Азербайджанский политолог: Грузия, кроме проблем с Россией, ничего Азербайджану предложить не может
Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом Расимом Агаевым
Я не думаю, что на нынешнем этапе переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта речь идет об освобождении только пяти оккупированных азербайджанских районов. Если несколько лет назад можно было говорить о согласии Азербайджана на первоначальное освобождение пяти из семи оккупированных районов, то последний год переговоры идут о всех семи районах и армянская сторона проявляет понимание в этом вопросе. Немалую роль в этом сыграло трудное экономическое положение в Армении, которое сложилось после прошлогодней августовской российско-грузинской войны.
Я помню, как в начале лета один из сопредседателей Минской группы, имя которого не буду называть, в конфиденциальной беседе со мной, сказал, что официальный Ереван теперь готов вернуть все оккупированные азербайджанские районы. То есть ожидания были очень оптимистические. Но все изменилось уже после встречи президентов Азербайджана и Армении в Петербурге, где неожиданно армянский президент Саргсян вдруг уперся и стал настаивать на быстром определении статуса и проведении референдума по этому вопросу, хотя ранее говорилось, что тема статуса - самый последний этап урегулирования конфликта.
ИА REGNUM Новости: То есть после Петербургской встречи освобождение 5-7 азербайджанских районов потеряло свою актуальность?
В принципе, ожидания по поводу освобождения пяти или всех семи районов после изменения армянской позиции на Петербургской встрече значительно уменьшились и отдалились на неопределенный срок. Я предполагаю, что на позицию Саргсяна оказало давление мировое армянство, которое решило вести отдельно переговоры с Турцией по открытию границ и переговоры с Азербайджаном по урегулированию Карабахского конфликта. То есть сейчас идет активизация на турецком направлении и есть стремление со стороны армян затянуть переговоры по Карабаху. Расчет строится на том, что любые изменения в позиции армян всегда с пониманием воспринимались и имели поддержку со стороны Европы, США и России.
ИА REGNUM Новости: Получается, что на данный момент основное внимание международной общественности направлено на ход турецко-армянских переговоров, нежели азербайджано-армянских?
Да, потому, что Азербайджан твердо настаивает на неизменности своей позиции, заключающейся в освобождении Арменией без всяких предусловий семи оккупированных районов, после чего можно будет начать разговор о статусе Нагорного Карабаха в рамках суверенитета Азербайджана. На этом фоне турки проявили большую гибкость к компромиссам по переговорам с армянами, и основное внимание международного сообщества переместилось в этом направлении. Но и тут пока не видно особой конструктивности со стороны Армении.
Армянская сторона постоянно заявляет, что от переговоров выигрывают только турки, а им - армянам - нет никакой выгоды от этого. Но тогда Армения должна определить, чего она хочет. Если речь идет об уступках только со стороны Турции, взамен чего Армения не намерена прекращать продвижения вопроса признания геноцида и отказывается признавать турецкий суверенитет, то такие ожидания, я думаю, беспочвенны. Юридически на международном уровне законодательное понятие "геноцид" появилось в 1946 году в связи с еврейским
То есть такой поход армянства не реалистичен и не продуктивен по определению, поскольку сильно замешан на мифотворчестве. Второй момент заключается в том, что необходимо уважать краеугольный камень международного права - суверенитет и территориальную целостность государств. Мировое сообщество и соседние страны не могут постоянно смотреть на процесс самоопределения различных частей одного и того же народа - армян. Нет в мировой практике такого. Выходит, что Армения требует уступок и компромиссов от соседних Турции и Азербайджана, при этом желая сохранить свои претензии на территории этих стран. Кстати, у Армении есть территориальные претензии так же и к Грузии и к России.
Территориальные претензии к соседним странам и желание назвать любую уличную драку геноцидом и является тормозящим фактором со стороны Армении. Это создает взрывоопасную обстановку в геополитически важном регионе Южного Кавказа, от которого зависит судьба энергопоставок в Европу, это создает проблемы американскому проекту "Большого Ближнего Востока", наконец-таки под угрозой находится спокойствие на южных границах России.
ИА REGNUM Новости: Некоторые эксперты замечают, что на проходивших в Кишиневе переговорах по Карабахскому конфликту Россия стала активнее поддерживать позицию Азербайджана. Насколько такое предположение имеет реальные основания?
Все дело в том, что политика - это искусство возможного. Армения не может до бесконечности эксплуатировать так называемый "армянский вопрос". Армении сегодня нечего предложить мировым силам, которые заинтересованы в снятии напряженности и конфликтности на Южном Кавказе.
ИА REGNUM Новости: Вы имеете в виду, что сейчас ведущие державы, в первую очередь, США и Россия пытаются проложить свои маршруты на Южном Кавказе?
Это вопросы, связанные с переброской энергии через наш регион на мировые рынки, проникновением США в регион Южного Кавказа, интересы России, заключающиеся в стабильности на своих южных рубежах. У Азербайджана есть серьезные дивиденды в этом новом процессе, это и геостратегическое положение, активное участие в диверсификации энергопотоков на мировые рынки, плюс внешнеполитическая позиция, основанная на международном праве. Все это чего-то да и стоит и в комплексе выглядит очень привлекательным для мировых держав. Армении же предложить нечего, кроме своих мифов, интерес к которым уже спал по максимуму. Кстати, это хорошо понимает Турция, которая и идет на нормализацию отношений с армянской стороной, зная, что позиция Еревана будет выглядеть бедной и неманевренной из-за ограничений, наложенных армянством же на свою внешнюю политику.
ИА REGNUM Новости: Вы хотите сказать, что проблема в армянстве?
Азербайджан и Турция уже достаточно ясно очертили круг уступок и компромиссов, на которые могут пойти, а со стороны Армении так и не понятно, чего они готовы уступить. Армяне смотрят на Турцию и Азербайджан как на одно этногеографическое пространство, к тому же вражеское. В лице и Турции и Азербайджана они видят "турков" и имеют к обеим странам одинаковые претензии - территориальные. Эта идея является обузой, прежде всего, для самого армянства и головной болью для соседних стран и мировых держав. Объяснить официальному Еревану, что его политика и позиция армянства тормозит интеграционные процессы в Южно-Кавказском регионе, могут совместно их друзья в лице США, России и Европы.
ИА REGNUM Новости: Кстати о совместности - США и Россия могут сотрудничать по совместному использованию Габалинской РЛС в Азербайджане?
Я так думаю, что это все более становится реальным и это и есть та самая карта, которую Кремль может разыграть в развитии отношений с Вашингтоном по сотрудничеству в сфере ПРО. Но это будет зависеть от многих факторов, в первую очередь, от иранского - того, как будут развиваться отношения Запада с официальным Тегераном, несговорчивость которого делает реальным американо-российское использование Габалинской РЛС. Немалую роль будет играть в этом и уровень доверительности в российско-азербайджанских отношениях.
ИА REGNUM Новости: Новые региональные процессы, развитие армяно-турецких и российско-азербайджанских отношений не скажутся отрицательно на сотрудничестве между Грузией и Азербайджаном?
Нет, я не думаю, что будет какой-то негатив между Баку и Тбилиси. Другое дело, что грузинские власти вообще-то сами ведут себя экстремально и непредсказуемо. Но сильная взаимозависимость и глубокий уровень проникновения азербайджанского капитала в грузинские инфраструктуры являются надежным гарантом стабильности наших отношений.
ИА REGNUM Новости: То есть совместные с Грузией транспортные и энерготранзитные проекты Азербайджана не пострадают от того, что Турция откроет границы с Арменией?
Совместные имеющиеся и осуществляемые проекты с Грузией являются проектами регионального и международного значения, поэтому я не думаю, что будут кардинальные изменения в этом плане. Да и в конце-то концов, уже несколько лет Грузия в прямом смысле держится на азербайджанской финансово-экономической поддержке и это тоже, я думаю, хорошо понимают в Тбилиси. Хочу напомнить, что к тому же Азербайджан по просьбе Грузии в свое время вступил в такую непонятную организацию, как