Михаил Демурин: Польше пора реалистично осознать свою роль в развязывании Второй мировой войны
Приглашая представителей Германии и России на церемонию по случаю 70-летия со дня начала II мировой войны, премьер-министр Польши
Польский руководитель, видимо, полагает, что он своим приглашением как-то "задевает" Россию. Во всяком случае, хочет её "повоспитывать". Если это не так, то к чему тогда намек на "большое символическое значение" присутствия высокого представителя от России в Варшаве. Почему туда для усиления "символического значения" не приглашают представителей Италии, Японии, Великобритании, Франции, США? Дональду Туску, судя по всему, кажется, что весь мир должен в этот день осуждать только Германию и Россию, а жалеть только Польшу, извиняться перед Польшей, присягать тому, чтобы впредь быть к Польше "более лояльным".
Неплохо бы Дональду Туску осознать, что если трагедия Второй мировой войны для Польши, как следует из его слов, уже завершилась, то для России и русских она НЕ завершилась. Её человеческая боль и материальные последствия продолжают ощущаться почти в каждой российской семье: так велики были наши людские и материальные потери. И вина за то, что во второй половине 1930-х годов ситуация в Европе развивалась так, как она развивалась, и за итог этого развития лежит в том числе и на Польше. Польше, которая в январе 1934 года подписала с Гитлером декларацию о ненападении, сильно смахивавшую на договорённость о наступательном союзе. Польше, которая в сентябре 1934 года в соответствии с этой декларацией отказалась от участия в Восточном пакте. Польше, которая носилась в тот период с мыслью о возможных совместных действиях с Германией и/или с Румынией против СССР.
Особо стоит остановиться на участии Польши в разделе Чехословакии в 1938 году. В дни майского 1938 года кризиса между Чехословакией и Германией Польша, как известно, сосредоточила на границе с Чехословакией мощный кулак своих войск. В тот сложнейший период, когда ещё можно было остановить зарвавшуюся гитлеровскую Германию, Варшава не скрывала, что объявит войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии, и что советские самолеты, если они появятся над Польшей по пути в Чехословакию, будут атакованы польской авиацией. В сентябре 1938 года польское правительство сообщило Гитлеру о своём желании полностью ликвидировать Чехословакию как независимое государство, так как рассматривало Чехословацкую республику "как создание искусственное... не связанное с действительными потребностями и здоровым правом народов Центральной Европы". Именно на основе этого взаимопонимания в том же сентябре было заключено германо-польское соглашение о координации военных действий против Чехословакии. Далее, как известно, последовал польский ультиматум Чехословакии о присоединении к Польше "земель с польским населением" и, несмотря на предупреждение правительства СССР о денонсации пакта о ненападении между СССР и Польшей от 1932 года, если польские войска перейдут границу Чехословакии, 1 октября польские войска вошли в Тешинскую область.
Всё вышеперечисленное - хорошо известные факты. Одних только их достаточно, чтобы реалистично оценить немалую роль Польши в создании условий для начала Второй мировой войны. И польскому руководству стоило бы над этим серьёзно задуматься. Странно, что на сайте российского Минобороны размещаются статьи, в которых акцент делается не на этих событиях и действиях, а на нежелании Польши передавать "третьему рейху" Гданьск (Данциг). Но ещё более странной выглядит реакция российских официальных властей на соответствующий демарш Польши.
Одним словом, сформулированное польским премьером "приглашение" - всего лишь новое звено в активно реализуемой в последнее время методологии использования искажённых версий истории для достижения актуальных целей как в международных делах, так и во внутренней политике. В последнем случае - для формирования национальной идентичности в жестко заданной антироссийской и русофобской парадигме.
Вот что, однако, интересно: адептов такого подхода история мало чему учит. "Ну не получилась один раз какая-то схема, а вот сейчас, может быть, получится, потому что обстоятельства изменились", - рассуждают они. Не получилось у Польши "выдавить" Советский Союз, а фактически - Россию из европейской политики в 1920-е - 1930-е годы, тем не менее, Варшава и сегодня продолжает действовать в таком же точно ключе, пытаясь добиться тех же самых целей, а историческую вину за своё фиаско 70-летней давности старается возложить на Москву. Не удалось в 1930-е - 1940-е годы Западу извлечь выгоду из вскармливания антисоветских режимов на окраинах СССР - того же польского режима, тех же прибалтов, - он пробует ещё раз, уже в отношении России, давая этому соответствующее "историческое" обоснование. Не удалось благополучно для себя взрастить "супер-врага" СССР - нацизм, Запад пестует новую версию национал-шовинизма прибалтийского и украинского "разлива", стимулирует этнический и религиозный радикализм и терроризм на границах России и внутри неё.
История, между тем, показывает, что всякий раз, когда Польша подключалась к антироссийским действиям Запада или стимулировала его на такие действия, она проигрывала. Хорошо бы г-ну Туску и польским избирателям почаще вспоминать об этом. Что же касается его "приглашения", то думаю, у руководства России есть все основания его просто проигнорировать.