Станислав Тарасов: Ильхам Алиев раскрыл карты Азербайджана - карт нет
То, что в бывших республиках Советского Союза внимательно следили за ходом, а главное - итогами московского саммита Медведев-Обама, естественно. Хотя бы потому, что некоторые ныне независимые государства на постсоветском пространстве строили свою так называемую многовекторную внешнюю политику, исходя из фактора перманентного российско-американского противостояния.
Но с наибольшим вниманием за ходом московских переговоров следили все же в Баку. В местной печати появились сообщения о том, что накануне своего визита в Москву
Это понятно: ведь из всех региональных конфликтов на постсоветском пространстве, Белый Дом в первую очередь обратил внимание на Карабах. Американские аналитики сей фактор объясняют наличием тесных связей нынешней американской администрации с армянской диаспорой, которая "сделала много для победы на выборах Обамы". Действительно, во время визита в апреле в Турцию Барака Обамы Госдеп готовил для него "первую большую дипломатическую победу". Речь шла о подписании "комплексного армяно -турецко- азербайджанского соглашения" по Карабаху, в котором, если верить турецким СМИ, был расписан и сценарий урегулирования. Его суть в следующем. Между Турцией и Арменией восстанавливаются дипломатические отношения, открывается граница. Вслед за этим Армения освобождает часть оккупированных районов Азербайджана (называлась цифра 5), а проблема статуса Карабаха "замораживается" на то время, пока армяно-турецко-азербайджанский диалог и сотрудничество не "достигнут того уровня расцвета, при котором можно будет говорить о возникновении политического доверия".
Это соглашение могло бы стать объективной реальностью в случае, если бы президент Азербайджана
Это успех или поражение армянской дипломатии? Безусловно, успех, поскольку Ереван разъединил некогда единую позицию Баку и Анкары. В противном случае, трудно объяснить колоссальные усилия, предпринятые Баку в отношении Анкары для того, чтобы дезавуировать "дорожную карту". Правда, в этой схеме остается еще немало загадочного, так как Турция на официальном уровне заявила, что информировала Азербайджан о ведущихся секретных переговорах с Арменией в Швейцарии. Баку отмалчивался, видимо, полагая, что таким образом ему удастся выдавить Россию из процесса карабахского урегулирования. Когда это не удалось и Ереван переиграл Баку на турецком направлении, пришлось отступать на исходные позиции.
Но весьма своеобразно. "В данном случае по позиции Азербайджана всем все предельно ясно, - утверждает, например, азербайджанский политолог Гамид Гамидов. - Осталось определиться с Арменией, чье незавидное положение за последние несколько месяцев стало в разы хуже". Почему? Оказывается потому, что "Армения оказала теплый прием
Теперь посмотрим, что сказал о технологии процесса карабахского урегулирования в интервью российскому телеканалу "Вести" президент Азербайджана Ильхам Алиев, когда он сообщил о предложениях сопредседателей Минской группы
Но ведь это и есть та самая "дорожная карта", против которой еще недавно так яростно сражался Баку и некоторые высокопоставленные чиновники в Анкаре. В том числе и из спецслужб.
Безусловно, по объективным показателям Азербайджан является сильнейшим государством в Закавказье. Главная его сила в наличии огромных запасов энергоресурсов. Однако дипломатия, построенная на эксплуатации в политических и геополитических целях этих ресурсов, - уязвимое место для этой страны. В ситуации, когда в регионе появились новые игроки, стали складываться многоходовые политические комбинации, дипломатия Азербайджана допустила ошибки стратегического характера. Вместо желаемого турецко-азербайджано-армяно-грузинского альянса она оказалась на чужом поле, - там, где постоянно проигрывает даже член
Другое дело - Армения. Числясь стратегическим союзником России, будучи членом
Это самая опасная ловушка для Азербайджана, поскольку Иран может потребовать от США "исторического размена"... Такие переговоры неизбежны хотя бы в силу того, что
Эти и другие факторы повышают мобильность во внешней политике Еревана, предполагают многовариантность предпринимаемых внешнеполитических маневров, что напрямую связано и с награждением Михаила Саакашвили высшей государственной наградой. Во-первых, Ереван получил гарантированный транспортный коридор с Россией через территорию Грузии. Во-вторых, было озвучено заявление Грузии о необходимости создания экономического союза с Арменией без Азербайджана, поскольку "последний отягощен карабахским конфликтом". Говоря иначе, Еревану удалось, если не развалить, то "подточить" союз Баку-Тбилиси.
Теперь посмотрим на географическую карту. На юге у Азербайджана сложные отношения с соседним Ираном. На Западе - Армения и Карабах. Нет прямых коммуникационных связей с собственной Нахичеванской автономной областью, фактически находящейся под протекторатом Турции. Грузия начала дрейф в сторону Еревана, но фактически - выходит в перспективе на налаживание сотрудничества с Россией. В Баку предпочитают не считаться с этими факторами и пытаются убедить, прежде всего, свою общественность, что позиция Азербайджана - "единственно верная и справедливая", и если только произойдет срыв намеченного на середину июля в Москве саммита Алиев-Саргсян, то только по вине Армении.
В этом тезисе все вывернуто наизнанку. Позиция Азербайджана по сценарию карабахского урегулирования по сути была разработана Арменией и Турцией при посредничестве США. Почему Ереван должен торпедировать свое же детище? Но не всё так примитивно, как кажется на первый взгляд. Похоже, что Азербайджан после саммита Медведев-Обама начинает выстраивать для себя запасные площадки.
Во-первых, принятие предлагаемого сценария по карабахскому урегулированию и попытки идентифицировать его с позицией только Москвы - как это пытается делать Баку - предназначены для того, чтобы в случае срыва соглашения дискредитировать посреднические способности Кремля в карабахском урегулировании и традиционно обвинить во всех грехах Армению.
Во-вторых, создать, прежде всего, в азербайджанском общественном мнении ощущение того, что Баку вышел на уровень стратегического сотрудничества с Москвой, примером чему является недавно подписанное соглашение о поставках азербайджанского газа в Россию.
В-третьих, изобразить возможное освобождение оккупированных районов как победу азербайджанской дипломатии и поражение Армении.
В-четвертых, в случае подписания соглашения по Карабаху, во что бы то ни стало сохранить Москву в качестве гаранта будущего определения статуса Карабаха (поскольку после кавказского кризиса обещаниям Запада в Азербайджане доверять перестали) и таким образом лишить возможности Россию сбросить с себя "груз исторического прошлого", который во многом и сковывает ее дипломатию на кавказском направлении.
Но, по большому счету, освобождение оккупированных районов Азербайджана и распространение на них юрисдикции Баку, перенос проблемы статуса Карабаха "до лучших времен" в складывающих сложных геополитических условиях Закавказья - не самый худший вариант для Баку. Как говорят в таких случаях, "лучше иметь синицу в руках, чем видеть журавля в небе". Дальнейшее промедление в карабахском урегулировании с учетом набирающего силу процесса фрагментации пространства "Большого Ближнего Востока" может поставить на первый план перед Баку проблему вообще сохранения своей национальной государственности.