Идея, а теперь уже и ясно выраженная позиция президента РФ в отношении преподавания в школах неких "духовно-нравственных основ", всегда вызывала в Татарстане особый интерес. Впрочем, официальные комментарии по поводу педагогической инициативы Москвы следовали только из Казанского кремля - остальные представители власти воздерживались. Президент же Минтимер Шаймиев неоднократно предостерегал от перекосов в данном вопросе, опасаясь за возможное ущемление титульного национально-религиозного компонента в связи с широко обсуждавшимся по всей стране введением в школьный курс "Основ православной культуры".

Для экономически активной части обычных жителей республики сама инициатива была не особо актуальной. В этом смысле, первые отклики на неожиданный поворот в данной теме было интересно получить от молодой и наиболее реактивной части населения - от татарстанских блоггеров. С этой целью в местном, самом крупном ЖЖ-сообществе был опубликован пост http://community.livejournal.com/kazan/3942157.html с просьбой мотивированно оценить решение руководства России, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Вопреки ожиданиям, кроме нескольких стандартных заявлений о полном презрении к политике и власти, молодые казанцы всех национальностей в возрасте от 20 до 35 лет достаточно конструктивно высказались о президентской новации. Как выяснилось, самое привлекательное для местной молодежи - это принцип добровольности изучения, четко декларированный в выступлении Дмитрия Медведева. С этим тезисом согласно большинство (более 70 комментариев) респондентов. Что касается нужности преподавания основ религиозной культуры, то мнения разделились - от прямого неприятия до горячей поддержки. И если аргументы у противников практически отсутствуют - "все равно никому ничего не нужно, если захочу - сам научусь" - то у защитников идеи доводы радикальные: "Уж настолько хреново с моралью у нынешних подростков, что едва ли не любые средства хороши"... "Мне идея эта нравится! От нынешней молодежи волосы на голове шевелятся... а тут, глядишь, кто и проникнется"... "Сам бы предмет прослушал, ибо в вопросах религии разбираюсь совсем слабо, знания отрывочные".

В отношении методологии и способов преподавания скепсиса больше. Практически никто не верит, что найдутся адекватные учителя, которые смогут тактично и без нажима учить школьников по таким же адекватным учебникам. "У нас татарский язык уже почти 20 лет пытаются преподавать, но так до сих пор и не научились. Чего уж говорить о теологических предметах"... "Что дала мне из нужных в жизни знаний школа? Ни как писать заявление, как искать работу, ни основ психологии семейной жизни, ничего. Да и сама программа обучения - всех уравнивает и не считается с личностью. Программы устарели, а те, что обновили - бескрайне неудачные", - это типичные заявления казанских блоггеров.

Здесь же есть и другие откровения молодых людей - тех, кто, вероятно, пострадал от системы образования в Татарстане: "Религия - это опиум для народа, поэтому каждый ученик или его родитель должен быть волен ходить на религию или на футбол", "А преподавать будут, вероятно, все те же учителя истории? Вряд ли на каждую школу хватит батюшек, мулл, раввинов и профессиональных атеистов", "Это самый верный способ воспитать школьников бескомпромиссными атеистами"...

Есть в дискуссии мнения и более взрослых казанцев, но их эта тема, судя по всему, не очень волнует - их дети уже закончили школы. Один из участников (как следует из его записей, православный христианин), называет все правительственные инициативы "религиозной возней". Он уверен, что религию надо оставить семье и храму: "А зачем это г-ну Медведеву-Путину, мне понятно: чтоб вертикаль крепла, и народ стройными рядами уже не под портретами вождей, а под хоругвями делал одно и то же - тупо повиновался". Другой участник (из той же возрастной группы, но мусульманин) настаивает, что процесс религиозного просвещения нужно форсировать и не оставлять детям лазеек в виде факультатива, "иначе все опять превратится в бардак, как это было с преподаванием татарского языка". "Но", - резюмирует он дальше, - "поскольку грамотных учителей все равно не найдется... лучше снова организовать Дома пионеров, а все, кто хочет, пусть водят детей в мечеть".