Эксперт: Накануне бензинового кризиса - СНГ должен повторить опыт ОПЕК
В сентябре 2009 сразу на 17 российских нефтеперерабатывающих заводах будет производиться плановый ремонт. Уже сейчас ряд экспертов считает, что остановка такого количества российских НПЗ вызовет рост стоимости бензина. Первым после российского потребителя может пострадать казахстанский. Доля импортируемого из России в Казахстан бензина, по некоторым данным, составляет не меньше четверти всего объема рынка ГСМ в республике. Главный научный сотрудник Института экономики при министерстве образования и науки Казахстана
ИА REGNUM Новости: Ценообразование на казахстанском рынке ГСМ очень сильно зависит от действий России. НПЗ нашего северного соседа останавливаются на ремонт - стало быть, вырастет стоимость горючего? Существует ли защита от колебаний цен?
Честно говоря, механизмов защиты не существует. То есть такого комплекса радикальных мероприятий, при помощи которых мы можем защитить себя от монополистов, нет. Да, в разное время были попытки принять разного рода меры. Например, в Казахстане рассматривался вопрос о том, как сократить количество промежуточных звеньев между НПЗ и АЗС. Сократить именно те звенья, которые не имеют реальных нефтепродуктов. Это те, кто занимается перекладыванием бумаги, наживается на этом. Это важное мероприятие, о нем давно говорилось. Но как именно пройдет эта акция - не совсем ясно. Так или иначе, это пошло бы на пользу.
Теперь о плановом ремонте - тот факт, что НПЗ займутся модернизацией именно сейчас - может быть, даже сдвиг в положительную сторону. В прежние годы нефтеперерабатывающие предприятия, что у нас, что в России, на плановый ремонт становились в июле, августе, начале сентября. То есть раньше это происходило в самое "жаркое" время, когда село больше всего нуждается в дизельном топливе и бензине. И этими остановками заводы мотивировали повышение цен на нефтепродукты. Сроки плановых ремонтов, сдвинутые к концу сентября, октябрю - может быть, уже не так сильно повлияют на увеличение цены отгружаемых нефтепродуктов. Другое дело, что будет твориться в это время у нас, в Казахстане.
Я думаю, что России не совсем выгодно повышать цену на ввозимый сюда бензин. Уже есть устойчивые связи, определенные доверительные отношения, и если резко увеличится цена бензина и дизельного топлива, это не приведет ни к чему хорошему для обеих стран. Тут важно заметить, что нефтепереработчики довольно часто ссылаются на высокую стоимость нефти. Но я хотел бы сказать, что спекулятивные, биржевые колебания цены носят кратковременный характер и поэтому особенного влияния на цену поставляемой на заводы нефти не оказывают. Тем более, что существует внутренняя цена.
ИА REGNUM Новости: По какому принципу можно сократить количество звеньев в цепочке от НПЗ к АЗС? Это вообще возможно? Ведь многие из них связаны с криминальными структурами.
Если это невозможно, то о чем тогда говорить? Если ты не имеешь выхода на нефтепровод, если ты не имеешь своего транспорта, если ты не имеешь раздаточных колонок, ты не имеешь права вообще участвовать в этом процессе. Спекулятивные надбавки, которые оседают в конечном итоге на цене топлива, создаются перекупщиками. Другое дело, что так повелось еще с 1991 года, когда вся страна была в таком состоянии, что невозможно было нормально регулировать работу любой отрасли экономики. Тогда пришли люди и сказали, что мы поможем, что у нас есть капитал. Теперь - другое время и надо оставлять работать только тех, у кого есть фонды и кто может перерабатывать, перемещать и реализовывать. Надо действовать по такому принципу.
ИА REGNUM Новости: Сумеет ли государство создать необходимые условия?
Государство, хоть и не должно вмешиваться, но должно создавать свою законодательную идеологию, которая в конечном итоге - пусть не сразу, пусть через год после принятия необходимых законов начнет влиять на ситуацию. И хоть не сразу, но все привыкнут, что есть закон, который надо соблюдать. В определенный момент государство было вообще выведено из системы контроля, системы управления экономикой страны - это тоже наша беда. Когда в экономику пришли люди, взяли опыт других стран, и перевернулось все. Государство? Нет государства в условиях рыночной экономики. Государство ушло в сторону. Но при этом государство должно иметь четкие рычаги воздействия на экономику. Причем государство должно не только контролировать и следить за исполнением законов, но и давать направление: как наиболее эффективно развивать нашу экономику.
Для примера можем взять наши перерабатывающие заводы. Например, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод настроен на переработку семи с половиной миллионов тонн нефти в год. Перерабатывает он четыре миллиона. Значит - печи, трубопроводы, теплообменники, использование воды, электроэнергия, пар, водород - все, что используется в этом хозяйстве, рассчитано на переработку именно семи миллионов тонн. А в нашем случае вся масса этих затрат ложится на четыре миллиона. Какова себестоимость ГСМ? Почти в два раза выше, чем она должна быть. Эта себестоимость вкупе с прибылью предприятия отправляется к тем, кто перепродает эти нефтепродукты. И еще там идут надбавки. Вот почему у нас такая дорогая продукция нефтеперерабатывающих заводов.
ИА REGNUM Новости: Эффективны ли государственные рычаги регулирования? Вводили же в Казахстане нынешней весной экспортные пошлины? И что изменилось?
Все так же - те, кто заинтересован передавать часть нефти на заводы - те и отдают.
ИА REGNUM Новости: То есть, ничего не изменилось?
Смотрите - Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Это предприятие - на сто процентов наше. Этим заводом владеет государственная компания. На сегодняшний день государственная компания добывает незначительное количество нефти. Компания, разумеется, тоже хочет отправить нефть за рубеж, чтобы получить определенные выгоды от торговли. Но частично загружает свой завод? Загружает. Частично нефть идет с Тенгизского месторождения, где государство имеет 20-процентную долю. А с других компаний мы спросить не можем. Поэтому когда им увеличивают размер экспортной пошлины на тот или иной период, это всего лишь "плюс" бюджету страны. И больше ничего.
ИА REGNUM Новости: То есть на состояние бензиновой отрасли введение этой меры не влияет?
Не влияет. Если сравнивать с Россией, то новая российская экспортная пошлина, введенная с первого сентября, раза в полтора выше нашей пошлины. Может быть, так строить работу с компаниями, которые экспортируют нефть?
ИА REGNUM Новости: Считается, что нефтяную отрасль ждет кризис...
Добыча нефти растет все последние годы. На крупнейшем месторождении, где у нас добывается 20 с лишним процентов всей нашей нефти, введена новая система поддержания пластов давления (речь идет о закачке газа) - это позволяет в дальнейшем увеличивать текущую добычу. На Карачаганаке будет введена аналогичная система. Можно взять для примера любую структуру, которая работает - иностранную или работающую на долях с нашей компанией, везде заметно повышение добычи. Хоть незначительное, но повышение. То, о чем пишут сегодня СМИ - что начинается перелив капиталов из этой отрасли, работа по разведке прекращается, запасы потихоньку сокращаются, поэтому добыча будет сокращаться - это неверное суждение. Да, как у нас, так и в России геологоразведке не уделялось достаточного внимания. Качай, отправляй, перерабатывай, получай деньги за счет реализации на внешнем рынке. Но, тем не менее, открытия происходят. Они означают - приращение запасов.
Россия - Баренцево море -открыты мощнейшие новые структуры. Сахалин - крупная структура, причем таких там - десятки. В Казахстане тоже открывают месторождения. На днях - открыли новое месторождение на большой глубине в Бразилии. В Америке, в Мексиканском заливе на глубине 10,5 километров - новое месторождение под миллиард тонн. Поэтому прежде чем говорить, что запасы сокращаются, надо шире смотреть. Что в мире происходит? Где приращиваются запасы? А потом - сравнить с теми запасами, которые есть; с текущей добычей (обычно говорят - соотношение запасов и добычи должно быть десятикратным) и перспективными запасами. Это надо объективно оценить и потом уже говорить - будет ли у нас кризис в этой отрасли, будет ли резкое падение добычи нефти. Вряд ли. События, происходящие в нефтяной отрасли, говорят о том, что пока все идет неплохо.
ИА REGNUM Новости: Почему же тогда вы не согласны с мнением, что Казахстан войдет в "клуб" новых производителей нефти?
Я против того, чтобы в Казахстане очень резко росла добыча.
ИА REGNUM Новости: Почему?
Возьмем историю. Вспомним Мангышлак. 1965 год. Вводим крупные месторождения - Узень и Жетыбай. Причем, Узень - это миллиардное месторождение. Начинается реализация, сопровождаемая лозунгами: даешь сто миллионов тонн! Ну и дошли до 27 миллионов в этом регионе. Все. Стали качать холодную воду, а наша нефть высокопарафинистая, она сразу превратилась в комок. Стала практически непрокачиваемой. Что хорошего? Мы потеряли в запасах, мы потеряли в темпах развития, мы потеряли в технологическом рывке. Потому что прежде чем закачивать в скважину холодную воду, которую брали из Каспийского моря, надо было подумать: а что это за нефть? Насколько легко можно будет ее добывать? Насколько легко будет ее транспортировать? Ведь когда стало известно, что эта нефть имеет высокое содержание парафинов, построили трубу с подогревом. И только после этого начали использовать определенные методы. Разбалтывать пласт, для мангышлакской нефти - стали разрабатывать определенные реагенты, которые способствуют разжижению нефти и более легкому доступу к скважине. К этому привела спешка.
Сегодня мы делаем ставку на морские месторождения. Вспомним, что это такое. Это узаконенная определенными государственными решениями заповедная зона. Когда стали разбуривать Кашаган, появилась поправка: в этой зоне можно разрабатывать нефтяные месторождения, если будет "нулевой выброс". То есть все будет чисто. Все отходы и буровые растворы будут аккуратно вывозиться. Но такого не может быть! Уже были случаи, и эксперты определяли, что в водах того региона наблюдаются шламы, загрязнители, напоминающие буровые растворы. А Кашаган еще не начинает работу! Дальше там пойдет Курмангазы, пойдут еще месторождения. И что? Это все происходит на море. И когда начнем говорить о ста миллионах тонн, потом о 140 миллионах тонн на море, я не верю, что с Каспием будет все в порядке. А если с ним не будет все в порядке - эта нефть никому не нужна. Каспий погибнет. Я не предрекаю катастрофу. Надо понимать, что работа на море - это опаснейшее дело. А тем более - на таких месторождениях, как Кашаган, где взяты пробы и уже известно, что нефть и газ там насыщены сероводородом и сернистыми соединениями. Это же яды! Что будет дальше? Поэтому я за то, чтобы постепенно наращивать добычу. Нарастили, получили первую добычу в 2013 году, например, и только после детального анализа потихоньку начать наращивать и проверять общую ситуацию, которая складывается в этом регионе. Когда все будет отработано, когда станет известен режим: насколько мы можем рассчитывать на использование фонтанного способа эксплуатации, тогда уже можно будет говорить потихоньку об увеличении диаметров поступления. Но стремиться просто так войти в десятку ведущих нефтедобывающих стран, причем в таком серьезном регионе, как северо-восток Каспийского моря - нельзя...
ИА REGNUM Новости: Но Казахстан - не единственное прикаспийское государство. Эти должны озаботиться все.
Да, конечно. Давайте вспомним, как начиналось освоение Каспия. Начиналось все в 1950-х годах, в Азербайджане, когда появились "Нефтяные камни". Я могу привести пример - я жил в Баку и видел это. Я был школьником - мы ходили купаться в Бакинскую бухту. Она была разделена на мужскую и женскую купальни. Мы ныряли, плавали. Началась эксплуатация этих месторождений - и посмотрите на эту бухту сегодня. Нет ни одного купающегося человека, все прибрежные камни покрыты пленкой. И ведь прошло не так много времени. Вот вам пример Азербайджана. Кроме того, очевидно, что работы начнет Россия. Туркмены начнут, Азербайджан уже до середины Каспия внедрился. И уже вовсю обсуждает месторождения, которые способны заполнить трубу
ИА REGNUM Новости: Необходима коллективная ответственность за Каспий?
По этой проблематике прикаспийские государства к единому мнению так и не пришли. А коллективная ответственность, я считаю, должна существовать и состоять из нескольких компонентов: первое - должен быть единый документ по Каспийскому морю, регламентирующий все - судоходство, трубопроводы, разработку месторождений. Второе - сейчас существует квота на вылов рыб осетровых пород. На добычу нефти тоже должны быть установлены квоты. Мы должны повторить опыт ОПЕК - для них самое главное не выйти за пределы общей добычи, чтобы цена на мировом рынке поддерживалась достаточной по уровню для того, чтобы государство процветало. Кроме того, необходимы определенные ограничения по добыче. Ограничения по количеству платформ. Это очень важное дело.
ИА REGNUM Новости: Можно ли повторять механизмы нефтяного картеля? Ряд специалистов считает, что инструменты, на которые ОПЕК опирается, уже не являются достаточными.
ОПЕК перестала влиять на формирование цены. С момента образования картеля примерно 10-15 лет ОПЕК контролировал международную цену на нефть. И только потом, когда появились спекулятивные возможности совершения сделок без наличия нефти, возможность торговать бумажными фьючерсами, цена вышла из-под контроля. Уже цена биржи стала реагировать на высказывания спекулянтов. Очень резко усилилось значение политического фактора. Резко усилилось значение природно-географического фактора. Вспомните, как только на Мексиканском заливе остановились платформы, тут же начался бум на всех мировых биржах, торгующих нефтью. Это произошло из-за урагана, помните, года полтора назад? То есть ОПЕК потерял контроль над ценообразованием. Но как организация - картель нормально функционирует. Более того, к нему присматриваются и прислушиваются. Например, Россия входит в число наблюдателей в этой организации. И непосредственным участником любой сессии ОПЕК, проводимой в Европе. Мексика - точно так же, Норвегия - точно так же.
Другое дело, что было предложение создать свою ОПЕК. То есть скоординировать действия нефтедобывающих государств постсоветского пространства. Вот тут я считаю, было бы здорово выработать такой документ, который был бы полезен всем участникам. Однако, к сожалению, сегодня в силу внутренних и внешних противоречий, не всегда можно прийти к какому-то нормальному обоюдовыгодному решению.
ИА REGNUM Новости: То есть "нефтяное агентство", о котором высшие должностные лица говорят в России - это хорошая идея? Мы в
Если по полочкам разложить всю привлекательность участия в такой организации - например, разумное регулирование добычи - это хорошая идея. Но здесь важен язык дипломатии - нельзя в такой организации разговаривать языком ультиматумов. Нужно разумное регулирование. Чтобы нигде никаких протечек, чтобы все было аккуратно. Если учесть экономические факторы, что мы от этого можем иметь? К примеру, одному государству сегодня трудно найти партнеров. Нефть купят, конечно, но могут предложить низкую цену. А когда на арену выйдет союз государств, они сами могут выбрать партнера, который будет уверен в поставках. Дескать, да, мы на них рассчитываем, это будут наши постоянные поставщики, поставляющие нам сырье. Много плюсов. Но все плюсы перетягивает минус межгосударственных согласований.