Станислав Тарасов: Миротворцы в Карабахе: кто и кого будет "принуждать к миру"
Есть такая странность у некоторых азербайджанских политиков - выстраивать политический силлогизм с "глухими ссылками", когда нарушаются принципы правильного мышления и законы логики. В научном споре такие приемы недопустимы. Однако в политике все проходит. Одну из таких конструкций, например, построил заведующий отделом международных связей администрации президента Азербайджана
Прекрасно. Но где и в каком международном правовом акте, подписанном конфликтующими сторонами, определены условия и технология размещения в зоне Карабахского конфликта так называемой миротворческой миссии? Понятно, что глухой намек может быть на так называемые обновленные "Мадридские принципы", которые касаются статуса Нагорного Карабаха.
Для ясности, напомним, что 10 июля 2009 г. на саммите "
Добавим, что это заявление сопровождалось перечислением базовых принципов урегулирования конфликта, которые были размещены на официальном сайте Белого дома. Их суть не претерпела принципиальных изменений и после проведенной "редакции" сопредседателями Минской группы ОБСЕ в конце июля в Кракове. Обозначим главные: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, определение в будущем его окончательного правового статуса на основе волеизъявления и операция по поддержанию мира.
К настоящему моменту Азербайджан пока не обозначил своего официального отношения к этому документу, хотя президент
Однако, похоже, что "глухие ссылки" начинают входить в политическую моду. Свидетельство тому и то, как быстро вступил в игру глава программы Центральной Азии и Кавказа в Университете
Это - во-первых. Во-вторых, профессор Фредерик Стар считает, что "США имеют право быть частью миротворческих сил в Карабахе, в отличие от России, которая была одним из участников захвата Карабаха и других территорий Азербайджана... и теперь она является в этом процессе миротворцем". Не будем вдаваться в полемику о степени причастности или непричастности России к карабахскому конфликту. Отметим только еще одну логическую нестыковку: если США желают войти в состав миротворческого корпуса в Карабахе, который должен способствовать претворению в жизнь новых "Мадридских принципов", и с этим согласен Азербайджан, то Аллах им в помощь. Только почему Баку затягивает подписание мирного соглашения по Карабаху, выступает против нормализации турецко-армянских отношений, что, кстати, тоже находит поддержку в США.
Все вновь упирается в систему логического мышления. Если государства-члены Минской группы ОБСЕ смогли согласовать схему сотрудничества по карабахскому урегулированию, то какая им разница, кто будет входить в состав миротворческого корпуса. Другое дело, что когда одна из сторон попытается на определенном этапе разыграть по своему сценарию "карту миротворцев" для того, чтобы изменить достигнутые договоренности. Если это так, то, например, позиция Баку относительно состава миротворческого корпуса будет определяться тем, кто и как будет помогать в разрешении Нагорно-Карабахской проблемы.
Ранее Россия действительно предлагала свои посреднические услуги, готова была разместить в Нагорном Карабахе миротворцев. Но это был вариант для того, чтобы избавить конфликтующие стороны от соблазна силовыми средствами решать карабахскую проблему. Ставка же Баку на американских и других западных миротворцев, которые, по примеру Косово, якобы обеспечат в нужный момент коридор для вторжения в Карабах азербайджанских войск, по существующим международным договоренностям нереальна.
Но в Азербайджане, похоже, не подозревают, что это не они, а их убеждают принять "более модифицированные Мадридские принципы", чтобы затем ввести в зону конфликта "правильный" состав миротворцев, который, в свою очередь, уже сам, в своих интересах, будет "принуждать к миру". Сомневаюсь, что это будет азербайджанский сценарий. Одно только утешение: после этого в Азербайджане никто и ни в чем уже не упрекнет Москву. А Москва, устраненная от карабахской миссии усилиями Баку, уже "чистыми руками" обеспечит себе более широкий маневр в регионе "Большого Ближнего Востока".