Россия прекратит транзит мазута через Эстонию в 2010 году
Эстония, 29 июня, 2009, 23:31 — ИА Регнум. Как только терминал по перевалке мазута в порту Усть-Луга будет введён в эксплуатацию, Россия начнёт сокращать железнодорожные поставки в Эстонию этого продукта. А год спустя и вовсе прекратит их. Как сообщает сегодня центральная российская транспортная газета, принадлежащая ОАО "
Переориентация грузопотоков из портов Прибалтики и Украины на российские терминалы - давняя идея российских чиновников, пишет газета. Самый яркий эпизод в этой истории произошёл в мае 2007 года, после обострения отношений между Россией и Эстонией. Тогда министр транспорта
Между тем сегодня эстонское направление остаётся главным для вывоза мазута из России. По данным ОАО "РЖД", на него приходится треть объёма экспорта этого продукта. Так, в первом квартале 2009 года железнодорожные поставки российского мазута в адрес таллинских терминалов составили около 4 млн тонн, что сопоставимо с данными января - марта 2008 года. В апреле этого года было перевезено более 1,2 млн тонн мазута. Для сравнения: на
В Эстонии российский мазут переваливается через терминалы компании Vopak EOS, которая была образована в 2008 году путём слияния мощностей, принадлежащих российскому "Н-Трансу" и датской компании Vopak. В прошлом году объём перевалки мазута через Vopak EOS составил 15,7 млн тонн.
Стабильность поставок объясняется тем, что в России сегодня нет мощностей, которые могут составить альтернативу таллинским мазутным терминалам. Соответствующие мощности ПНТ загружены, а терминал в Высоцке (Ленинградская область) принадлежит "
Мощность мазутного терминала, который строится в Усть-Луге, составит 24 млн тонн в год. Его собственником стала швейцарская компания Gunvor, которая выкупила проект у ОАО "
Эксперты уже сегодня заявляют, что транспортировка мазута через Усть-Лугу будет выгодна участникам рынка На эстонском направлении экспортируется продукт нефтеперерабатывающих заводов в Киришах (принадлежит "
В "Сургутнефтегазе" на перспективу перенаправить свой продукт в Усть-Лугу смотрят позитивно. "Вопрос о развитии отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе и портовых комплексов, обсуждается, насколько я помню, с середины 1990-х годов. Хорошо, что наконец вопрос не обсуждается, а решается, - сказала "Гудку" руководитель пресс-службы "Сургутнефтегаза"
Источник в одной из нефтетрейдинговых компаний сообщил "Гудку", что короткое транспортное плечо между Киришами в Ленинградской области и Усть-Лугой действительно позволяет надеяться на то, что мазут Киришского НПЗ будет рентабельнее везти через российский порт. "Есть, правда, ещё и морская составляющая, - отмечает нефтетрейдер. - Усть-Луга в отличие от Таллина - замерзающий порт, зимой там понадобятся танкеры усиленного ледового класса и ледокольная проводка, что удорожает транспортировку".
Генеральный директор компании "Трансойл" (осуществляет перевозку мазута из Киришей в Эстонию) Андрей Гомон также подчёркивает, что вопрос рентабельности поставок связан не только с железнодорожной составляющей. Вместе с тем он утверждает, что компания будет перевозить все грузы, которые заявляют её клиенты, "в любом направлении".
Источник в ТНК-BP сообщил "Гудку", что направление через Усть-Лугу может стать более рентабельным для транспортировки продукта с Ярославского НПЗ. А вот мазут, произведённый на заводе в Рязани, лучше везти в эстонском направлении, отмечает источник. Однако, полагает он, не исключено, что компании придётся переориентировать всю свою продукцию в российский порт.
По мнению эксперта агентства Reuter
По словам вице-премьера Сергея Иванова, общий объём инвестиций в строительство порта в Усть-Луге с 1999 года составил 60 млрд руб., из которых бюджетных средств - 8,7 млрд руб. Он уточнил, что в основном бюджетные средства расходуются на создание таможенного и пограничного терминалов. Сергей Иванов во время своего визита в порт Усть-Луга также рассказал, что предполагается вложить в развитие инфраструктуры порта ещё 55 млрд руб., из бюджета будет выделено около 16 млрд руб.
Как сообщил "Гудку" представитель генерального подрядчика строительства - заместитель генерального директора ЗАО "Трест Коксохиммонтаж" Георгий Левицкий, работы на терминале постепенно движутся к концу. "Мы планируем в ноябре завершить свою часть монтажа комплекса", - говорит он. После этого надо будет провести электрификацию, другие технологические работы, и в следующем году собственник планирует запустить терминал по перевалке нефтепродуктов. Дедвейт судов, которые сможет принимать Усть-Луга, - 150 тыс. тонн.