Весенний призыв 2009 года стал беспрецедентным по количеству зафиксированных нарушений закона в Санкт-Петербурге. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сегодня, 16 июля, на пресс-конференции по итогам весеннего призыва заявила председатель правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", член комиссии Санкт-Петербурга по правам человека Элла Полякова.

План весеннего призыва в этом году был увеличен в три раза - до 305 тыс. призывников - однако, по словам Поляковой, это решение ничем не мотивировано. С тем, чтобы выполнить план, в Санкт-Петербурге он составил 5,1 тыс. человек, городские военкоматы проводили незаконные и насильственные действия по призыву, отметила она. Также, по данным Поляковой, в армию был призван каждый третий судимый из молодых людей призывного возраста.

Полякова рассказала, что в разных районах города прошли облавы на молодых людей и принудительная транспортировка в военкоматы, а затем и в воинские части. Облавы проходили на улицах, в квартирах призывников, а также в общежитиях Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) и Межвузовского студенческого городка. Кроме того, были выявлены случаи психологического давления и дезинформации призывников со стороны сотрудников военкоматов, заявила Полякова. Уже не первый год нарушается право призывников на ведение альтернативной гражданской службы. По мнению Поляковой, в обществе сформировались неверные представления о таком виде службы. Считается, что ее выбирают только в связи с религиозными или пацифистскими убеждениями, но Полякова утверждает, что в теории она доступна любому призывнику.

Правозащитница также заявила, что около 23% нарушений совершают врачи, проводящих медицинское освидетельствование призывников. Причем виной этому не только недостаточная компетентность. Так, в Пушкинском районе Санкт-Петербурга расследуется случай фальсификации медицинских документов с целью незаконного призыва. Положительным итогом кампании стал тот факт, что граждане, чьи права были нарушены, стали гораздо чаще обращаться в суды и правозащитные организации, заключила Полякова.