Политический кризис в Молдавии: "Россия даст полмиллиарда долларов, лишь бы сохранить между прозападными Румынией и Украиной нейтральную молдавскую прослойку". Власть: "Первым из российской Конституции надо позаимствовать положение о том, что одно лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд". Экономика: "Работодатели под предлогом кризиса стали задерживать заработную плату".

Политический кризис в Молдавии: "Россия даст полмиллиарда долларов, лишь бы сохранить между прозападными Румынией и Украиной нейтральную молдавскую прослойку"

В сообщении Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В Молдавии и Приднестровской Молдавской Республике к июлю внешнеполитические проблемы отошли на второй план. Молдавию штормит накануне внеочередных парламентских выборов, Приднестровье - от внутренних проблем. Пока все разбираются в своем доме, о переговорах по молдавско-приднестровскому урегулированию можно думать только к осени. В отношении остальных партнеров Приднестровья тоже штиль - хотя приоритеты расставлены, и работа будет как с Россией и Украиной, так и с Европейским союзом и США. На прошедшей неделе появились сообщения о том, что Молдавии Россия намерена выделить кредит в $500 млн. Кишинев планирует пустить эти деньги на развитие сельского хозяйства и дорог. Поговаривают о том, что русскому языку вот-вот дадут статус чуть ли не государственного. А решить приднестровскую проблему президент Воронин надеется только с помощью России. В Москве прекрасно знают о политике лавирования Воронина. Но в то же время из всех политических сил Молдавии в партии коммунистов видят единственную сторону для конструктивного диалога. Видимо, поэтому Россия и начинает оказывать поддержку Кишинёву.

"Если говорить о перспективах на будущее, то политическая жизнь будет насыщенна событиями, особенно в свете досрочных выборов в Молдавии. Это событие окажет влияние на работу приднестровских дипломатов. На начало осени намечены консультации в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости), которые пройдут как в Кишинёве, так и в Тирасполе. Глава МИД ПМР Владимир Ястребчак отмечает: "Не стоит расслабляться, так как парламентские выборы в Молдавии 29 июля и последующие события составят интерес для западных политиков. Они будут приезжать на место, изучать ситуацию. Конечно, посетят и ПМР, чтобы ознакомиться с ситуацией". При этом, основная задача приднестровских властей остается неизменной: развитие межгосударственного сотрудничества, укрепление мира и стабильности в регионе, - все это направлено на будущее признание Приднестровья", - отмечается в сообщении приднестровского телеканала.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "В преддверии повторных парламентских выборов молдавские коммунисты лезут из кожи вон, чтобы заручиться поддержкой России. Лояльность Москвы для них означает, в свою очередь, поддержку на выборах русскоязычного населения, составляющего почти 25% населения страны. Понятно, что за прорумынскую оппозицию оно голосовать не будет, однако и за коммунистов проголосуют немногие, предпочитая просто проигнорировать выборы. Понимая, что июльское голосование - это тот самый час "икс", определяющий не только, быть ли коммунистам у руля молдавского государства, но и существовать ли им как политической силе вообще, руководство Молдавии всеми возможными способами позиционирует себя в качестве власти, уделяющей большое внимание поддержке национальных меньшинств и, прежде всего, русских. Зная позицию Москвы в отношении своих соотечественников, проживающих за рубежом, Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) использует данный фактор для своекорыстных целей. Сегодня, в условиях, когда коммунисты утратили доверие и прежнюю поддержку Запада, когда Россия приложила немалые усилия для победы ПКРМ на апрельских выборах, когда она оказалась единственной страной, высказавшей свое положительное мнение о действиях молдавских властей во время событий, последовавших после выборов, это особенно важно. На аналогичную поддержку коммунисты рассчитывают и сейчас, понимая, что без нее нет и шансов на победу. С этой целью Владимир Воронин совершает незапланированную поездку в Москву, чтобы еще раз подтвердить свою лояльность Кремлю, а в самой Молдавии с еще большим усердием возобновляется пиар-кампания, направленная на то, чтобы в России поверили в дружественность республики. Одним из главных элементов этой кампании является позиционирование Молдавии как страны, уделяющей огромное внимание развитию национальных меньшинств".

"Согласно докладу Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", в 2002 году в Молдавии функционировали 369 школ с русским языком обучения из 1499 школ, работавших на тот момент в республике. При этом из 369 школ с обучением на русском языке 93 школы были "смешанные" (русско-молдавские, русско-украинские, русско-болгарские и т.п.), в которых процесс обучения ведется на русском языке, но вместе с тем там введен национально-этнический элемент: изучение языка, культурного наследия и обычаев этнической родины. Путем несложных подсчетов, можно выяснить, что русских школ в 2002 году, без учета "смешанных", было 276. Сегодня их стало 200, то есть за период правления коммунистов количество русских школ уменьшилось на 76. Только за один год с 2002 по 2003 было закрыто 16 русских школ. Таким образом, тенденция закрытия русских школ продолжается с момента объявления Молдавией независимости. Мало того, наступление на русский язык все эти годы шло повсеместно. К примеру, лучшие русские школы, имевшие хорошую учебную базу, перепрофилировались в молдавские, в вузах и средне-специальных учебных заведениях все русские группы, в отличие от молдавских, являются платными, дискриминация русскоязычного населения резко обозначена и в профессиональной деятельности. Представители нетитульной нации не допускаются и по сей день на руководящие государственные должности. Практически полное вытеснение русских из сферы государственной и общественной жизни реализовано в независимой Молдавии в полном объеме. Даже в высшем руководстве ныне правящей ПКРМ, формально исповедующей "интернационализм", русских считанные единицы, да и те сегодня все дальше отодвигаются в сторону национальными кадрами. В структурах исполнительной власти русских также практически нет", - отмечает агентство.

"Положение, вероятно, было бы еще хуже, однако, вступив на путь евроинтеграции, власти Молдавии были вынуждены пойти на определенные уступки в отношении русскоязычного населения страны. В 2003 году зарубежные эксперты, представляющие различные комитеты и комиссии ЕС, Совета Европы и ПАСЕ, а также Венецианскую комиссию, четко и недвусмысленно указали молдавским властям на необходимость строгого соблюдения прав представителей всех этнических групп Молдавии. После этого ПКРМ была вынуждена создавать хотя бы видимость национального согласия в стране. Для этого парламентом республики была принята Концепция национальной политики, которая должна была способствовать расширению прав и возможностей всех народностей, участвующих в общественной жизни страны. Концепция эта провозглашала приоритетной задачей "интеграцию и консолидацию единого поликультурного и многоязычного народа Республики Молдова путем гармонизации общенациональных интересов с интересами всех этнических и языковых сообществ страны". В ней отмечается, что "государствообразующей национальностью являются молдаване, вместе с представителями других этносов (украинцами, русскими, белорусами и др.), составляющие народ Молдавии, для которого Республика Молдова является общей родиной". Принимая данную концепцию, руководство Молдавии не только удовлетворяло пожелания Запада, но и создавало предпосылки для нормализации молдавско-российских отношений, которые после срыва подписания Меморандума Козака вступили в фазу охлаждения. Кроме того, подобный жест в сторону национальных меньшинств, по мнению официального Кишинева, должен был способствовать и разрешению молдавско-приднестровской проблемы, так как на левом берегу Днестра бесправное положение русскоязычного населения Молдавии всегда воспринималось как главный аргумент в пользу приднестровской государственности. Таким образом, молдавские власти, рассчитывали, что, декларируя "гармонизацию общенациональных интересов с интересами всех этнических и языковых сообществ страны", они одним выстрелом убьют трех зайцев: удовлетворят требования Запада о соблюдении прав человека в Молдавии; убедят Россию, что права русских не ущемляются; и лишат Приднестровье возможности апеллировать к фактам дискриминации русскоязычного населения на правом берегу Днестра при обсуждении путей решения молдавско-приднестровской проблемы", - пишет информационное агентство.

"Все это могло бы сработать, если бы в Молдавии действительно стремились уравнять в правах не на словах, а на деле титульное и нетитульное население. На самом деле такого желания нет и не предвидится. Достаточно вспомнить, как совсем недавно молдавский парламент требовал отстранить от должностей министров, являющихся этническими молдаванами, но не владеющих молдавским языком. Нетрудно представить, что ждет Молдавию и ее русскоязычное население, когда молодое поколение окончательно сменит старое у руля государства. Время этого поколения уже на подходе. События, произошедшие в Кишиневе 7-8 апреля, наглядно это показали", - резюмирует агентство.

"Новая газета" пишет: "29 июля в среду пройдут выборы в молдавский парламент, и уже разные страны начали свою схватку за влияние на будущую власть в Кишинёве. Пока что наиболее сильные позиции у России, поскольку Евросоюз явно не хочет видеть монопольное правление коммунистов. ЕС бросает на чашу весов пожелания демократизации Молдавии; Москва - $500 млн кредита. Но подана эта информация так, что всем очевидно: победят коммунисты - деньги будут. Проиграют - нет... Выбор Владимира Воронина прагматичен. Он видит, что Европа слишком изнежилась. Там превыше всего ценят свой сиюминутный комфорт. Образно говоря, там разучились "убивать и умирать". Даже для того, чтобы вырвать Украину из-под влияния России, у ЕС не нашлось $4,5 млрд - а именно столько просил Киев для создания фонда оплаты российского газа. И ещё Воронин понял, что у Кремля нет выбора: Россия даст деньги, лишь бы сохранить между прозападными Румынией и Украиной нейтральную молдавскую прослойку".

"Из трёх оппозиционных парламентских партий Румыния сделала чёткую ставку на Либеральную партию Михаила Гимпу и Дорина Киртоакэ и Либерально-демократическую Владимира Филата. Дата выборов благоприятствует в этом оппозиции: осенью на президентских выборах в Румынии Траян Бэсеску рискует проиграть, и тогда деньги из Бухареста могут и не прийти в помощь противникам ПКРМ. Так что есть шанс добиться успеха до румынских выборов. Что до лидера Альянса "Наша Молдова" Серафима Урекяна, то можно предположить, что он играет одновременно и с румынами, и с россиянами", - отмечает издание.

"США по-прежнему сохраняют сдержанность. Очевидно, что игра властей Молдавии с Россией тревожит Вашингтон, но не факт, что оппозиция получит американские деньги. Точно такая же смутная надежда у молдавских оппозиционеров на европейские финансы (стоит лишь вспомнить упомянутый опыт Украины). Рассчитывать нужно на Бухарест и некоторых отечественных бизнесменов. Кто может профинансировать центристов - Демократическую партию, во главе которой встал вместо Дмитрия Дьякова Мариан Лупу? Вот тут могут обозначиться и российские, и европейские деньги. Правда, власти Молдавии наверняка просили Россию не помогать никому, кроме коммунистов, но нельзя исключать, что какая-либо группировка в Москве возьмёт на себя миссию недопущения сотрудничества молодого экс-спикера с одними лишь западниками. В то же время, учитывая интерес евроструктур к фигуре Лупу, можно предположить, что для него европейские деньги найдутся", - пишет газета.

"Таким образом, за месяц до выборов нового парламента Молдавии денежная база коммунистов выглядит предпочтительнее. Если у команды Воронина в распоряжении государственный бюджет и российские $500 млн (хотя и в перспективе), то у их непримиримых противников - деньги из Румынии и европейское благожелательство. По мощи финансовых вливаний с россиянами могли бы конкурировать американцы, но если они предпочтут остаться в стороне, то материальный перевес ПКРМ над своими оппонентами можно будет счесть свершившимся фактом", - заключает издание.

Власть: "Первым из российской Конституции надо позаимствовать положение о том, что одно лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд"

Газета "Правда Приднестровья" пишет: "После робкой попытки депутатов Верховного совета ПМР слегка ограничить власть президента и последующего отказа депутатов от своей законодательной инициативы, пора бы уже и успокоиться... Но создается впечатление, что кто-то "там, наверху" сильно заинтересован в расколе общества, хотя на словах и призывает к консолидации. Иначе трудно объяснить, почему не прекращаются злобные нападки на отдельных парламентариев и на парламентскую систему в целом. Озвучивается это все устами руководителей "общественных" организаций - то есть, вроде бы, от имени народа. А на самом деле простого человека настолько запутали, что он уже не знает, кому верить, куда или от кого бежать: и депутаты, оказывается, плохие; и от президента, сидящего в своем кресле четвертый срок, тоже мало хорошего".

"У некоторых граждан складывается превратное впечатление, будто борьба в современном обществе идет не между эксплуатируемыми и эксплуататорами, не между ограбленными и грабителями, а всего лишь между двумя богатыми кланами. И уж лучше держаться подальше от политики, ибо любой приднестровец, решивший принять участие в политической жизни своей республики, просто обречен стать прислужником того или иного клана. А других, по-настоящему прогрессивных сил в Приднестровье, как будто бы и нет", - пишет газета.

"Приднестровье получило в наследство от СССР работающие заводы и фабрики, богатые колхозы и совхозы, бесплатное образование и медобслуживание, высокую культуру, хорошо налаженный транспорт и многое другое. Да, именно в таком состоянии принял республику впервые избранный президентом Игорь Смирнов. Куда же все подевалось за время его "мудрого" правления? Депутаты - те хоть меняются иногда, а он скоро шестнадцать лет, как республикой руководит, - и к чему мы пришли?! Крестьяне - без земли, рабочие - без работы, старики - без трудовых сбережений... О том, что будет с детьми, и подумать страшно. Особенно хочется сейчас напомнить, как в 2000 году Верховный совет покорно склонил голову перед самовластием президента, позволив ему переделать Конституцию ПМР по собственному желанию. Без всякого референдума. Приднестровью давно необходимы конституционные реформы. Но не половинчатые, а радикальные. И не в пользу одной из группировок, оспаривающих друг у друга власть, а в пользу народа. За основу можно взять Конституцию ПМР 1995 года, принятую действительно всенародно на референдуме, а не кулуарно, как в 2000 году (Принятая на референдуме в 1995 году Конституция устанавливала парламентско-президентскую форму правления. В Основном законе ПМР было заложено существование правительства, которое выполняло функции исполнительной власти, и было подотчетно Верховному совету. Также за парламентом сохранялись контрольные функции над деятельностью исполнительной власти, назначение и освобождение от должности судей. Верховный совет имел право приостанавливать распоряжения правительства и указы президента до судебного решения об их законности. В 2000 году по инициативе президента без проведения референдума в Конституцию были внесены изменения, которые превратили Приднестровье в президентскую республику. Полномочия парламента были урезаны и сокращены. На должность президента одному и тому же лицу стало возможным избираться неограниченное количество раз - прим. ИА REGNUM Новости)", - отмечает издание.

"Новая газета" пишет: "Недавно Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР в рамках гармонизации с Конституцией РФ представила президенту Игорю Смирнову проект изменений в первые два раздела Конституции ПМР (Согласно распоряжению президента ПМР №446 от 7 мая 2009 года была создана Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции Приднестровской Молдавской Республики. В настоящее время в результате работы данной Комиссии готовы два раздела проекта нового Основного закона ПМР, третий раздел находится в стадии доработки. Необходимо отметить, что Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР была создана при президенте ПМР Игоре Смирнове после того, как в республике начались активные дискуссии по вопросу разрабатываемых парламентом ПМР конституционных поправок. При этом в парламенте ПМР создана альтернативная Конституционная комиссия, 26 июня депутаты утвердили регламент ее работы - прим. ИА REGNUM Новости). Можно проанализировать, чем именно российская Конституция может обогатить приднестровскую, какие существуют опасности на этом пути, и какие нормы, не упомянутые у россиян, крайне желательно закрепить в ПМР".

"Первое, что выгодно отличает российскую Конституцию от приднестровской - это юридическая четкость и определенность. Её писали юристы экстра-класса, и они сформулировали нормы так, чтобы исключалось двойное толкование, либо их неоднозначное понимание, а, значит, и возможности манипуляций с основным документом страны сводились к минимуму. При гармонизации это необходимо помнить и уделять особое внимание формулировкам. Во-вторых, в Конституции РФ закреплены высокие стандарты прав человека, соответствующие мировым. Это было учтено Комиссией по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, которая предложила дополнить перечень прав человека многими, гарантирующими справедливое судебное разбирательство и надлежащую правовую защиту. В-третьих, российская Конституция содержит одну крайне важную норму, исчезнувшую из текста приднестровской Конституции при реформе 2000 года, - это положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Если уж подробно сверять тексты Конституций, то эту норму необходимо вернуть одной из первых. В-четвертых, в РФ система местного самоуправления отделена от государства. По аналогии, главы городских и районных администраций должны не назначаться президентом ПМР, а избираться населением. Что касается советов народных депутатов, то имеет смысл поставить вопрос о необходимости их существования как таковых. Приднестровье - настолько небольшая страна, что своими размерами и количеством населения как раз соответствует одному среднему российскому муниципальному образованию. Законодательных функций они не выполняют, а вопросы местного значения вполне могут решаться райадминистрациями, главы которых избираются населением", - считает издание.

"Однако при этом в российской Конституции есть ряд норм и институтов, переносить которые в приднестровский Основной закон было бы ошибкой. Их можно условно разделить на две группы: закрепляющие превосходство одной ветви власти над другими, и характерные для федеративного государства. Заведомое превосходство исполнительной власти, возглавляемой президентом, над всеми иными ветвями - это "родовая травма" российской Конституции. Документ принимался после противостояния президента с Верховным советом РФ, закончившегося расстрелом Белого дома, полной победой президента Бориса Ельцина и фактическим переходом всей полноты государственной власти в его руки. И задача выносившейся на референдум Конституции была именно в том, чтобы, имея демократический "фасад", закрепить главенство президента. Конституция РФ формально имитирует разделение властей по так называемому "смешанному типу французского образца" - сильный президент, обладающий широкими полномочиями в сфере безопасности, внутренней и внешней политики, который сосуществует с председателем правительства, назначаемым президентом с согласия Думы. При этом Дума, дающая согласие на это назначение, несет часть политической ответственности за работу правительства - может быть распущена президентом. На самом же деле вся исполнительная власть в РФ формируется лично президентом, который по этому поводу ни с кем не советуется, и ничьих рекомендаций слушать не обязан. Даже если Дума будет супероппозиционной президенту, и пойдет на роспуск ради того, чтобы не дать назначить неугодного ей председателя правительства, президент назначит его и без согласия парламента. Такая авторитарная модель государственного устройства не может быть записана в приднестровской Конституции, поскольку прямо противоречит содержащемуся в ней базовому принципу разделения властей", - пишет газета.

"Характерной чертой федеративного устройства России является двухпалатный парламент. Нижняя палата - Государственная дума - избирается по пропорциональной системе, и выражает политические пристрастия населения в целом. Верхняя палата - Совет Федерации - представляет интересы регионов, и в нее входит по два представителя от каждого субъекта федерации. Приднестровье является не просто унитарным государством, но и очень небольшим по своим размерам. В нем отсутствуют какие-либо национально-территориальные автономии, интересы которых непременно должны быть представлены в парламенте. Поэтому звучащие предложения о том, чтобы создать "по аналогии с РФ" двухпалатный парламент кажутся не до конца обоснованными. Да, существует несколько крупных унитарных государств с двухпалатными парламентами. Но во всех из них сильны регионалистские настроения, и они являются унитарными лишь по форме - реально же автономии в их составе обладают всеми правами субъекта федерации", - отмечает издание.

"Но жизнь не стоит на месте. С момента принятия Конституции РФ прошло 16 лет. За это время накопилась огромная практика ее применения. Стало понятно, какие статьи работают, какие нет, а каких не хватает. Поэтому, новая редакция Конституции ПМР должна содержать ряд новелл, которые крайне востребованы, и касаются в первую очередь судебной власти. Во-первых, необходимо отойти от практики единоличного назначения судей. Какой бы орган их ни назначал, он всегда будет стараться продвинуть "своих", лояльных судей. А субъективность и политическая ангажированность губительны для судебной системы. Судьи всех судов, кроме Конституционного, должны назначаться по результатам конкурса, проводимого Квалификационной коллегией при открытии соответствующих вакансий. Любой человек, формально соответствующий требованиям закона, вправе участвовать в этом конкурсе. Назначение на должность победителя может оформляться указом президента, для которого это будет конституционной обязанностью, и он будет не вправе отказать в назначении. Во-вторых, необходимо ввести выборность председателей абсолютно всех судов в Приднестровье, и их ротацию каждые три года. Это увеличит независимость простых судей, сделает председателей судов в первую очередь администраторами, а не единоличными руководителями судов, снизит возможности исполнительной власти влиять на принимаемые решения. В-третьих, судебная система должна быть финансово независимой. Для этого нужно, чтобы она финансировалась напрямую, и сами судьи решали, как и на что потратить выделенные им деньги. Иначе исполнительная власть получает дополнительные рычаги влияния. Чтобы это сделать, Судебный департамент при Верховном суде нужно преобразовать в орган, занимающийся материально-техническим оснащением всей судебной системы, и финансировать суды только через него", - пишет газета.

"Разразившийся кризис в отношениях между Верховным советом и президентом стал возможен, в том числе и потому, что внести изменения в Конституцию слишком просто. Верховный совет сам может менять большую часть статей, зачастую нарушая основополагающие конституционные принципы. Чтобы этого избежать, представляется разумным привлечь к процессу принятия поправок Конституционный суд, который бы давал свою экспертную оценку предлагаемых изменений. И только в том случае, когда решение суда будет положительным, поправки вступали бы в силу. В конечном счете, решение о том, гармонизировать ли Конституцию ПМР с российской, и как именно это делать - внутреннее, приднестровское дело. И, несмотря на всю прелесть российской Конституции, нужно помнить, что слово "прелесть" имеет еще одно, свое исконное значение - греховный соблазн", - резюмирует издание.

Справка ИА REGNUM Новости: 15 апреля Верховный совет ПМР принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая существует в РФ. Также рассматриваемыми поправками планировалось упразднение поста вице-президента Приднестровья, который с 2006 года по настоящее время занимает Александр Королев. При этом должность вице-президента в России отсутствует с 1993 года. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. Депутаты Верховного совета ПМР I созыва 23 мая выступили с обращением к президенту ПМР Игорю Смирнову о роспуске действующего состава парламента IV созыва. Документ от имени собрания подписали советник президента ПМР Анна Волкова и глава Координационного совета общественных объединений и политических партий ПМР Владимир Воеводин. Данную позицию также поддержали некоторые пропрезидентские общественные организации и политические партии. 27 мая в адрес спикера парламента ПМР Евгения Шевчука поступило заявление группы депутатов - авторов конституционных изменений, - с призывом отозвать данный законопроект. Несмотря на это, после проведения 3 июня акции протеста, в которой приняли участие около трех десятков пенсионеров, 9 июня сторонники президента обратились в адрес Министерства госбезопасности ПМР с просьбой оценить деятельность парламентской фракции "Обновление" Верховного совета ПМР. В то же время в адрес Верховного совета ПМР регулярно поступают обращения граждан республики, в которых выражается недовольство деятельностью исполнительной власти Приднестровья. В настоящее время Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, созданная при президенте ПМР разработала три раздела проекта нового Основного закона ПМР. Одновременно с этим в парламенте Приднестровья создана альтернативная Конституционная комиссия, 26 июня депутаты утвердили регламент ее работы.

Экономика: "Работодатели под предлогом кризиса стали задерживать заработную плату"

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Большая часть бизнеса и производственной сферы Приднестровья ощутимо снизили свою деловую активность после начала глобального экономического кризиса, который стартовал в ноябре 2008 года. Еще зимой 2009 года оптимисты говорили о том, что к лету спад производства замедлится и остановится на определенном уровне, дальше которого не пойдет. Пессимисты же до сих пор пророчат двухгодичный срок экономическому кризису, после которого начнется медленный подъем. Но конкретного срока, когда мы достигнем его "дна", никто не называет. В настоящий момент все большее число аналитиков склоняются к тому, что удалось выдержать только первую волну кризиса. Вторую прогнозируют на осень 2009 года. По предварительным оценкам, эта волна способна смыть с поля деловой активности тех, кто до сих пор мог держаться на плаву".

"Сейчас же значение имеют не глобальные прогнозы, а реальное положение дел в Приднестровье. Кризис заставил собственников пересмотреть расходы и найти в их структуре нишу, которую можно было бы сократить или отсрочить платежи по ней. Увы, для многих этой "нишей" стал фонд оплаты труда - работодатели под предлогом кризиса стали задерживать заработную плату и другие выплаты. По данным министерства экономики, на 1 июня текущего года фонд номинальной начисленной зарплаты в ПМР (без учета субъектов малого предпринимательства) составил 892906,39 тыс. рублей ПМР (1 российский рубль = 0,28 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM Новости). Сумма задолженности по выплатам зарплат с января по май составила 57 392 тыс. руб. В "лидеры" по этому показателю вышла промышленность - 44,4% от общего числа задолженностей по выплатам зарплат работающим приднестровцам. По территориям в списке должников "лидирует" столица - это можно объяснить, в том числе и тем, что здесь расположено наибольшее число предприятий, за Тирасполем следует Григориопольский район ПМР, третье непочетное место - у Бендер", - отмечает издание.