"У чехов было больше поводов для опасений в связи с возможным действием "Хартии основных прав и свобод ЕС", так как изгнанные после Второй мировой войны немцы были гражданами Чехословакии", считает польский юрист Ярослав Совицки. По его словам, президент Чехии Вацлав Клаус был совершенно прав, когда боролся за предоставления гарантий от компенсаций.

В то же время, большинство экспертов склоняется к мнению о том, что Хартия не была бы основанием для каких-либо претензий Во-первых, она может только стоять на страже права ЕС, а вопросы собственности регулирует национальное законодательство. Во-вторых, право не имеет обратной силы. Но решение Европейского суда поставило под сомнения эти аргументы. Суд принял решение, согласно которому киприот, изгнанный с северной части Кипра после турецкого вторжения 1974 года, сохранил право на свою недвижимость. В результате, гражданин Британии, который приобрел недвижимость, с учетом местного законодательства, обязан вернуть собственность. Советники президента Клауса посчитали это за прецедент, которым могут воспользоваться немцы, пишет Rzeczpospolita.

Как сообщало ранее ИА REGNUM Новости, лидеры ЕС 29 октября согласились с требованиями президента Чехии Вацлава Клауса о внесении изменений в Лиссабонский договор. "Текст был одобрен в том виде, в котором его представила швейцарская сторона", - заявил представитель правительства Чехии Роман Пророк. Вацлав Клаус настаивал на гарантиях от исков потомков 3 млн немцев, изгнанных в 1946 г. из Судетской области Чехословакии по декретам президента Эдварда Бенеша, о компенсациях за имущество и земли, которых они лишились в конце Второй мировой войне и после неё.