Возле Ладоги: "Россия - вытерпи варваров!"
В этом тексте я сознательно не пишу о красотах и святынях монастырей
"Россия, вытерпи варваров!"
Городу не так давно минуло триста - Новая Ладога почти ровесница Петербурга. Тихий ныне городок когда-то был третьей по значимости стройкой петровских времен после Петербурга и Кронштадта. Знаменитые петровские обводные каналы Новоладожский и Староладожский - ручной труд тысяч людей, Петровская судоверфь, славная история местного купечества...
...Мы идем по сонной улице, где открыты настежь окна старинных невысоких домов, коты греются на подоконниках, идем по бывшему Николаевскому, ныне проспекту
"Мы писали и в Санкт-Петербургскую епархию, и куда только еще не писали, чтобы нам помогли спасти Климентовскую церковь, хотя бы закрыли ее, заколотили, - рассказывает директор Новоладожского историко-краеведческого музея Мария Сугоняева, - но никакого ответа. А теперь и вовсе оказалось, что здание принадлежит какой-то петербургской фирме. Мы уже отчаялись, что кто-то поможет спасти памятник". Между тем история церкви начинается аж в 1153 году - тогда она была заложена в камне в Старой Ладоге, а потом, став уже деревянной, была перевезена в Новую Ладогу по Волхову в год основания города. Через сорок лет дерево аккуратно разобрали и возвели церковь в камне. В этом храме летом 1903 года совершил службу отец
Сквозь окна пустого храма виден черный камень надгробия - около церкви святого Климента похоронили в 1879 году новоладожане известного благотворителя, потомственного почетного гражданина города купца Назара Фомича Кулагина - создателя Новоладожского благотворительного общества, содержавшего бесплатную столовую, приют для малолетних и дом трудолюбия. В нем все нуждающиеся могли получить временную работу, питание и одежду. "Памятник благотворителю тоже разрушается, недавно вот сломали остатки ограды", - продолжает невеселый рассказ Мария Михайловна. Судьба храма и памятника так и остается открытой и перспективы, увы, весьма печальны.
Но нам надо дальше - взглянуть на реликтовый можжевеловый лес в поселке Креницы - единственный столь большой на всем на Северо-Западе России. Для этого нам надо переправиться через Новоладожский канал. Переправа здесь называется "лава" - немолодой перевозчик (мастер лавы, машинист лавы -? ) нажимает какие-то рычаги и кнопки и часть моста через неширокий канал отъезжает в сторону, параллельно берегу, давая возможность пройти яхте, потом мост возвращается на место, смыкает берега, и мы едем.
До самых Сясьских рядков
В можжевеловом лесу полно колокольчиков, диких гвоздичек, других цветов - можжевельник удивительным образом сохраняет вокруг себя самый настоящий альпийский биоценоз, то есть необыкновенное разноцветье и разнообразие, но не броское, а тонкое сочетание цветов и трав.
И нам снова надо дальше, поэтому мы только взглянули на развалины еще одного храма - святых апостолов Петра и Павла, но этот храм, поскольку принадлежит Санкт-Петербургской епархии, возможно, дождется перемены участи. Как дождался храм Успения Пресвятой богородицы в Сясьских рядках в Сясьстрое, дождался благодаря вере и любви четырех женщин, которые несколько лет назад, образовав инициативную группу, стали добиваться возрождения храма. Здесь сейчас и службы идут, и восстановительные работы на благотворительные пожертвования. Вокруг храма - как водится, кладбище, и, как на всех маленьких деревенских кладбищах старые могилы соседствуют с последними захоронениями. Старые каменные детские могилы - отрока Александра Каялина и двух младенцев - мальчика и девочки Каялиных. Трогательные скорбные надписи "от любящих родителей и бабушки и дедушки". Дети известного новоладожского купца и благотворителя Василия Каялина умерли практически один за другим в начале прошлого века. Василий Иванович был старостой этого храма. А сейчас остались только эти могилы, да еще вокруг церкви кирпичная дорожка, на кирпичах можно разглядеть клейма - "В.К.".
На кладбище отовсюду виден огромный деревянный крест, украшенный цветами и неугасимой лампадкой в фонаре. Под ним с 1912 года покоится "божья старушка" Параскева. Могила - место паломничества окрестных жителей. Говорят, что Параскева отличалась не только благочестием, но ее любили и не боялись все звери и птицы. А однажды, когда надо было отпеть покойного в храме Сясьских рядков, но мешал ледоход, она так горячо молилась, что случился затор - остановился ледоход на реке, покойника смогли привезти в храм и отпеть, после этого лед пошел вновь. Говорят еще, что во время Великой Отечественной матери зашивали в одежду сыновьям землю с могилы Параскевы. И те сыновья возвращались живыми...
Вино губит человека или Слава труду!
Едем дальше, дорога пуста. Но вот на автобусной остановке у деревни Коягино не остановиться просто невозможно. Потому что остановка эта являет собой пример постоянно действующей выставки современного наивного искусства. Автор немудреных инсталляций - подпорожский пенсионер Владимир Петрович Митрохин, он сразу увидел нас из окна своего домика и вышел прокомментировать: "Вот на веранде сядешь - приятно посмотреть. Я все лозунги социализма здесь вспомнил. А что - хорошие! Вот - "В добрый путь!", "Слава труду!", "Мы выбираем жизнь - она одна!", А вино ведь и впрямь губит человека!". Кстати, последняя инсталляция с соответствующим призывом сплошь сделана из пустых бутылок, которые Митрохин собрал в более населенных местах и привез сюда в назидание проезжающим. Мечтает пенсионер еще сделать скульптуры медведя и оленя. А в середине "сада скульптур" укрепить скульптуру В.И.Ленина - но пока еще бесхозного изображения вождя нигде не нашел. Примечателен и установленный тут же митрохинский барометр: длинный прутик, в зависимости от влажности, безошибочно укажет - сухо или сыро. Коягино, между прочим, 214 лет. Но Митрохин для ровного счета и красоты написал на одном из щитов - "200 лет деревне Коягино". Пенсионер живет здесь с весны по осень, впрочем, как и другие 20 дачников. Зимой же, по словам Митрохина, "тут у нас один Сашка-пчеловод остается".
Доступ в интернет на Иван-чайном поле
А вот пять семей из деревни Гришино никуда на зиму, а, впрочем, и на лето уезжать не собираются - разве только родителей проведать или в город что-то необходимое купить или заплатить за мобильный телефон и интернет. Потому что интернет в этой деревне просто необходим - ведь она является частью ни много, ни мало Глобальной сети экопоселений (Global Ecovillage Network или GEN), разбросанных по всему миру. Экопоселение на берегу реки Важинки Гришино существует с 1993 года. До него мы доехали из Согиниц, где нас встретил с двухлетней дочкой Олесей на плечах Влад Кирбятьев, он же Васудэва - основатель экопоселения, когда-то - петербургский музыкант. Семьи приехали из разных городов России. В Гришино никто не пьет, не употребляет наркотиков и не курит. Семьи, а некоторые и с маленькими детьми - экономически самостоятельны. Выращивают овощи, ремонтируют и строят дома, учат детей, принимают у себя различные этнофестивали и просто тех, кто хочет жить в согласии с природой и собой. Есть идея создать в старинном деревянном доме XIX столетия музей, но такой, в который можно было бы приехать и пожить несколько дней. А в соседних Согиницах открыть природно-архитектурный заказник. Там находится чудесная деревянная, построенная без единого гвоздя из мощных стволов лиственниц Никольская церковь XVII века.
Влад на своем УАЗике довез нас до берега, потом на лодочке мы переправились в Гришино, увидели огромное Иван-чайное поле, и дома экопоселенцев. В одном из домов застали граждан Великобритании - сотрудника страховой компании Тома и студентку Бристольского университета Дженнифер - оба они изучали и изучают русский, приехали на год познакомиться с жизнью России, весьма довольны, только вот комары достают. Женя и Марина - молодая пара из Вятки поселились в соседнем доме с марта. Женя пишет статьи по здоровому питанию, Марина делает фильмы на компьютере. И в то же время живут себе среди луга и леса, на берегу речки Важинки. Они выбрали свой путь и счастливы.
Любовь к отеческим гробам
Одним из сильнейших впечатлений от поездки стало посещение Гиморецкого погоста - почти на границе с Карелией на дороге Вознесенье-Петрозаводск. До деревушки Гимрека ехали долго, переправились на пароме через Свирь. Гиморецкий погост расположен на холме и когда-то служил ориентиром онежским рыбакам. Деревянная ограда вросла в землю, но резная калитка открылась легко, по некошеной траве идем к Рождественской церкви XVII века - она тоже деревянная, без единого гвоздя сработанная. Красивое, тихое место. И снова кладбище вокруг с древними и новыми могилами. Каменный памятник "крну" - крестьянину Косьме Михайловичу Яшкову, который родился в 1846-м, а похоронен в 1913 году, рядом старая плита лежит на земле, но прочесть полустершиеся буквы можно - девица Анастасия Яшкова, год смерти -1863-й. А в шаге от этих могил - простой обелиск с табличкой с надписью от руки - "Здесь покоится старушка, вековечная труженица Анастасия Степановна Яшкова, 1879-1959 годы".
Целые поколения окрестных крестьян нашли здесь покой - на родном древнем погосте. И даже о тех, кто сгинул в лихие годы, коих немало было в России, не забыли. Вот за оградкой покоятся Мелеевы, вместо одной из могил - запаянная урна с землей Левашовской пустоши и табличка, гласящая, что "Мелеев Николай Павлович по приговору тройки ЛенНКВД расстрелян в октябре 1937 года, захоронен в Левашовской пустоши и оправдан в 1954 году". А с безвестных могил четырех братьев Мелеевых - Егора, Александра, Дмитрия и Николая даже нет земли. Только общая дата смерти - 1937-й и подпись на табличке "могилы их неизвестны".
Синеет вдали Онега, чуть звенит нагретый летним днем воздух - душистый от трав и цветов. Тишина на Гиморецком погосте, но ухожены могилы, высажены цветы, а замок на двери Рождественской церкви новый - значит, службы здесь идут. Значит, люди помнят и не отрекаются от своих предков, своей веры и своей земли.
Кстати:
За рамками рассказа осталось посещение Шлиссельбурга и встреча с инициативной группой местных экологов, разработавших проект "Ладожская жемчужина" по очистке городских каналов и превращению Шлиссельбурга в туристический центр.
Наш маршрут проходил и через уникальные природные памятники Ленинградской области. О можжевеловом лесе, появившемся здесь вскоре после схода ледника, я уже упоминала. Мы увидели также природный памятник "Каньон реки Лава". Побывав практически у всех крупных рек восточной части области, в местах их впадения в Ладожское озеро, участники тура своими глазами могли увидеть, что по сравнению с водами Ладоги, реки, впадающие в неё, куда грязнее. Происходит это оттого, что в озере действуют механизмы самоочищения. Но и они не в силах справиться со всё возрастающим загрязнением - Ладога, этот крупнейший в Европе пресный водоём, постепенно теряет бывшую ранее идеальной чистоту воды.
На Онежском озере мы увидели карьер, расположенный прямо у памятника природы "Габбро - наритовые скалы Щелейки". Так как эти скалы не используются скалолазами для тренировок, в отличие от скал озера Ястребиного, то, видимо, заступиться перед правительством области за них было некому, и уникальный памятник крошится на щебень.