Останкинская телебашня может пасть жертвой "народного гаража". Московский стройкомплекс в СМИ
Москва, 4 сентября, 2009, 15:13 — ИА Регнум. Динамика цен на рынке недвижимости Москвы
"Несмотря на некоторый оптимизм, который внушило участникам рынка замедление падения цен в начале лета, уже становится ясно, что коррекция не началась. Снижается предложение на первичном рынке, и несмотря на это, цены продолжают падать. Однако в экономклассе уже начал повышаться спрос, а в секторе коммунальных комнат он даже близок к ажиотажному.", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "В первом полугодии, несмотря на некоторое повышение активности покупателей, связанное с адаптацией к кризисным условиям, а также формированием спроса, ориентированного на покупку значительно подешевевших объектов, уровень спроса на рынке городского жилья оставался крайне низким... несмотря на сокращение предложения, новостройки спросом не пользуются. Поэтому девелоперы целиком сосредоточились на завершении уже начатых объектов... Заметно снизилось и количество сделок на вторичном рынке. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, во втором квартале 2009 года в Москве было зарегистрировано на 27% меньше сделок, чем во втором квартале 2008 года. С привлечением ипотечных кредитов было совершено 1937 сделок, что почти на 70% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Оживлению спроса в отрасли может способствовать либерализация условий кредитования, тем не менее даже эта мера в условиях общей экономической нестабильности кардинально проблемы не решит", констатирует "Ъ". "По словам гендиректора агентства недвижимости DOKI Валерия Барнинца, все основные факторы сейчас играют не на руку продавцам... Участники рынка ждут осеннего всплеска продаж квартир, но эти ожидания могут не оправдаться вовсе или оживление окажется слишком кратковременным для того, чтобы повлиять на динамику рынка. Уже ясно, что через несколько недель стоимость квадратного метра в самом дешевом сегменте может снизиться до $3500, что станет одним из немногих положительных поводов для роста количества сделок. Но этот рост, скорее всего, затронет самые дешевые квартиры... Некоторые косвенные признаки, подмеченные экспертами, также говорят о возможной активизации рынка. Например, Владислав Луцков, генеральный директор АКЦ "Миэль", считает положительным симптомом увеличение впервые выставляемых на продажу квартир. "В июле в первый раз за последние несколько месяцев доля предложения впервые выставленного на продажу жилья увеличилась. По нашим оценкам, темпы снижения цен уже в следующем месяце должны замедлиться,- говорит он.- При этом возвращения объема предложения к прежним показателям раньше сентября ожидать не следует"".
Жилое строительство и жилищная политика Москвы
"Московские власти в очередной раз вернулись к рассмотрению такой наболевшей темы, как отсутствие свободных площадок под строительство жилья. Девелоперам вновь предлагается заняться освоением производственных и промышленных зон", пишет "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "По словам
В том же номере перспективы сноса пятиэтажек комментируют эксперты рынка. "Несмотря на текущую кризисную ситуацию в строительной отрасли, до 2025 года остается довольно много времени, чтобы реализовать заявленные планы. За 16 лет предстоит сносить в среднем 1,3 млн. кв. м жилья в год (250-350 домов) и строить на их месте 2,5 млн. кв. м. Реализуемость этой программы очень серьезно будет зависеть от того, как удастся заинтересовать инвесторов и привлечь в программы реконструкции кварталов сносимого жилья", отмечает Александр Пыпин, руководитель аналитического центра GED Analytics. "Тем, кто задумался об инвестициях в хрущевку, следует проявить осторожность... Следует помнить и о том, что есть некоторое число пятиэтажек, на месте которых многоэтажное строительство невозможно, например, по геологическим причинам. За пределами центра инвесторам они не интересны", предупреждает Михаил Храмов, генеральный директор
Что касается пятиэтажек, то, например в отношении Зеленограда власти настроены вполне оптимистично. "Городские власти пообещали покончить со сносом "хрущоб" в Зеленограде до конца года. Таким образом, самый отдаленный округ столицы программу переселения жителей из пятиэтажек первых индустриальных серий выполнит досрочно", сообщает "Российская газета" в номере от 24 августа. "Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления строительства префектуры Зеленоградского округа Евгений Шумилкин, в 1996 году, когда программа только начала реализовываться, в городе было 145 таких домов. Из них уже 127 снесены. 13 тысяч семей, или каждый шестой житель Зеленограда, переехали в новые квартиры... "В этом году осталось снести последние 18 домов. Их жители уже получили предложения по переселению или даже ордера на новые квартиры", - сообщил префект округа
В центре города - свои проблемы. "Столичный бюджет за время кризиса заметно похудел. Как это сказывается на жизни центра столицы?" На этот вопрос "Российской газете" ответил префект ЦАО
Коммерческая недвижимость
"Столичные власти вернулись к идее 15-летней давности: будущий Парламентский центр, которому никак не удается подобрать удачное расположение, может обосноваться в Воспитательном доме на Москворецкой набережной. Если это предложение будет поддержано Кремлем, российский парламент займет на карте столицы достойное место в соответствии с европейской демократической традицией", сообщают "Известия" в номере от 25 августа. "Парламентские здания в европейских столицах занимают самые видные, знаковые места, а в Москве - вынужденные и случайные... Прежние планы размещения Парламентского центра (Фрунзенская набережная,
"С точки зрения логики российскому парламенту, коль скоро мы не собираемся завязывать с парламентской демократией, нужно где-нибудь прочно угнездиться. Последние 20 лет он мечется по Москве, как загнанный заяц или бильярдный шар", комментирует проект архитектор
"Мэрия Москвы начала собирать проблемные строительные активы в недавно созданную компанию "Мосземсинтез"... столичное правительство готово выкупить допэмиссию компании более чем на 8 млрд руб., причем 4 млрд руб. в итоге достанутся ЗиЛу", сообщают "Ведомости" в номере от 25 августа. "Специальную компанию для скупки столичных земель под последующую застройку - ОАО "Мосземсинтез" правительство Москвы учредило около года назад... Идея была в том, что "Мосземсинтез" получит площадки, которые столичное правительство будет отбирать или выкупать у застройщиков, не способных реализовать свои проекты. В июне компания "Интеко" продала неназванному покупателю более чем за 10 млрд руб. 58 га в Раменском. Функции заказчика и координатора застройки этого участка выполняет "Мосземсинтез". Московское правительство согласилось выкупить допэмиссию "Мосземсинтеза" на 8,11 млрд руб. - соответствующее распоряжение выйдет на днях, рассказали "Ведомостям" чиновник мэрии и источник, близкий к компании. Из них 5,4 млрд руб. город внесет деньгами, уточняет последний", пишет газета. "2,7 млрд руб. город заплатит имуществом, внеся в уставный капитал "Мосземсинтеза" три проекта: здание АМО "ЗиЛ", ОАО "Строительная сберегательная касса" (ССК) и контрольный пакет ОАО "Московская управляющая финансовая компания", рассказал чиновник мэрии... Здание АМО "ЗиЛ" общей площадью 118 854 кв. м оценено в 2,13 млрд руб. Город купил его у завода в 2008 г., чтобы сделать на его месте "общественно-деловой центр", объясняет близкий к "Мосземсинтезу" источник... Оставшиеся 4 млрд руб. из 5,4 млрд руб., которые "Мосземсинтез" получит от города деньгами, компания пустит на приобретение земли и зданий у АМО "ЗиЛ"; с учетом того, что она уже имеет, компания соберет около 27 га. Получается, 1 га территории завода город оценил примерно в $7 млн. Это дешевле докризисной цены примерно на 30%, считает старший вице-президент Knight Frank
Дорожно-транспортное строительство
"В следующем году на реализацию проекта "Большая Ленинградка" власти Москвы намерены потратить 18 млрд 144 млн рублей. Такие цифры приводятся в проекте адресной инвестиционной программы города на 2010 год, обсуждавшемся вчера на заседании столичного правительства", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 26 августа. "Согласно документу это почти половина всех средств, которые будут выделены в следующем году на дорожное строительство. Всего по программе на строительство столичных дорог будет выделено в 2010 году около 38 млрд рублей. "Основная часть средств пойдет на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, на эти цели предусмотрено 16 млрд 79 млн рублей", сообщается в документе. 1 млрд 133 млн рублей столичные власти намерены потратить на реконструкцию моста по Ленинградскому шоссе через Канал имени Москвы. "Еще 902 млн рублей будет потрачено на реконструкцию Ленинградского проспекта от Беговой улицы до станции метро "Сокол" со строительством развязки на пересечении ул. Серегина с учетом устройства подъездной дороги на Ходынское поле", поясняется в тексте адресной инвестиционной программы города на 2010 год. Кроме того, еще 56 млн рублей власти Москвы планируют потратить на инженерное обеспечение развязки на площади Тверской Заставы".
"В конце июля на Волоколамском шоссе начался первый в столице эксперимент по созданию специальной полосы для движения общественного транспорта. И похоже, этот опыт будет продолжен. На очереди появление спецполос на шоссе Энтузиастов, Ленинградском и Ярославском шоссе", сообщают "Новые Известия" в номере от 27 августа. "Начинание было воспринято в штыки множеством автомобилистов. К выводу о том, что спецполоса для общественного транспорта не нужна, пришли и многие эксперты. Некоторые из них проявили даже трогательную заботу о "бомбилах", которым запретили парковаться на обочинах, а нового места не предоставили. Вместе с тем, решая вопрос о необходимости таких спецполос, стоило бы не только прислушаться к мнению тех, кто ездит на личных машинах, но и спросить пассажиров автобусов, которых, кстати, в Москве в 2,5 раза больше, чем автолюбителей... Ограничения въезда в центр города, гигантские штрафы за парковку в неположенном месте - это реальность многих городов мира. Столичные власти уже указывают на то, что подобные меры рано или поздно ждут и московских автомобилистов. Периодически возникают слухи и о введении режима проезда через день (по четным и нечетным дням)... Что до эксперимента с организацией полос для общественного транспорта, то он будет продолжен. На очереди появление таких полос на шоссе Энтузиастов, Ленинградском и Ярославском шоссе. По мнению городских властей, если убедить водителей не заезжать на спецполосы не удастся, придется прибегнуть к увеличению штрафов", отмечают "НИ".
Гаражное строительство
"Как известно, в Москве есть две проблемы - дороги и гаражи. Решению второй из них помогает кризис. Городская программа "Народный гараж" провалилась в предыдущие три года прежде всего из-за того, что рыночная цена на машино-места была значительно выше запланированной властями. Сейчас гаражная программа реанимируется", пишет "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "...в настоящее время ситуация с гаражами близка к критической. В Москве зарегистрировано около 3 млн автомобилей, из них, несмотря на все героические усилия властей, лишь 47% обеспечены местами организованного хранения и парковки, а если говорить о местах хранения европейского уровня, то показатель совсем бедственный - 9% (данные 2008 года)... Программа "Народный гараж" впервые была анонсирована в 2004 году... С той поры не раз сами же столичные чиновники, правда, не очень высокого ранга, признавали, что программа эта провалилась. Префектуры для гаражного строительства выбрали свыше 140 участков, мэрия 87 из них включила в программу, а реально "народный гараж" удалось построить только на одном... кто же станет при таком страшенном дефиците продавать какой-либо товар в пять раз ниже рынка? Да-да, обещанные $5 тыс.- это как раз в пять раз меньше того, что запрашивают на свободном рынке. В том, что это так, можно убедиться, проанализировав ситуацию на гаражной вторичке", пишет газета. "Может быть, решение проблемы и дальше шло бы ни шатко ни валко, но тут несчастье помогло. В пору кризиса, когда резко упали объемы строительства, а заодно и наполняемость бюджета, возникла крайняя нужда дать работу строительным компаниям, ну, и привлечь средства населения. Гаражная программа в этом отношении, безусловно, хороший выход. Сложно представить себе, чтобы москвичи понесли деньги под какую-то идею - да хоть 100% годовых им пообещай, а когда предлагают гараж, да к тому же в обозримом будущем, да еще под личные гарантии
"Строительство второго выхода из станции метро "Сокольники" начнется в 2011 году, сообщил журналистам префект Восточного административного округа города
"В Бирюлево метро не будет никогда. С таким заявлением выступил Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 25 августа. "По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в столице есть районы, жителям которых стоит забыть о метрополитене. К ним подземные ветки не протянут никогда. Не повезло на этот счет жителям района Бирюлево... Еще недавно главный архитектор Москвы говорил, что метро в Бирюлево проведут нескоро. Теперь он говорит, что не проведут никогда. Но транспортную проблему власти все же решить намерены. Новый Генплан Москвы четко обозначил "равенство метро и железной дороги". То есть пора приспосабливать городские железнодорожные магистрали для пассажирских перевозок. Иногда это целесообразнее, нежели годами тянуть ветки метро. В Бирюлево проще проложить дополнительный железнодорожный путь, а уже имеющиеся там две станции планируется перестроить и реконструировать. Плюс предстоит договориться с ОАО "
Реставрация и разрушение памятников архитектуры
"Завершающий этап воссоздания "Восьмого чуда света", - от которого до наших дней дошел только фундамент - дворца царя Алексея Михайловича Тишайшего, начался в московском парке "Коломенское"", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 26 августа. "Дворец Алексея Михайловича простоял в Коломенском 100 лет и был разобран "за ветхостью" в 1768 году по приказу
Куда более поздний памятник архитектуры, между тем, находится в немалой опасности, о чем "Российская газета" сообщает в номере от 24 августа. "Останкинская телебашня может рухнуть. Ее безопасности, опасаются во ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть "Московский региональный центр" (МРЦ), угрожает строительство "народного гаража" по улице Королева, 15, начавшееся прямо в охранной зоне главной телебашни страны", пишет "РГ". "Все началось с письма, которое управа района "Останкино" и префектура Северо-Восточного административного округа прислали в администрацию Останкинской телебашни, уведомляя о начале стройки, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель главного инженера по строительству МРЦ Андрей Марсавин. - Строители не заставили себя ждать - уже в июле подрядная организация "СУ-7 Стройуниверсал" обнесла забором будущую территорию гаража (по разным данным, на 400 - 800 машиномест). Мы всполошились: будущий паркинг на треть оказался в охранном кольце телебашни!", цитирует газета слова Марсавина. "Фундамент 540-метровой башни углублен всего на три метра. В этом состоит "изюминка" главного конструктора башни Николая Никитина, исходившего из особенностей почвы, на которой построено это уникальное сооружение... исполком Московского городского совета депутатов трудящихся еще в 1967 году - во время ее строительства, утвердил охранную зону вокруг будущей телевышки. В целях безопасности объекта в этом документе запрещалось "в радиусе 110 метров от оси телебашни всякого рода срезка и рытье", а в радиусе от 110 до 200 метров - считать возможным производить срезку или выемку грунта, но не ниже чем на 0,5 метра над уровнем грунтовым вод". Тогда же для слежения за уровнем вод вырыли четыре постоянных контрольных скважины. По словам Андрея Марсавина, новый объект попадает как раз в двухсотметровую зону. Грунтовые воды там находятся на глубине примерно 1 метра 30 сантиметров, значит, строить можно, углубляясь не более чем на 80 сантиметров от поверхности земли. Соответствует ли этому требованию новостройка? Этого не знает никто, так как проекта гаража пока просто нет. Стройка же, не взирая на это, идет лишь на основании выданного ордера. Еще в конце июля руководство МРЦ направило в префектуру Северо-Восточного административного округа, управу "Останкино", Москомэкспертизу и