Польский эксперт: Фактической целью России в Карабахе является удержание статуса-кво
Ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, а также роль России в закавказских процессах по просьбе корреспондента ИА REGNUM Новости прокомментировал аналитик польского Института международных отношений, ответственный секретарь польского ежеквартальника "Европа", выходящего на русском языке, Роберт Смигельски:
Россия трактует Южный Кавказ в качестве сферы своих стратегических интересов. Он становится не только передним краем нестабильного российского Северного Кавказа, но и зоной геополитической конкуренции за контроль над коридорами транзита каспийских нефти и газа на Запад. В отличие от иных конфликтов на территории
Российско-грузинский конфликт показал решимость России защищать статус-кво на Южном Кавказе. Теоретически Армения остается союзником России в рамках ОДКБ - на территории Армении дислоцирована 102 база российских Вооруженных сил и в случае возникновения конфликта между Арменией и Азербайджаном, Россия должна выступить на стороне Армении. Однако слова Генерального секретаря ОДКБ
Кажется, что попытки придать динамику процессу переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, предпринятые Россией осенью 2008 года (по инициативе
Угроза возобновления военных действий в Нагорном Карабахе сегодня является маловероятной. Азербайджан удерживает от этого не только пример южноосетинского конфликта и относительный баланс военного потенциала обеих сторон, что исключает блицкриг, но и опасение потерять позиции надежного поставщика энергетического сырья.
Одновременно невелики шансы мирного разрешения конфликта. Ключевым пунктом в споре остается статус Нагорного Карабаха. Насколько Армения и НКР, ссылаясь на право наций на самоопределение, требуют признания независимости Карабаха, настолько Азербайджан, защищая основы территориальной целостности государства, считает Карабах своей неотъемлемой частью и соглашается исключительно на придание ему статуса широкой автономии.
Соглашение требует компромисса и взаимных уступок, на которые ни Азербайджан, ни власти Армении не готовы. В обеих странах прогрессирует авторитаризм политического режима. Уступки в вопросе Карабаха могли бы в еще большей степени лишить принимающий подобное решение режим общественной легитимации. С другой стороны, продолжение состояния между миром и войной дает обоим правительствам возможность ограничивать демократические свободы и преследовать оппозицию под предлогом борьбы с внутренним врагом.
Россию, похоже полностью удовлетворяет статус-кво. Армения остаётся (пока не знаем, как будет протекать процесс ратификации армяно-турецких протоколов, что может в корне изменить положение Армении в регионе) государством, полностью зависящим от нее с экономической, политической и военной точки зрения. Азербайджан в результате нерешенного карабахского конфликта остаётся политически нестабильной страной с сильными реваншистскими настроениями в обществе, неурегулированными отношениями с соседним государством и растущей милитаризаций расходов государственного бюджета.
Это ограничивает его привлекательность как стабильной транзитной страны при проектировании транспортных путей энергетического сырья в обход России. Россия же будет продолжать свою политику маневрирования между ожиданиями Армении и Азербайджана, одновременно стараясь не допустить их чрезмерного сближения с западными структурами.