Расим Агаев: "США против транспортного коридора через Иран, Азербайджан и Россию"
Интервью с азербайджанским политологом Расимом Агаевым
ИА REGNUM Новости: Можно ли сказать, что нынешнее состояние отношений между пятью странами Каспийского бассейна вынуждает отложить в долгий ящик урегулирование правового статуса Каспия?
В принципе, сегодня между странами, поставляющими углеводороды из Каспийского региона: Россией, Казахстаном и Азербайджаном и в перспективе даже Туркменистаном нет неразрешимых вопросов. Особая позиция есть у Ирана, который тормозит процесс интеграции, пользуясь неурегулированностью статуса Каспия и использует этот момент чисто в политических целях. Иран ни при каких условиях не хочет закрепления в Прикаспийском регионе американцев и делает все чтобы вопрос статуса оставался в подвешенном состоянии. Можно всячески высказывать недовольство такой позицией Ирана, но вместе с тем не стоит забывать, что эта страна находится долгое время в изоляции, основным инициатором которой является США и в ответ официальный Тегеран вставляет любые возможные "палки в колеса" американской политики в нашем регионе.
В деле урегулирования вопроса правового статуса остается ждать или серьезных изменений в руководстве и идеологии Ирана, или же поворота в политике США и Израиля в отношении к нынешнему Тегерану. А что касается Европы, то с ней иранские власти умеют находить общий язык, поскольку страны ЕС жизненно заинтересованы в получении дешевых углеводородов Ирана.
ИА REGNUM Новости: Откуда у Вас оптимизм по поводу того, что с Туркменией можно найти общий язык по Каспийским вопросам?
Практика показывает, что с туркменской стороной всегда можно договориться и принять какое-то решение по вопросу совместного использования спорных месторождений, но это нельзя отнести к вопросу статуса Каспия. Тут пока нет общего понимания, поскольку туркменская сторона выдвигает претензии, противоречащие географии прикаспийского региона и хотят, чтобы при проведении разделительной линии середины моря не был учтен Апшеронский полуостров Азербайджана, который на 60 км врезается в Каспий. То есть, по замыслу официального Ашхабада, фактически туркменская водная граница должна пройти в паре десятков километров от Баку, что естественно неприемлемо для Азербайджана.
ИА REGNUM Новости: С чем связано недавнее заявление туркменского руководства о возможном строительстве своей военно-морской базы на Каспии?
Все эти штучки президента Бердымухаммедова стоит рассматривать в контексте стремления Туркменистана балансировать между интересами России, Китая и Запада и получить свою выгоду. Общая формула центральноазиатской политики и, по большому счету, многих стран
То есть тут в принципе нет ничего нового - и страны СНГ пытаются с пользой для себя балансировать между различными силовыми центрами, что, кстати, еще раз подтверждает то, что сегодня мир не становится однополярным, как говорят американские идеологи, а вновь превращается в многополярную сложную систему, где есть интересы США, России, Китая, Европы и других. То, что происходит вокруг Каспия - борьба за добычу и транзит углеводородов, столкновения интересов, все это говорит о противоборстве разных полюсов многополярного мира, наличие которого первыми реально признали в Европе и отказываются пока видеть в США.
ИА REGNUM Новости: Много говорят о создании транспортно-коммуникационного коридора Север-Юг, который через Россию, Азербайджан и Иран может соединить европейские страны с Персидским заливом, Индией и другими государствами юго-восточного полушария. Насколько вообще реально создание, к примеру железнодорожного коридора из Ирана в Азербайджан и дальше в Россию?
Это станет колоссальным трансконтинентальным проектом, если получится его осуществить, поскольку в результате по самому короткому пути грузопоток свободно будет следовать от Индийского океана, Китая до стран Европы. Но кавказские конфликты пока не позволяют реализовать этот проект.
ИА REGNUM Новости: А кто создает наибольшое сопротивление на пути реализации проекта Север-Юг?
Я думаю, что основная проблема в позиции США, в интересы которых совсем не вписывается создание такого трансконтинентального коридора, поскольку такие страны, как Иран, Китай - согласно американской политике - не должны иметь дополнительные транзитные пути в Европу. То есть американские интересы зиждятся на ограничении доступа вышеперечисленных государств к европейским рынкам и их интеграции в европространство, тем более что тут еще возрастет роль России как главного транзитного звена в коридоре Север-Юг. То есть США жестко выступают против любых перспективных проектов выходящих за рамки американских геополитических планов в Евразии.
ИА REGNUM Новости: Насколько в Азербайджане хорошо обстоят дела с начатой диверсификацией экономики, направленной на развитие ненефтяного сектора, сельского хозяйства и других сфер?
Все таки время показало, что нефтедоллары оказались самым тяжеловесным игроком на экономической арене Азербайджана. Зависимость от экспорта углеводородного сырья не так-то легко уменьшить. Поэтому в Азербайджане быстрыми темпами развиваются машиностроительный и нефтегазовый секторы, а так же сфера строительства и транспортных коммуникаций, то есть всего того, что, по большому счету, опять-таки обслуживает разведку, добычу и доставку углеводородов. Азербайджану еще придется долго идти по пути создания сфер экономики, конкурентноспособных по сравнению с нефтегазовой.
Нефтедоллары хороши, когда нет амбициозных лидеров, как некогда
В Азербайджане немалую долю нефтедолларов пожирает конфликт с Арменией, поскольку у нас постоянно растет военный бюджет, активная дипломатическая деятельность, лоббирование своих интересов зарубежом - ведь все это пожирает немалые деньги. То есть основное внимание руководства и ресурсов страны отвлечено на все это, а экономические вопросы отходят на второй план перед вопросами безопасности и восстановления территориальной целостности. Поэтому в такой ситуации одного Карабахского конфликта достаточно, чтобы руководство страны было отвлечено от важных
К тому же зарубежные инвесторы особо не вкладывают в создание новых промышленных отраслей и сфер экономики потому, что есть неурегулированный конфликт и в любой момент могут быть военные действия со всеми вытекающими негативными последствиями для бизнеса, который любит в первую очередь стабильность и еще раз стабильность.
ИА REGNUM Новости В такой ситуации, какая ненефтяная сфера все-таки имеет больше шансов получить развитие в Азербайджане?
Если бы все было благополучно, был бы разрешен конфликт и создана нормальная рыночная экономика, то никто бы из Азербайджана не уезжал, а сегодня достаточно только пройтись по улицам российской столицы, чтобы на каждом углу услышать азербайджанскую речь.
Я считаю для Азербайджана очень перспективным развитие туристического бизнеса. Сегодня в страну в год приезжает свыше миллиона туристов, каждый из которых приносит не менее 1000 долларов прибыли, кроме того, что он оплатил по турпутевке. В Азербайджане компактно расположены морские, горные курортные зоны, лесные массивы, субтропики, лыжные турбазы и огромные возможности для этнотуризма, экологического и экстремального туризма. Если ускорить осуществление проектов по созданию высококачественной туристической инфраструктуры, то можно значительно увеличить доходы от этой сферы, тем более, что Азербайджан очень популярен среди иранских, российских, турецких и теперь уже европейских туристов.