Рейтинг политической выживаемости губернаторов России (сентябрь 2009)
Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) и Фонд "Петербургская политика" представили в ИА REGNUM Новости Пятый рейтинг политической выживаемости губернаторов. Регулярное составление рейтингов проводится с 2007 года. Экспертами по 5-балльной шкале оценивается степень политического влияния действующих глав субъектов Федерации с точки зрения их способности сохранить свой нынешний пост. Это влияние может определяться самым различным набором фактором - наличием/отсутствием негативных новостей из региона, активностью конкурентов, привлекательностью/непривлекательностью территории для потенциальных лоббистов, выстроенностью отношений с федеральными чиновниками и партиями, уровнем социальной напряженности, результатами выборов, в определенной степени - реальной эффективностью глав субъектов Федерации.
С момента публикации прошлого рейтинга была принята серия кадровых решений.
Вокруг целого ряда регионов разгорелись конфликты. Самым громким из них стал демарш главы Башкирии
Достаточно высокой оказалась и активность "двоечников". Наиболее заметны были действия главы Свердловской области
Анализируя кадровую политику президента
• "Хирургический", связанный с активной заменой глав регионов. После инаугурации в течение 2008 года были заменены главы Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Хакасии, Ставропольского края, Амурской, Кировской областей.
• Этап "показательной порки": одновременная замена в феврале 2009 года глав Воронежской, Орловской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа, отставка губернатора Мурманской области, создание ожиданий замены целого ряда руководителей регионов.
• "Консервативный" этап, связанный с отказом от жесткого прессинга на регионы и предусматривающий декларирование в качестве ключевого критерия эффективности глав регионов социально-экономических показателей (уровень безработицы, решенность проблем моногородов и т.п.).
Однако осенью 2009 года начинается новый этап. Он связан не только с изменением схемы назначения губернаторов, но и с приближением конца срока полномочий большого числа глав регионов (в 2009-2010 гг. завершается срок полномочий у 34 руководителей субъектов Федерации): Ноябрь 2009 - Свердловская область, Декабрь 2009 - Астраханская область, Курганская область, Республика Алтай, Январь 2010 - Марий Эл, Волгоградская область, Февраль 2010 - Дагестан, Приморский край, Курская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Март 2010 - Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Апрель 2010 - Кемеровская область, Саратовская область, Тульская область, Челябинская область, Май 2010 - Липецкая область, Пензенская область, Июль 2010 - Тамбовская область, Август 2010 - Чувашия, Нижегородская область, Июнь 2010 - Северная Осетия, Оренбургская область, Ростовская область, Июль 2010 - Калужская область, Сентябрь 2010 - Кабардино-Балкария, Калининградская область, Октябрь 2010 - Калмыкия, Ноябрь 2010 - Мордовия, Тюменская область, Декабрь 2010 - Ивановская область, Пермский край.
Ключевыми интригами нового этапа станут:
1. Степень политической и психологической готовности президента Медведева продолжить начавшиеся в 2008 году перестановки в губернаторском корпусе.
• С одной стороны, замена глав регионов дает президенту возможность продемонстрировать решительность в ротации кадров, омоложении губернаторского корпуса, борьбе с коррупции, готовности жестко спрашивать с глав регионов за социальные и экономические результаты показатели территории. В то же время на принятие решений не могут не влиять "консервативные" факторы: необходимость разрушать сложную систему неформальных договоренностей в регионе в случае смены его главы, риски обострения социальной и национальной напряженности, недостаточная "история успеха" у новых назначенцев.
• Обладая достаточным пространством для кадровых маневров именно на региональном уровне, глава государства имеет возможность использовать эту сферу для политического наступления. Однако вопрос о том, принял ли для себя президент такое решение, пока остается открытым. Как следствие, мы приняли решение не ставить оценку "выживаемости" действующих глав Курганской и Свердловской областей. По этим двум субъектам оценки экспертов оказались полярными, между которыми бессмысленно выводить среднее арифметическое.
2. Способность и готовность соблюсти относительно прозрачную процедуру отбора кандидатов на пост главы региона.
3. Степень самостоятельности
4. Источники формирования кадрового резерва президента. Как показывают "тройки" в Свердловской, Астраханской и Курганской областях, кандидаты формируются в основном из первых лиц региона, высокопоставленных чиновников правительства и депутатов
5. Влияние на представление федеральной власти об эффективности губернатора итогов региональных и муниципальных выборов.
6. Уровень активности полпредов в федеральных округах. Их возможности влиять на кадровую политику сократились (показательно назначение иркутским губернатором сенатора Д.Мезенцева, отсутствовавшего в "списке полпреда"), что вряд ли может устроить наиболее активных представителей президента - таких, как Н.Винниченко и В.Ишаев.
7. Способность федеральной власти проводить активную ротацию глав национальных республик: в 2009-2010 годах завершается срок полномочий у 9 из 21 глав республик.
Рейтинг полтической выживаемости губернаторов России (сентябрь 2009)
Адыгея - Аслан Тхакушинов - 4
Башкирия - Муртаза Рахимов - 2
Бурятия -
Республика Алтай -
Дагестан -
Ингушетия - Юнус-бек Евкуров - 5
Кабардино-Балкария -
Калмыкия -
Карачаево-Черкесия -
Карелия -
Коми -
Марий Эл -
Мордовия - Николай Меркушкин - 4
Саха -
Северная Осетия -
Татарстан -
Тува - Шолбан Кара-оол - 3
Удмуртия -
Хакасия - Виктор Зимин - 4
Чечня -
Чувашия -
Алтайский край - Александр Карлин - 5
Забайкальский край -
Камчатский край - Алексей Кузьмицкий - 4
Краснодарский край -
Красноярский край -
Приморский край - Сергей Дарькин - 3
Ставропольский край -
Хабаровский край -
Амурская область -
Архангельская область -
Астраханская область -
Белгородская область -
Брянская область -
Владимирская область -
Волгоградская область -
Вологодская область -
Воронежская область -
Ивановская область -
Иркутская область -
Калининградская область -
Калужская область -
Кемеровская область -
Кировская область - Никита Белых - 4
Костромская область -
Курганская область -
Курская область -
Ленинградская область - Валерий Сердюков - 3
Липецкая область -
Магаданская область -
Московская область -
Мурманская область - Дмитрий Дмитриенко - 5
Нижегородская область -
Новгородская область -
Новосибирская область -
Омская область -
Оренбургская область -
Орловская область -
Пензенская область -
Пермский край -
Псковская область -
Ростовская область -
Рязанская область -
Самарская область -
Саратовская область -
Сахалинская область - Александр Хорошавин - 4
Свердловская область - Эдуард Россель - без оценки
Смоленская область -
Тамбовская область -
Тверская область -
Томская область -
Тульская область -
Тюменская область -
Ульяновская область -
Челябинская область - Пётр Сумин - 2
Ярославская область -
Москва -
Санкт-Петербург -
Еврейская автономная область -
Ненецкий автономный округ -
Ханты-Мансийский автономный округ -
Чукотский автономный округ - Роман Копин - 4
Ямало-Ненецкий автономный округ -
Список экспертов, принявших участие в составлении рейтинга: Бадовский Дмитрий, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем, член Общественной палаты РФ, Виноградов Михаил, президент фонда "Петербургская политика", Гончаренко Оксана, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, Давыдов Леонид, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике Общественной палаты РФ, Иванов Виталий, директор Института политики и государственного права, Колеров Модест, главный редактор информационного агентства REGNUM, Кузнецов Глеб, политолог, Минченко Евгений, директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ), Рябов Андрей, член научного совета Московского центра Карнеги, Титков Алексей, доцент кафедры публичной политики факультета прикладной политологии Государственного университета "