Борис Вайнзихер, генеральный директор основного производителя электроэнергии на Северо-Западе РФ ОАО "ТГК-1", рассказал корреспонденту ИА REGNUM Новости о том, что кризиса в энергетике региона сегодня нет, и в будущем, по крайней мере осязаемом, его тоже не допустят.

ИА REGNUM: Борис Феликсович, везде падает потребление электроэнергии и, соответственно, ее выработка. А на Северо-Западе России ни в первом квартале 2009 года, ни по итогам полугодия существенных падений нет. Почему?

Вы действительно очень точно подметили динамику. В первом квартале в регионах присутствия нашей компании вообще было самое низкое падение спроса на электроэнергию в России. Но здесь нет никаких чудес. Санкт-Петербург сохранил электропотребление практически на докризисном уровне - в силу своих географических и экономических особенностей. Снизилось потребление электрической энергии в Карелии и Мурманской области, но они с Петербургом, конечно, несравнимы. А вот по итогам полугодия все-таки лидер по электропотреблению в России - Юг: там промышленности меньше, гораздо выше доля бытового потребления, соответственно, и падение электропотребления меньше. Что касается сохранения выработки, то сказалось наличие у нас гидроэлектростанций, производящих самую дешевую электроэнергию. В первом квартале было увеличение выработки ГЭС на 10% и на такую же цифру - снижение на ТЭЦ. В итоге, по общему показателю мы не поднялись по сравнению с докризисным периодом, но и не упали.

ИА REGNUM: Вы сознательно снижали выработку ТЭЦ?

Конечно. Ведь электроэнергия с ТЭЦ продается хуже, а с ГЭС нам еще и природа помогла - уровень воды был выше прошлогоднего и выше заложенного нами в план.

ИА REGNUM: А почему спрос на облигации, размещенные в июле этого года, оказался в три раза выше прогнозов?

Здесь все достаточно просто. Все, кто последние два месяца выпускает облигации, имеют позитивный результат. Мы зарегистрировали выпуск наших облигаций в октябре прошлого года, но размещать его тогда было, конечно, бессмысленно. А сегодня мы почувствовали, что есть "окно", и размещение именно сейчас должно быть успешным. К тому же, инвесторы видят и позитивно оценивают наши неплохие результаты за 2008 год и за первый квартал 2009. Положительную роль играет и то, что для финансового рынка мы прочно ассоциируемся с Газпромом.

ИА REGNUM: Расскажите, какова судьба инвестпрограммы развития компании в этом году? Когда она обсуждалась новым основным акционером - Газпромом - речь шла о вложении до 2015 года 150 млрд рублей, из них в 2009 году - 40 млрд рублей, а пока есть реально только 14 млрд. Так?

Не совсем. 14 млрд рублей - это объем финансирования, в рамках которого обслуживать проценты по кредитам мы в состоянии собственными силами. В такие рамки мы себя поставили, нашли средства и распланировали расходы. Все проекты, которые непременно надо реализовать в 2009 году, мы разбили на три части. Первые - это те проекты, которые должны стопроцентно закончить до 1 января 2010. На них мы выделили денег без ограничений, то есть сколько надо, столько и направили. Большинство проектов из этой группы, кстати, уже успешно завершено. Например, в Ленинградской области заработали новые турбины на Волховской ГЭС и Светогорской ГЭС, в Санкт-Петербурге окончена реконструкция Выборгской ТЭЦ. В ближайшие недели будет пущен новый турбоагрегат на Василеостровской ТЭЦ, а осенью - на Лесогорской ГЭС. Вообще в 2009 году мы введем 420 МВт новой электрической мощности.

Вторая группа по нашей шкале - это длящиеся проекты. Свернуть такие программы нельзя ни в коем случае, а вот ограничить или пересмотреть очередность возможно. Например, проекты по информационным технологиям, по развитию связи и коммуникациям, по модернизации тепловой сети.

И, наконец, третья группа проектов - это три крупнейшие стройки в Санкт-Петербурге: Первомайская, Южная и Правобережная электростанции. Явный приоритет - новый блок на Первомайской ТЭЦ, который мы рассчитываем ввести в строй в декабре 2009. Две другие станции финансируются пока по остаточному принципу. Но на этих объектах тоже высокая степень начатых работ, и стройку надо продолжать, так как заморозить ее в таком состоянии будет уже дороже. Поэтому мы ищем под такие проекты другие, нежели было принято ранее, способы инвестирования.

ИА REGNUM: В каком смысле?

Например, мы будем оборудование не покупать, а брать в лизинг, и у нас уже есть решение совета директоров, одобряющее такой подход по трем названным ТЭЦ. Плюс серьезно обсуждаем проектное финансирование, то есть выделение проекта в самостоятельный бизнес, финансировать который могут несколько участников. И такой проект вполне в состоянии жить отдельно от компании.

ИА REGNUM: Полностью? Юридически?

Не полностью. Получить деньги на новый блок ТЭЦ-5 в рамках большой компании трудно, потому что у инвестора нет гарантии, что его деньги пойдут именно на этот блок и что они потом "отобьются", а возможная прибыль не утонет в большой компании. А если выделить новый блок в отдельное общество, инвестиции найти гораздо проще, особенно, если правильно построить кешевый поток - например, заранее получить утвержденный тариф на мощность на определенный период. Так, например, реализует ряд проектов петербургский "Водоканал", когда тариф на воду и гарантии возврата кредита под конкретный проект закреплены решением правительства города и Законодательного собрания. Под такие гарантии деньги найти значительно проще. Но очень важно увязать инвестиции с конкретным механизмом их возврата. Свободный рынок мощности в свое время задумывался именно для гарантии новых проектов - предполагалось, что можно заключить перспективные договоры с потребителями на конкретные сроки и конкретные цены, это позволит развивать производство и гарантированно возвращать инвестиции.

Но пока полного рынка нет... Приходится изобретать "суррогат"... Хотя в классическом девелопменте такой механизм применяется постоянно, вне зависимости от кризиса.

ИА REGNUM: Какие проекты могут попасть под этот "суррогат"?

Мы обсуждаем ТЭЦ-5 и ТЭЦ-22, готовим предложения по Кольскому полуострову.

ИА REGNUM: Какова судьба тех проектов, которые не уложились в 14 млрд рублей? Ведь в этом году предполагалось новое строительство и модернизация на 40 млрд...

Юридически от инвестпрограммы никто не отказывается. Просто, как я уже говорил, ищем другие источники ее финансирования, кроме стандартных.

ИА REGNUM: К вопросу - допэмиссии в 2009 году все-таки не будет? И почему?

Допэмиссия возможна только в увязке с началом полной работы свободного рынка мощности. Пока его не будет, решения об эмиссии нелогичны и, если хотите, антиэкономичны. Допэмиссия просто не окупится (планируется, что свободный рынок мощности заработает в России с 1 января 2010 года - прим. ИА REGNUM Новости).

ИА REGNUM: Вы работали техническим директором РАО "ЕЭС России" и были одним из разработчиков программы модернизации всей российской энергетики, так называемого плана ГОЭЛРО-2. Энергетика стала частной, но все инвестпрограммы остановлены. Кризис погубил ГОЭЛРО-2?

Я так не считаю. Эта программа разрабатывалась для того, чтобы определить страну от надвигающегося дефицита мощностей электроэнергии. Но кризис привел к спаду потребления, и проблема, которая стояла перед нами в упор, просто отодвинулась. Хотя, кстати, в программе есть положение, которое особенно актуально сейчас - вывод из эксплуатации устаревших мощностей. Это как раз удобнее делать в кризис, в период спада потребления, потому что вывод пройдет незамеченным.

ИА REGNUM: В "ТГК-1" это делается?

На последнем совете директоров принято решение полностью закрыть старую часть ТЭЦ-5 к началу отопительного сезона.

Справка:

ОАО "ТГК-1" - третья в стране территориальная генерирующая компания по величине установленных мощностей. Генерирующие активы компании включают в себя электростанции различных типов (тепловые, гидро-, дизельные, комбинированные) в четырех субъектах РФ - Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях. Также в структуру активов входят тепловые сети протяженностью свыше 975.4 км. Установленная электрическая мощность компании - 6 275,45 МВт, тепловая - 14 548 Гкал/ч. Выработанная электроэнергия поставляется, прежде всего, на внутренний оптовый рынок, а также частично экспортируется в Финляндию и Норвегию. ОАО "ТГК-1" является стратегическим поставщиком тепловой энергии в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Мурманске, гг. Кировск Ленинградской области и Апатиты Мурманской области. Основные акционеры ОАО "ТГК-1": 28,66% акций принадлежит ООО "Газпром энергохолдинг", 25,66% акций - Fortum Power and Heat Oy, 17,65% - ООО "РЭП", 28,03% - другие акционеры.

Борис Вайнзихер в 1993 году окончил энергомашиностроительный факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического института по специальности "турбиностроение". Затем пять лет работал на ТЭЦ-15 АО "Ленэнерго" - инженером, начальником производственно-технического отдела. В 1998 перешел на работу в управление ОАО "Ленэнерго", где занимал должности от начальника отдела капитального строительства электростанций и тепловых сетей до директора по техническому развитию ОАО "Ленэнерго". С 2001 года - директор Киришской ГРЭС ОАО "Ленэнерго", затем генеральный директор ОАО "Киришская ГРЭС". В 2005 назначен техническим директором РАО "ЕЭС России". С сентября 2006 по октябрь 2007 года совмещал эту должность с постом генерального директора - председателя правления ОАО "Силовые машины". 1 июля 2008 года в связи с ликвидацией РАО "ЕЭС России" оставил пост технического директора РАО "ЕЭС России". С 1 декабря 2008 года - гендиректор ОАО "ТГК-1".