Станислав Тарасов: Визит Ильхама Алиева в Швейцарию: переворот во внешней политике Азербайджана?
Президент Азербайджана
Публичный вывод этих двух проблем на уровень международного обсуждения может означать и разные сценарии их разрешения. Это - самое главное. Остальное всего лишь протокольный фон, даже с учетом заинтересованности Швейцарии в Азербайджане как поставщике энергоресурсов. Тем более, что Берн не совсем представляет себе, как Азербайджан может выполнить такую функцию. Такой вывод напрашивается, исходя из анализа заявлений швейцарских официальных лиц относительно маршрутов транспортировки азербайджанских энергоресурсов в Европу. Например, по мнению Берна, "Азербайджану необходима договоренность с Турцией в этой сфере, чтобы проект был продолжен".
Это - открытый намек на интригу, которая была создана вскоре после цюрихских турецко-армянских протоколов. Первым по самому популярному маршруту NABUCCO - Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция - нанес удар президент Азербайджана. Он заявил, что из-за завышенных тарифов на транзит газа через Турцию, которые на 70 процентов превышают рыночные цены, Азербайджан уже почти два года лишен возможности экспортировать свой газ в Европу. При этом, как выясняется, Азербайджан продает свой газ Турции по цене, составляющей треть от мировых цен.
Среди возможных маршрутов поставок газа азербайджанский президент назвал Россию и Иран. То есть речь идет о подключении к российско-итальянскому проекту "Южный поток". Затем "палки в колеса" вставила Туркмения, сообщив о намерении включить в новые контракты пункт о том, что покупатели туркменского газа не имеют права реэкспортировать его в третьи страны.
Конечно, мотивация действий Азербайджана и Туркмении разная. Баку, например, отказываясь рассматривать Турцию в качестве транзитной страны, возможно, пытается оказать давление на парламент этой страны, чтобы помешать ратификации подписанных недавно турецко-армянских протоколов по установлению дипотношений и открытию границ. Что же касается Туркмении, то ее действия более многоплановые. С одной стороны, она не отказывается поставлять газ в Россию. Обладая огромными запасами углеводородов, он ведет собственную игру. Например, Туркмения намерена к 2030 году довести годовую добычу природного газа до 250 млрд кубометров, нефти - до 110 млн тонн. До конца года будет введен в эксплуатацию мощный газопровод Туркмения-Китай, строится дополнительная трасса в соседний Иран, уже подписан протокол с Пакистаном об ускорении реализации Трансафганского проекта.
В такой ситуации Анкара могла бы ответить эффективным контрударом. Но она согласилась на строительство "Южного потока", что стало известно после телефонного разговора президента России
Таким образом, в регионе Каспия складывается новая геополитическая конфигурация. За скобки выводится проблема спорных месторождений на Каспии, из-за чего возникли определенные сложности во взаимоотношениях между Азербайджаном и Туркменией. Это означает, что на иранском направлении может потенциально сложиться тандем Баку-Ашхабад с подключением к нему Москвы и Анкары. Именно эту тенденцию просчитывает известный американский специалист по Евразии, последовательный критик Ирана Ариель Коэн. По его мнению, "Турция ориентируется на российский и иранский газ". Но, вопреки утверждениям американского аналитика, это не должно привести к ухудшению турецко-азербайджанских отношений. Другое дело, что ввод в действие так называемого запасного маршрута NABUCCO - Туркмения+Азербайджан-Иран-Турция (в обход Грузии) и присоединение Азербайджана к "Южному потоку" - в обход Украины - может не понравиться американцам.
Тем не менее Анкара с учетом новой перспективы проводит геополитическую корректировку своего курса: союз с Баку и с Москвой плюс нормализация отношений с Ереваном. Если наложить эту схему на проблемы карабахского урегулирования, то Турция пытается ввести ее в контекст широкого регионального урегулирования. Контуры такого урегулирования могут быть следующими: от нормализации отношений с Арменией перейти к стимулированию процесса установления дипотношений между Баку и Ереваном. То есть начать процесс примирения между двумя народами за счет отказа от политической и информационной конфронтации, налаживания разного уровня контактов между двумя странами. В этой связи хочется верить, что нынешний визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Швейцарию - это не попытка "политически нейтрализовать" Швейцарию, а начало демонстрации в азербайджанской внешней политике нового качества. Очевидно, что главные проблемы между Азербайджаном и Арменией могут быть решены только при наличии политической воли лидеров двух стран в двухстороннем диалоге. Если в роли посредника вновь выступит Швейцария, то, как показала практика последних лет, она вполне с этим справится.