Глава МИД Нагорного Карабаха дал интервью турецкому телеканалу NTV
Азербайджан, 24 сентября, 2009, 14:19 — ИА Регнум. Министр иностранных дел Нагорного Карабаха
Первый вопрос такой: в последнее время стали налаживаться армяно-турецкие отношения, были подписаны протоколы и т.д. Как с карабахской стороны вы смотрите на данный процесс?
Честно говоря, я не в курсе, что эти протоколы уже подписаны. Давайте выразимся точнее: согласно предварительной договоренности, документы в течение 6 недель должны быть представлены в парламенты. Если мои данные неверны, можете возразить мне. Мы достаточно внимательно следим за указанным процессом, потому что страна, где мы живем, обязана серьезно следить за подобными развитиями. Однако, одновременно хочу сказать, что вряд ли мы попытаемся вмешаться в каком-либо вопросе в процесс формирования позиций граждан и властей Армении. Наша позиция очень четкая: мы не вмешивались и не вмешиваемся во внутреннюю жизнь Армении, хотя имеются вопросы общеармянского звучания, которые волнуют нас в связи с налаживанием армяно-турецких отношений.
Да, эти протоколы не подписаны, но в любом случае, когда сегодня в Турции идет речь об армяно-турецких отношениях, в связи с протоколами постоянно упоминается Карабах, несмотря на то, что Карабаха в данных процессах нет.
Мы бы хотели, чтобы такое же отношение проявили Турция и должностные лица Турции, которые непрестанно утверждают о том, что без разрешения карабахского конфликта прогресс невозможен. Мы бы хотели, чтобы эти два вопроса были отделены друг от друга.
А как, на ваш взгляд, разрешится карабахская проблема. Однажды вы встретитесь с Азербайджаном для решения вопроса, или же этот вопрос можно решить на международной платформе?
Мы много раз заявляли о том, что готовы сесть за стол переговоров с Азербайджаном и обсудить различные вопросы, но, к сожалению, по тем или иным причинам Азербайджан отказывается от этого. Может, у него есть на то своя аргументация, но, на мой взгляд, Азербайджан не имеет оснований для столь упорного отказа от непосредственных отношений с нами.
Мы неоднократно говорили о том, что без учета мнения народа НКР урегулирование вряд ли будет продуктивным.
Наверное, это (Нагорный Карабах - ИА REGNUM) единственный в мире пример государства, которое никем не признается. В чем проблемы, каким вам видится будущее, как вы должны достичь признания?
В международном праве очень четко отмечено, что политическая ситуация в государстве не зависит от его сегодняшней признанности или непризнанности. Это во-первых. Во-вторых, в течение этих лет, фактически, с 1992 года, мы доказали как самим себе, так и другим, что желаем и сумеем построить государственность, и это является основой нашей общей политики и в сегодняшней ситуации. С этой точки зрения, рано или поздно вопрос признания независимости Нагорного Карабаха получит свое решение. Если вы заметили, мы достаточно сдержанно относимся к различным политическим событиям, имеющим место в нашем регионе, и не позволяем себе предпринимать враждебные шаги в информационном поле.
Надеюсь, это по достоинству оценивается как со стороны международного сообщества, так и нашего противника. Кроме того, мы предлагаем и другой стороне конфликта вести себя аналогичным образом, также как всем тем странам, которые в сложившейся ситуации пытаются спекулировать или же поставить на службу своим интересам процесс урегулирования карабахской проблемы. Ясно, что решение проблемы - дело времени. Время - необратимая категория.
Что вы можете сообщить, посоветовать Турции как министр иностранных дел Карабаха?
Я затрудняюсь в нынешней ситуации давать советы. Но в любом случае не будем забывать, что армянство и Турция имеют множество проблем и сложных узлов, которые сегодня влияют на нашу повседневную жизнь. Я бы хотел, чтобы не только не делались спекуляции на процессе сближения, но между народами также велись серьезные переговоры, наладилось общение с тем, чтобы каждый из нас мог уточнить свои позиции, понять друг друга.
Эти запутанные пункты в целом касаются не только армянства и армянского мира. В связи с карабахскими событиями скажу, что народ Карабаха поднял политический вопрос в период новейшей истории. Начиная с 1988 года, фактически накануне развала Советского Союза, мы были свидетелями очень известных событий на территории Азербайджана, касающихся армянского населения: несомненно, страсти снова раздулись, раны открылись. Что это было, как не подготовительный шаг к осуществлению геноцида? Сегодня существуют различные комментарии вокруг этих вопросов - официальные, гуманитарные и др. Это те вопросы, которые достаточно серьезно воздействуют на человеческую память и на будущую политику, на возможности нормального соседства в будущем. Ясное дело, что эту территорию никто не покинет. На этой территории нужно находить точки соприкосновения, которые должны основываться как на правах человека, так и в целом на правах народа. Это самое важное.
И еще: в сегодняшней ситуации мы являемся свидетелями того, как самые высокие должностные лица Турции самым прямым образом пытаются связать карабахский вопрос с вопросом армяно-турецких отношений. Это не содействует решению карабахской проблемы и очевидно, что Турция является заложником собственных обещаний Азербайджану, которые в свое время были даны и сегодня выполняются. И это явно свидетельствует о давлении со стороны Азербайджана. Хочешь, не хочешь, а Турция превращается в заинтересованную сторону, непрестанно утверждая, что без того-то и того-то никакого положительного результата не будет. Это также воспринимается как форма давления, однако вряд ли давлением можно обеспечить положительные результаты.
Большое спасибо. У вас есть что добавить?
На данный момент мало что могу добавить. Скажу, что в эти дни складывается начало будущего, когда официальные лица Карабаха будут иметь поводы общаться не только с журналистами, но и политическими деятелями различных стран. Сдержанный и спокойный политический диалог и дискуссии были бы очень эффективными.
Добавлю лишь то, что время несет в себе смысл необратимости. И каждый должен иметь смелость трезво оглянуться назад на свое прошлое, свою историю, чтобы суметь строить собственное будущее.