Российские перевозчики и ведомства предупреждают о нереализуемости Таможенного союза
"Отдельные положения проекта документа возлагают на участников перевозочного процесса дополнительные расходы и ответственность, превышающую установленную Таможенным кодексом РФ", - заявляет начальник отдела организации и функционирования складов временного хранения и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО "РЖД" Руслан Розанов. Он подчеркнул, что в компании поддерживают идею создания ТС, однако многие статьи нового кодекса требуют доработки и корректировки. Замечания к проекту кодекса есть не только у РЖД, но и у Министерства транспорта,
Первое и самое главное замечание к проекту - положение о реестре владельцев складов временного хранения, таможенных перевозчиков или уполномоченных экономических операторов. Чтобы попасть в реестр, компания в течение предшествующего года не должна привлекаться к административной ответственности за то или иное таможенное правонарушение. "В ходе своей деятельности во внешнеэкономической сфере крупная фирма, которая осуществляет огромные объёмы перевозок, однозначно будет привлекаться к ответственности, и не всегда справедливо", - поясняет Руслан Розанов. Он отмечает, что непонятно, почему при своевременной оплате штрафов и отсутствии текущей задолженности перед таможенными органами компания может лишиться права заниматься своей деятельностью. "Допустим, завели на нас дело, мы его обжаловали. Пока оно идёт по судам, что может длиться годами, нас не будут включать в реестр? А если мы это дело выиграем?" - рассуждает Руслан Розанов. Директор по операциям холдинга STS/RLS Logistics Сергей Фалин также называет такое требование некорректным. "Это очень жёсткая мера, которая лишает крупные компании права участвовать в транспортном процессе союза", - считает он.
Возникают у железнодорожников и вопросы по поводу вводимого кодексом положения о таможенном перевозчике. Оно предусматривает дополнительную ответственность перед таможнями трёх государств. Начальник планового отдела экспедиторской компании "Рейл Сервис" Павел Чермошенцев согласен с тем, что железная дорога не может выступать таможенным перевозчиком. "К примеру, ОАО "РЖД" не сможет отвечать за доставку груза на станцию в Казахстане", - говорит он, отмечая, что железнодорожники могут нести ответственность только за те перевозки, которые проходят по территории их страны. Есть вопросы и к самому процессу работы над кодексом. "Над ним трудится рабочая группа при комиссии по созданию ТС. Мы раз в месяц получаем отредактированный документ из
"Замечания к документу есть не только у РЖД, но и у моряков, авто- и авиаперевозчиков. Мы согласовать документ в таком виде не можем", - говорит директор департамента законопроектной деятельности Минтранса РФ
Как уточняет газета, несмотря на это "проект документа уже существует в целостном виде, и до 10 октября в странах - участницах ТС пройдут процедуры его внутригосударственного согласования", - говорит руководитель пресс-службы Федеральной таможенной службы Дмитрий Котиков. В РЖД считают, что формирование единого таможенного законодательства на постсоветском пространстве займёт не один год. В компании ссылаются на зарубежный опыт. "В 1968 году начал функционировать Таможенный союз в Европе. Из сорока лет его существования двенадцать лет Европа потратила на унификацию пошлин и тарифов, снятие внутренних границ. Ещё двадцать лет убирали шероховатости. И только в 1993 году процесс формирования Европейского таможенного союза был в целом завершён", - пояснил Руслан Розанов.
Как сообщало ранее ИА REGNUM Новости формирование ТС уже вызвало серьёзные вопросы у экспертов. Перед перспективой того, что в ТС будет введён учет движения таможенных товаров по внешним границам союза, будут унифицированы таможенные кодексы, размеры таможенных платежей и документооборот, таможенные платежи будут поступать не в бюджеты государств, а на специальный "единый счет", средства с которого будут распределяться между таможенными союзниками по квотам. Размер этих квот будет зависеть от объема ВВП, масштабов товарооборота и др., но конкретные доли пока не известны.
Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генерального секретаря
По словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимира Ивина, процесс формирования унифицированного законодательства должен пройти за полтора-два года: "С Белоруссией реализация этих планов вполне реальна, процесс уже идет в рамках Союзного государства и приобрел необратимый характер". Но режим пропуска через российско-казахстанскую границу существенно отличается, таможенная служба в Казахстане является частью минфина и касающиеся таможни нормативные акты оформляются здесь на уровне решений правительства: "Это становится большой проблемой для Таможенного кодекса Таможенного союза". Кроме того, Белоруссии и Казахстану, например, придется восстановить фитосанитарный контроль на своих внешних границах, от которого они уже давно отказались.
60% белорусского и 90% казахстанского экспорта совпадает с российским по товарным группам: поэтому для обеспечения действительно равного положения производителей придется не только согласовать таможенное законодательства и практику, но и обеспечить равные условия производства. Проблемой является и реэкспорт российских товаров с территории других стран Таможенного союза, где действует совершенно другой таможенный режим: например экспорт леса в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане - нет.
Владимир Ивин высказал опасение, что таможенное законодательство союза будет многоуровневым, так как в едином Таможенном кодексе будет достаточно много отсылок на национальные законодательные и нормативные акты: "Окончательного понимания, как это будет работать, пока нет. Скорее всего, будет использоваться привычная формула: применяются нормы российского законодательства в части, не противоречащей Таможенному кодексу. Отсюда возникают проблемы администрирования, в первую очередь - на уровне непосредственных исполнителей". В национальном ведении останется также административное и уголовное законодательство, которое определяет ответственность за нарушения в сфере таможенного регулирования.