Президент Армении видит риски в процессе армяно-турецкого примирения и идет "решать вопросы"
Армения, 17 сентября, 2009, 16:54 — ИА Регнум. Президент Армении
По его словам, после совместного заявления МИД Армении, Турции и Швейцарии по урегулированию армяно-турецких переговоров и опубликования парафированных протоколов начался этап общественно-политических консультаций. За эти дни, по словам Саргсяна, прозвучали как слова одобрения, так и резкая критика, была озвучена озабоченность. "Конечно, я тоже вижу риски, у меня тоже есть беспокойство, но чтобы правильно оценить все эти риски, надо привести наши замечание в одно поле".
Отметив, что с Турцией и ранее велись переговоры, президент Армении подчеркнул, что нынешний этап переговоров отличается своей публичностью и открытостью. Открытость, по его словам, объясняется тем, что в условиях "напряженности и вражды" между обществами Армении и Турции, являющейся результатом "самой мрачной страницы в истории армянского народа - Геноцида, осуществленного в Османской империи", для нормализации отношений недостаточно одной лишь политической воли руководителей. Для этого необходимо участие обществ. Указав на тот факт, что до этого времени не прозвучало ни одного мнения, которое бы свидетельствовало о несогласии с перспективой открытия границ и установления дипломатических отношений с Турцией, президент призвал сперва определиться и понять "где мы, что имеем и куда идем".
Президент сфокусировал внимание на этапе обсуждения парафированных документов, их подписании и возможной ратификации. "Возможно, что отдельные пункты документов звучат для некоторых неубедительно, хотя уверен, что при всестороннем представлении и беспристрастном обсуждении это практически невозможно. Но даже в этом случае, означает ли это проиграть в каком-то вопросе или означает раскрыть рабочее поле для обсуждений и решения всех вопросов? В конце концов, мы этим этапом завершаем или начинаем? Давайте сегодня вместе говорить и разбираться", - отметил он.
"Что имеем? Имеем два парафированных документа и активный процесс. Давайте подумаем, что нам дают или отбирают у нас эти документы. Как вы расцениваете их, в качестве ответов на имеющиеся вопросы, или в качестве актов, создающих предпосылки для решения вопросов. Лично я вижу завершение этих процессов исключительно в качестве обеспечения минимальной среды, которая даст возможность начать с турками диалог. В деле урегулирования армяно-турецких отношений у нас много вопросов - от экономических и политических до исторических", - отметил он.
"Куда мы идем? Лично я иду решать вопросы. Если для решения какой-то задачи мы закрыли какую-либо дверь - прошу мне показать ее. Если мы действительно хотим урегулировать отношения - а я еще раз повторю, что пока еще никто публично не заявлял, что он, как политическая сила, против урегулирования отношений с турками - то давайте поймем, кто что будет делать, и вообще, какую работу будем все вместе осуществлять. Думаю, это самое главное", - заявил Серж Саргсян.
После выступления Саргсяна, началось само совещание, которое проходило за закрытыми дверями. В совещании принимали участие представители 52 из 64 приглашенных политических партий. На совещании не присутствовала парламентская оппозиционная партия "Наследие" и внепарламентская оппозиция в лице Армянского национального конгресса.