Цена на бензин в Татарстане продолжает расти. Если месяц назад 92-м можно было заправиться в среднем за 15 рублей за литр, то сегодня на большинстве заправок он стоит уже 20. С завтрашнего дня на большинстве АЗС республики цена самого популярного сорта топлива составит 21 рубль 50 копеек за литр. Остальные типы бензина также подорожают.

Таким образом, всего лишь за месяц цены на бензин в Татарии выросли приблизительно на 43%. И это несмотря на то, что УФАС по РТ еще в июне предупредило участников бензинового рынка о недопустимости согласованного завышения цен. Собственно, ни одно из предписаний по делу о "бензиновом сговоре" так и не было доведено до финала, а угрозы антимонопольщиков, обращенные к неким абстрактным нарушителям (о которых все и без того знают), повисли в воздухе.

Все владельцы местных заправочных сетей сетуют на подорожание оптовых отпускных цен, а также на "общемировые тенденции". В частности, популярны ссылки на то, что сегодня средняя закупочная цена АИ-92 на том же Уфимском НПЗ, откуда бензин поступает на многие АЗС республики, составляет 23,5 тысячи рублей за тонну. И если добавить сюда затраты на транспортировку, то цифра 21,5 рубля за литр покажется вполне разумной и оправданной.

Однако в Татарстане есть собственный производитель бензина - ОАО "ТАИФ-НК", являющееся составной частью "президентской" группы ТАИФ (в совет директоров которой входит младший сын президента РТ Радик Шаймиев). Есть в республике и своя нефть. Тем не менее, на заправках ТАИФа цены примерно те же.

Значит, дело уже даже не в экспортных ценах на нефть, которые приводятся обычно в качестве бесспорного аргумента. Большинство наблюдателей в республике давно отмечают, что цены на местный бензин весьма опосредованно связаны с изменениями мировых цен: пусть нефть на биржах сейчас торгуется уже ниже $64, это нисколько не мешает продавать бензин в нефтяной республике все дороже и дороже.

На тенденцию дальнейшего повышения бензиновых цен в Татарстане пока никак не повлияло и увеличение экспортных пошлин на нефть - до 212,6 долларов за тонну, на что возлагалось столько надежд. Впрочем, та же ситуация наблюдается по всей стране. Поэтому торговать на внутреннем рынке для местных монополистов сейчас даже выгоднее, чем отправлять нефть за границу.

Можно констатировать, что любые соображения "социальной стабильности" и политической перспективы для подобных "отечественных производителей" представляют пока гораздо меньший интерес, чем возможность получить пусть краткосрочную, но прибыль. Летний сезон обеспечивает стабильный высокий спрос на топливо, и бензозаправки постараются выкачать из автовладельцев все, что только возможно, несмотря на все заявления и угрозы ФАС. Кто знает, как пойдут дела завтра? Кризис все-таки.