Леонид Карабешкин: Приостановка деятельности "КД авиа" наносит политический ущерб имиджу Калининграда
Приостановка деятельности авиакомпании "
Против "КД авиа", помимо ошибок менеджмента компании, играли экономический кризис и относительно небольшие размеры области, неспособной самостоятельно генерировать большие пассажиропотоки. С аналогичными трудностями сталкиваются большинство прибалтийских авиакомпаний. Так, обанкротилась литовская "Fly LAL", трудности испытывает эстонская "
Такая поддержка была обещана и "КД авиа", однако, деньги (а это 4 млрд рублей средств федерального бюджета) региональным руководством так и не были перечислены авиакомпании. Вероятно, кредиторская нагрузка компании столь велика, что без банкротства компании ее санация представляется малореальной. На расплату со всеми долгами денег все равно бы не хватило. Есть и опасность вывода активов собственниками. Остается надеяться, что процедура банкротства, инициированная не должниками, а самой авиакомпанией, позволит действительно сохранить имущественный комплекс, который мог бы быть использован уже новой авиакомпанией с другими инвесторами. Среди последних могло бы выступить и государство. В противном случае, Калининград превратится во второстепенный региональный аэропорт.
Прозвучавшие из уст федеральных руководителей российской авиации предложения российским авиакомпаниям зарегистрировать свои филиалы в Калининграде не выдерживают критики, так как развитие хаба без наличия собственной базовой авиакомпании невозможно. А крупные российские компании вряд ли будут заниматься раскруткой серьезно модернизированного калининградского аэропорта - для них это бы означало конкурировать самими с собой. Это понимают и в руководстве Калининградской области, представители которого заявляют о намерении инвестировать в новую авиакомпанию оставшиеся средства федеральной поддержки.
Понятно, что на восстановление пассажиропотока потребуется время и серьезные инвестиции. Неочевидно, что в нынешних условиях такой проект может быть вообще прибыльным, по крайней мере, с бухгалтерской точки зрения. Однако с позиции финансовых потоков деятельность авиакомпании будет иметь кумулятивный эффект для социально-экономического развития Калининградской области и реализации целей федеральной политики в отношении региона. Поддержание обширной сети перевозок с регионами России за счет транзита и снижение общего уровня цен на линиях в российские столицы как результат конкуренции, крайне важно для обеспечения мобильности граждан между областью и остальной Россией.
Леонид Карабешкин, доцент Евроуниверситета, Таллин, участник Ассоциации международных экспертов по вопросам развития Калининградской области.