Станислав Тарасов: Станут ли беженцы из Карабаха "секретным оружием" Азербайджана?
Азербайджан подготовил уникальный документ - программу возвращения вынужденных переселенцев на территорию Нагорного Карабаха. Она называется "Большое возвращение" и оценивается в астрономическую сумму - 60 млрд. долларов. Вице-премьер Азербайджана, председатель Государственного комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев
Вывод, который напрашивается сразу: Баку приступил к реальной подготовке к подписанию соглашения по карабахскому урегулированию, которое, как ранее утверждали многие западные политологи, которые были уверены в логическом завершении программы "Дорожная карта", принятой в апреле Арменией и Турцией, намечено на осень нынешнего года.
Напомним, что все началось еще летом 2007 года, когда в Женеве начались секретные турецко-армянские переговоры. Активизация отношений между двумя соседними странами даже в этом формате вызвала определенный оптимизм в западных, в армянских, да и в турецких общественно-политических кругах. Армения выступила с позиции открытия границ с Турцией, в принципе не опровергала циркулирующие в дипломатических кругах слухи о своем согласии освободить "часть районов" Азербайджана и перенести проблему статуса Карабаха на более позднее время, когда укоренится процесс нормализации отношений с Турцией и с Азербайджаном. Более того, этот сценарий получил поддержку в совместном заявлении, принятом в Италии президентами США, России и Франции, в котором в качестве базовой основы для карабахского урегулирования определялись "Мадридские принципы".
Это был исторический шанс выбраться из многолетнего "карабахского лабиринта". Но он не был реализован. В итоге сегодня де-факто определилась следующая диспозиция: идет смена сопредседателей Минской группы
Неслучайно кавказская инициатива Анкары была одним из центральных пунктов повестки дня в ходе визита 2 сентября 2008 года в Турцию главы российского МИДа
Однако азербайджанская и турецкая дипломатия, похоже, недооценили потенциальные возможности Еревана, который не исключал введения в "кавказское уравнение" и соседнего Ирана, имеющего границу с Арменией и Азербайджаном протяженностью свыше 660 километров. Так помимо турецкой инициативы родился проект формата "3+3" (Грузия, Армения, Азербайджан, а также Россия, Турция и Иран). Таким образом, новые игроки кавказской политики - США и
Но парадокс момента заключается именно в том, что Баку и Анкара по-прежнему уверены, что их поддерживает Вашингтон и Брюссель. В то время как администрация президента США
Более того, надо полагать, что и состоявшиеся переговоры в Нахичевани президента Азербайджана
Поэтому принятие Азербайджаном программы "Большое возвращение" является всего лишь имитацией готовности к подписанию мирного договора, чтобы оттенить в глазах международного сообщества "неготовность Армении идти на компромиссы".
Но и на этом направлении Баку ждет немало сюрпризов. Например, кого с правовой точки зрения можно считать "карабахскими беженцами"? Конечно, в первую очередь, покинувших этот район азербайджанцев. В широком смысле беженцами являются и те азербайджанцы, которые ранее проживали на территории Армении. Но ведь в настоящее время существует более полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана в целом, и из приграничных Шаумянского и Мартунинского районов Карабаха, в частности. Так что выводить проблемы беженцев на первые позиции в складывающихся политических условиях в Закавказье - это ставить арбу впереди буйвола. Кто, где и как будет вообще обсуждать эквивалентность обмена беженцами без заключения мира между конфликтующими сторонами? Поэтому, раз Баку решил использовать беженцев в качестве политического рычага, значит дипломатический ресурс в деле карабахского урегулирования у него уже на пределе.