Обозреватель правительственной газеты "Правда Востока" Акрам Раджабов в своей сегодняшней публикации охарактеризовал функционирование в нынешнем виде Объединенной энергетической системы Центральной Азии пережитком унитарного государства, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его словам, решение Узбекистана о выходе из Объединенной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) находится в последнее время в центре пристального внимания различных средств массовой информации зарубежных стран. Однако, по мнению эксперта, многие высказывания и комментарии по этому поводу носят поверхностный характер, констатируют всем известные факты и рассуждения, а главное, практически не отражают действительного положения дел. "Необходимо напомнить о том, что действующая Объединенная энергетическая система была создана в строгом соответствии с логикой развития бывшего СССР, то есть унитарного государства, в котором бывшие союзные республики не имели никакой самостоятельности и рассматривались только как часть общей территории. Главное заключалось в том, что все финансирование, планирование и развитие энергетических систем на территории союзных республик осуществлялось из единого центра через министерство энергетики СССР. То есть практическое функционирование ОЭС ЦА полностью обеспечивалось за счет финансирования из бюджета союзного министерства энергетики", отметил эксперт.

Он полагает, что ситуация кардинальным образом изменилась после распада бывшего Союза и его единой энергетической системы, когда Центральноазиатские государства остались один на один со своими проблемами.

Он подчеркнул, что функционирование ОЭС ЦА в постсоветский период обеспечивалось на честном слове, практически никаких полномочий и прав не осталось, и система стала настолько уязвимой, что отдельные ее участники могли бесконтрольно и безнаказанно заниматься отбором электрической энергии в своих интересах. Дело доходило до того, что в экстремальных условиях, особенно в зимние периоды, это приводило к серьезным конфликтным ситуациям в энергетической системе. "В этих условиях работа ОЭС Центральной Азии начала давать сбои, которые стали оказывать серьезное негативное влияние на соседние страны. Примером этого является то, что Казахстан с января по март 2009 года был вынужден приостановить свое функционирование в ОЭС ЦА. А совсем недавно из-за системной аварии, происшедшей рано утром 9 ноября этого года на Нурекской ГЭС с самопроизвольной остановкой агрегатов, была полностью отключена южная часть таджикской энергосистемы с автоматической остановкой работы всех ГЭС Таджикистана на реке Вахш, включая недавно построенную Сангтудинскую ГЭС. По оценкам экспертов, авария произошла в результате грубейшего нарушения технологических режимов, когда при лавинно возросших объемах потребления в утренние часы пик, при наличии резервных мощностей объем генерации был значительно ниже потребности системы. В этих условиях не сработали ни аварийная автоматика, отключающая избыточных потребителей, ни диспетчерские службы, призванные оперативно управлять данными процессами. К сожалению, авария сказалась и на энергосистеме Узбекистана. Результатом ее явилось аварийное отключение магистральной линии электропередачи в Сурхандарьинской области узбекской энергосистемы", - подчеркнул обозреватель правительственной газеты.

Он обратил внимание на то, что сложившаяся ситуация объективно ведет к двум бесспорным выводам. "Во-первых, обеспечение дальнейшей деятельности ОЭС ЦА и КДЦ "Энергия", появление которых соответствовало условиям бывшего унитарного государства СССР, в современных условиях, без необходимых полномочий и прав не представляется возможным. Мало того, имеющие место системные нарушения и незаконный отбор из сети электроэнергии порождают серьезную угрозу стабильной и надежной работе национальных энергосистем. Во-вторых, в дальнейшем предлагается все вопросы, связанные с координацией работ деятельности национальных энергосистем, обеспечивать в установленном порядке, на основе двухсторонних и многосторонних соглашений государств Центральноазиатского региона в соответствии с международной практикой", - заключил Раджабов.

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, ранее подобного рода с заявлением выступил начальник национального диспетчерского центра ГАК "Узбекэнерго" Эсо Садуллаев. По его мнению, из-за непрекращающихся фактов несогласованности действий и неподчинения командам Координационного диспетчерского центра, а порой и грубого нарушения режимов параллельной работы энергосистем некоторых стран-участниц ОЭС ЦА, возникают системные аварии и нарушения диспетчерских режимов. Сегодня нет твердой уверенности в том, что, работая в едином режиме Объединенной энергосистемы, можно быть застрахованным от несанкционированных отборов электрической энергии, а также защищенности внутренних энергосистем от внешних воздействий. Из-за отсутствия необходимых для этого полномочий у КДЦ "Энергия" сегодня никто не может гарантировать от повторения подобных действий несущих прямую угрозу безопасности, стабильности и надежной работы национальных энергосистем. В сегодняшних условиях работы Объединенной энергосистемы Центральной Азии существует реальная угроза стабильному и безопасному функционированию энергосистемы Узбекистана, что ставит вопрос о выходе из этой системы и работе в раздельном режиме. "Принимаемые Узбекистаном меры по обеспечению энергетической безопасности позволяют наладить устойчивое функционирование собственной энергосистемы. В сложившихся условиях ГАК "Узбекэнерго" не видит возможности дальнейшего функционирования Объединенной энергосистемы Центральной Азии и КДЦ "Энергия". Принимаемое решение создаст условия для более стабильной и надежной работы национальных энергетических систем", - заключил начальник национального диспетчерского центра ГАК "Узбекэнерго".