Руководитель Северо-Западной Росграницы: В пунктах пропуска не должно быть частных структур
Архангельская область, 20 октября, 2009, 18:02 — ИА Регнум. До 1 ноября 2009 года во всех пункта пропуска через госграницу РФ создаются координационные советы по их деятельности. О том, как идет процесс на Северо-Западе РФ, корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал руководитель Северо-Западного территориального управления Росграницы Михаил Смолкин.
Для справки. Северо-Западное территориальное управление Росграницы было открыто в конце 2008 года. Сегодня в теруправлении в Санкт-Петербурге работают около 50 человек. На территории Северо-Западного федерального округа РФ действуют 71 пункт пропуска через государственную границу РФ в сопредельные страны (кроме Калининградской области, в которой организовано отдельное управление Росграницы - прим. Авт.). Транспортная система Северо-Запада обеспечивает около 40% внешнеторгового оборота России. В настоящее время дороги здесь только на 28% соответствуют федеральным нормам по пропускной способности, на 45% - по прочности, на 75% - по сцепным качествам.
ИА REGNUM: Михаил Григорьевич, почему после создания Росграницы на Северо-Западе были закрыты сразу несколько пунктов пропуска через границу России (далее - пункты пропуска - прим.авт.)?
Общероссийский мониторинг выявил, что из 421 пунктов пропуска в стране подлежат закрытию около 80, из них на Северо-Западе - около 10. По каждому пункту принималось отдельное решение с обоснованием. Среди причин закрытия, например, - элементарное отсутствие дорог к пункту пропуска со стороны России. Несколько таких случаев было и на подведомственной нам территории: с "той" стороны границы - прекрасная дорожная инфраструктура, а с нашей - полузаброшенная проселочная дорога. Начинаем разбираться, кто пользуется этим пунктом, выясняется, что только один лесхоз, у которого сравнительно небольшой объем товара, но пункт пропуска расположен очень удобно для него. Разумеется, с точки зрения федерального округа и России содержание такого пункта экономически нецелесообразно, да и стыдно перед соседями. Принимаем решение о закрытии и рекомендуем этому хозяйству работать через другой пункт пропуска. Если решение не устраивает, то руководство субъекта федерации, на территории которого все это происходит, должно построить нормальную цивилизованную дорогу.
ИА REGNUM: Разве не Росграница занимается обустройством пункта пропуска?
Росграница проводит государственную политику на подведомственных территориях, а конкретно - разрабатывает и внедряет современные стандарты их обустройства и функционирования, а также со следующего года выступает Заказчиком по федеральной программе строительства новых пунктов. Непосредственно строит и эксплуатирует имущественные комплексы, владеет землей, создает условия для работы участников внешнеэкономической деятельности федеральное государственное учреждение Росгранстрой. Обустройством территории это учреждение занимается в пределах, примерно в пять раз превышающих сам пункт пропуска: допустим, он представляет из себя помещение в 20 квадратных метров - соответственно, на 100 квадратных метров вокруг него территорию обстраивает Росгранстрой.
ИА REGNUM: То есть перед автомобильным пунктом пропуска дорогу зимой от снега расчищает Росгранстрой?
Начиная с зимы 2009-2010 - да, при условии, что пункты пропуска будут приняты на баланс Росгранстроя. Но на подъезде к нему - субъект федерации.
ИА REGNUM: Кто отвечает за пробки на границе, точнее, за их отсутствие?
До 1 ноября при каждом пункте создается координационный совет из всех структур и ведомств, работающих на пункте пересечения границы и контролирующих ситуацию там. Работают там пограничники, таможенники, представители транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контролей.
Каждый сотрудник действует в соответствии с ведомственными нормативными актами своего ведомства, а как это выглядит в целом, никто не анализирует, потому что никто за это не отвечает. Поэтому и была создана Росграница, которая призвана всех объединить и все увязать. В случае создания сложной ситуации - например, "пробки" на автомобильной пункте пропуска - грузовладелец имеет право письменно обратиться в координационный совет с просьбой разобраться и принять меры. По Положению, совет должен собираться не реже одного раза в квартал и разбирать проблемы.
ИА REGNUM: То есть теперь пробки будут стоять кварталами?!
Задача совета - на примере конкретных проблемных ситуаций предусмотреть отсутствие такого в будущем. Мы досконально разбираемся, вплоть до действий каждого сотрудника каждой госструктуры и ведомства, чтобы выяснить, где тормозит система, и устранить этот тормоз навсегда. В случае необходимости Росграница имеет право обращаться в
ИА REGNUM: И есть положительные примеры?
-Да, начавший работать в этом году новый пассажирский порт в Санкт-Петербурге "
ИА REGNUM: Как вы думаете, когда решатся застарелые проблемы "пробок" на границах с Финляндией, Латвией и Эстонией?
Еще раз подчеркиваю: разбираться нужно в каждом случае отдельно. Вот все кричат про пробки на финской границе, а начинаем разбираться и выясняется, что с финской стороны через границу через названный пункт пропуска идет транзитный поток и, соответственно, проверка документов занимает не так много времени, а в Россию этот же поток попадает уже как импорт и требует полной проверки на таможне, что, соответственно, занимает гораздо больше времени. Если этого не знать, может показаться, что движение тормозят и провоцируют создание "пробки" российские таможенники, но это совсем не так!
Для решения застарелых проблем важна скорейшая реализация принципа "одного окна", а этот принцип должен быть совмещен с переходом на предварительное информирование и декларирование в электронном виде. И еще одно важное звено в цепи последовательных операций контролирующих органов - завершение таможенных процедур непосредственно через таможенно-логистические комплексы, которые будут построены в приграничной инфраструктуре. Правда, на это нужно время и финансы.
ИА REGNUM: Не секрет, что можно заплатить определенным структурам и быстро пройти границу вне общего порядка - как на частном автомобиле, так и с большим грузом.
В общем-то, на территории пункта пропуска не должны присутствовать частные структуры, только представители вышеперечисленных государственных контролирующих органов. Законом четко определен перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу. Полагаю, что реализация принципа "одного окна" поможет исключить контакты участников внешнеэкономической деятельности с представителями контролирующих органов.
Образно говоря, водитель или сопровождающее его лицо отдает весь комплект документов "девушке в окне" и не даже видит сотрудников всех структур, которые работают с его документами. Конечно, эта процедура не отменяет, при необходимости, проведение углубленного досмотра. Каждый сотрудник в пункте пропуска должен отвечать за свой "фронт работ", а на Росграницу возлагается задача по разработке оптимальных схем взаимодействия контрольных органов между собой.