибыли. Возможно, правительство все просчитало, но я в этом не уверен. А откуда взять деньги? Только иностранная помощь, кредиты. Другого источника я не вижу. Потому что в такой тяжелой экономической ситуации, в которой находится Киргизия, заниматься увеличением налогов - не выход. Есть один источник улучшения - это улучшение налогового администрирования, в том числе и повышение собираемости налогов и вывод экономики из тени.

ИА REGNUM Новости: Если следовать шоковой логике властей, то что можно ожидать дальше?

Я думаю, что, при всей необходимости принятого властями решения, в дальнейшем при нынешнем состоянии экономики и соцразвития просто нельзя экспериментировать. Этот шок будет хорошим уроком и для правительства, и для граждан.

ИА REGNUM Новости: Возможно ли такое, что Киргизия сама достроит Камбаратинские ГЭС?

Это исключено. Камбарата-2 -- это еще куда ни шло, и то мы ее строим не без международной помощи, а что касается Камбараты-1, то это очень мощное полноценное строительство, и там речь идет о миллиардах. Немыслимо, чтобы Киргизия могла справиться с этим своими силами. И здесь нужна в первую очередь российская помощь, потому что Россия -- это лучший вариант сотрудничества, да и опыт взаимодействия уже хороший. В прошлом мы были одной страной, были общие технологии, общие специалисты, здесь даже может состояться некоторый синергетический эффект. А с другим инвестором нужно потратить много сил и средств на "притирание".

ИА REGNUM Новости: Согласно официальным данным, все же отмечается некоторый рост ВВП, дефляция и т.д. Насколько эта статистика адекватна, если учитывать, что половина экономики находится в тени?

Все измерения делаются с долей ошибки, даже лучшая статистика не может провести точные расчеты. Она есть для того, чтобы отражать динамику. В этом отношении киргизская статистика достаточно развита. Объем теневой экономики досчитывается, поэтому более-менее ситуация удовлетворительная, другое дело, что методику нужно совершенствовать.

Почему у нас с одной стороны - волна кризиса, а с другой - экономический рост? Надо смотреть на эту цифру более серьезно и детально, но в любом случае, что бы там ни говорили, но в конце 2008 года ВВП составил всего 96,3% от показателей 1990 года. Говорится о некотором росте именно по отношению к предыдущему году. В этом смысле статистика довольно адекватна. Да, промышленное производство в сравнение с прошлым годом упало на 14%. Доля от промышленности ВВП около 15%. А если взять сельскохозяйственное производство, то прошлый год был крайне неудачный в целом для Киргизии, была очень сильная засуха, показатели были весьма низкие. В этом году производство в сельском хозяйстве выросло, так как год был дождливый, урожай получился лучше. Но доля сельского хозяйства ВВП 25%, поэтому статистика правильно называет рост экономики в 3%. Но если на все посмотреть несколько шире, то производство сельского хозяйства -- это сезонная вещь, и неизвестно, каким будет следующий год. Более опасной вещью является промышленное производство, на которое необходимо потратить годы, чтобы его восстановить.

ИА REGNUM Новости: Какие, на ваш взгляд, нужно принять меры для продолжения роста?

Сектор услуг достаточно развит, и около 40% принадлежат торговле. Во внутренней торговле мы уже достигли некоего предела, насыщения, надеяться на эту часть, я думаю, не стоит. К тому же необходимо продавать то, что производишь, сколько можно заниматься перепродажей чужого товара? Но услуги -- это не только торговля, это и финансовые, банковские услуги и т. д. Здесь есть некий потенциал для развития, для превращения Киргизии в финансовый центр Средней Азии, СНГ. Это может помочь в привлечении больших капиталов, и в то же время это может положительно отразиться на развитии реального сектора. Повторю, что основное внимание должно быть уделено реальному сектору, в частности сельскому хозяйству, промышленности, потому что здесь и занятость большая, и мы сразу выходим на решение социальных проблем. А если развивать только услуги, торговлю, что мы и наблюдаем, то можно прийти в тупик.

ИА REGNUM Новости: А для развития сельского хозяйства, промышленности, что нужно сделать?

Здесь нужен комплексный подход: и кредитование, и снижение налогов и т.д. На данный момент нужно отдельно рассматривать вопрос развития малого бизнеса, среднего и большого. Если мы хотим развить реальный сектор, то, возможно, нужно пересмотреть и Налоговый кодекс в этой части, поделить малый и средний бизнес, заняться поддержкой, финансированием и т.д.

Себестоимость производства электроэнергии на Бишкекской ТЭЦ действительно высока -- около 3,30, а себестоимость производства на Токтогульской ГЭС примерно в 50 раз меньше за счет разницы в технологии. Получается, что сейчас правительство поднимает цены на электричество не только в Бишкеке и все население страны втридорога начинают покупать дешевое токтогульское электричество. Выходит интересная маржа. Не было ли так, что ранее полученный доход с покупки токтогульской энергии передавался Бишкекской ТЭЦ?

Да, это имело место быть и при старом тарифе в 71 тыйын (50 копеек)), будет и при новом. Ясно, что электричество, выработанное на Токтогулке, не стоило и раньше таких денег, тем более не стоит сейчас. Я полагаю, правительство рассчитало все так, чтобы на полученные средства поддерживать и модернизировать ТЭЦ города Бишкека или Оша. Или речь идет о модернизации всей энергосистемы, чтобы поддерживать безаварийное, производство.