Станислав Тарасов: Юбилей "Контракта века" - за что "гяуры" нынче Баку славят
В Азербайджане торжественно отметили годовщину 15-летия подписания "Контракта века". В послании президенту Азербайджана
Проблемой так называемого " Южного коридора" озабочено и правительство Великобритании. На этой неделе министр энергетики лорд Хант находится с визитами в Турции и Азербайджане "в рамках согласованных усилий Британии по укреплению энергетической безопасности в Европе".
Но Турция всего лишь транзитная страна, а у Азербайджана не хватает должных запасов сырья для загрузки планируемого проекта NABUCCO, если именно под ним понимать "Южный коридор". Поэтому складывается устойчивое ощущение, что Вашингтон и Лондон, во многом способствовавшие планированию и осуществлению азербайджанского "Проекта века", пытаются начать все с чистого листа.
А начиналось все еще во времена президентства в Азербайджане
Первоначально была введена в эксплуатацию труба между Баку и Новороссийском. Затем появился маршрут Баку-Супса с перспективой выхода через Одессу и Броды на Польшу и дальше. И только на третьей, завершающей фазе операции " Контракт века" было решено осуществлять главную транспортировку так называемой большой каспийской нефти по маршруту
На том этапе ставка делалась уже не столько на обеспечение поступлений нефтедолларов для экономики страны, сколько на мобилизацию возможностей турецкой и западной дипломатии для решения еще одной задачи: вернуть под свою юрисдикцию Карабах. Но именно с этого момента стало очевидно, что Азербайджану придется бросить на исторический алтарь жертву - расстаться с Карабахом. Потому, что в регионе Закавказья и Ближнего Востока " Контракт века" привел в движение сложнейшие неподконтрольные Азербайджану геополитические процессы. То есть, как выразился в своем выступлении на юбилее "Контракта Века" Ильхам Алиев, "энергетическая политика Азербайджана перешла из региональной плоскости в глобальную".
Суть этой глобальности четко квалифицировал известный американский аналитик
В Баку торжествовали, еще не осознавая факта, что "Контракт века" превратил Азербайджан из субъекта в объект большой игры. Во-первых, становилось ясно, что урегулирование карабахской проблемы будет иметь затяжной характер. Во-вторых, учитывая, что Азербайджан смело вышел на западную площадку, Армения успешно стала разыгрывать азербайджанскую карту во взаимоотношениях с Западом без оглядки на Россию, в глазах которой Баку был скомпрометирован "Контрактом века".
Таким образом Баку оказался в формуле, о которой говорил
В конечном счете все свелось в статьи новых "Мадридских принципов": освобождение азербайджанских районов и проведение в Карабахе референдума.
Первый парадокс для Азербайджана заключался именно в том, что с момента подписания "Контракта века", который разрезал его пуповину с Россией и означал для Баку начало нового отчета исторического времени, Армении удалось разорвать внешне казавшийся незыблемым союз Баку с Анкарой. Так сложился второй парадокс: рвущийся на Запад Азербайджан фактически вырулил на "Большой Ближний Восток" и стал в один ряд с такими государствами, как Ирак и Афганистан. В свою очередь Турция, географически "прописанная" на Ближнем Востоке, предприняла более широкий дрейф на Запад.
Плюс к этому возрастающие амбиции геоэкономического свойства дремавшей до определенного момента Туркмении. Получив четырехмиллиардный китайский кредит, она "свет в конце тоннеля" обозначила для себя уже не столько в западном варианте транспортировки своих энергоресурсов - по дну Каспия, через Азербайджан и Грузию в Турцию - сколько в расширении сотрудничества с Китаем, Ираном и Россией.
Так что теперь знаменитый " Контракт века" бумерангом возвращается назад в Баку и срабатывает с точностью наоборот.