В ЕС 6 июня прошли выборы в Европейский парламент. Итоги выборов в Польше и Прибалтике проанализировал 10 июня для ИА REGNUM Новости российский историк и политолог Олег Неменский.

На этот раз на выборах в Европарламент Польша продемонстрировала тенденции, идущие скорее вразрез с общеевропейскими. Фреквенция, как и везде, тоже оказалась низкой, однако по сравнению с предыдущими выборами она заметно увеличилась - с 21% до 27%. Консерваторы довольно заметно проиграли либералам - впрочем, на общеевропейском поле польские либералы также составляют часть консервативного лагеря. Интересно также то, что, на фоне заметного увеличения представительства крайне правых сил в Европарламенте, от Польши на этот раз представители крайне правых партий совсем не прошли, хотя в прошлом они имели заметный успех. Вообще, провал попыток создания общепольских партий справа от "Права и Справедливости", теперь ставший уже очевидным ("Правица Речи Посполитой" - 1,96%, "Либертас Польска" - 1,14%, "Уния реальной политики" - 1,1%) - очень важный результат для польской внутренней политической жизни. Ни попытки обновить "Лигу Польских Семей", ни образований отколовшихся от ПиС более правых политиков, ни их совместные старания ни к чему не привели - и это само по себе большая победа партии президента страны. И ведь это при том, что этим силам удалось во многом поставить под своё влияние крупные медиа Польши - откровенную кампанию по их поддержке со стороны телевидения трудно было не заметить. Что и неудивительно: например, председатель Телевидения Польши, молодой политик Пётр Фарфал, пришедший в его руководство по квоте Лиги Польских Семей в её бытность в коалиционном правительстве с "ПиС" - бывший член праворадикальных организаций, издававший в своё время журнал "Фронт" нацистско-расистского содержания для польских скинхэдов. Тем не менее, эта поддержка медиа свою роль так и не сыграла.

Однако, в своём соперничестве с партией премьера, "Право и Справедливость" братьев Качинских заметно проиграла: "Гражданскую платформу" поддерживают примерно в полтора раза больше активных избирателей, чем "ПиС", что очень значимо в преддверии президентских выборов 2010 года. Несмотря на экономический кризис, правительству удаётся удерживать поддержку населения. Сама по себе победа правящей партии сильно отличает Польшу от большинства других стран ЕС на этих выборах. Возможно, это объясняется и тем, что на общеевропейском фоне польская экономика сейчас выглядит довольно неплохо: в ней продолжается, пусть и маленький, но всё же рост, более того, Польша лидирует по этому показателю во всём ЕС. Показательно также, что даже на селе, традиционно более консервативном и евроскептичном, "Гражданская платформа" лишь чуть-чуть уступила "ПиС" - 30% против 33%. У городского же населения поддержка "ГП" дважды большая - она победила во всех крупных городах. Немного изменилась и география избирательских предпочтений: юго-восточная зона поддержки "ПиС" несколько сократилась, особенно в центре страны. Впрочем, если учесть, что в количественном плане за победителя проголосовало только около 2,5 млн из примерно 30 млн поляков, имеющих право голоса, то можно задуматься, насколько вообще эти выборы репрезентативны.

И, тем не менее, обе основные партии только укрепили свои позиции по сравнению с прошлыми выборами, тогда как левые показали, что по-прежнему не готовы вернуться на когда-то сильные позиции: основная левая сила "Союз демократических левых - Союз труда" набрала всего 12% (что лишь ненамного больше прошлого результата), а альтернативное объединение левых сил попросту провалилось.

Главный итог для Польши - благодаря победе "Гражданской Платформы" значительное увеличение долевого представительства в самой крупной фракции Европарламента - Европейской Народной партии - Европейских демократов. Если раньше поляки составляли только 5,67% её членов, то теперь - 11,65%, став третьими после итальянцев и немцев. А вот во фракции "Союза за Европу наций" польское представительство из-за поражения крайне правых сокращается, хотя конкретно у "ПиС" оно становится заметно большим.

Большой шум в Польше наделала победа кандидата от "Избирательной акции поляков" в соседней Литве - в Европарламент прошёл её представитель Вальдемар Томашевский. Для поляков это как бы символизирует воссоединение с "родаками" Виленщины в рамках Евросоюза. А, кроме того, это свидетельство большого успеха той политики, которую проводит Польша в отношении своей зарубежной диаспоры, и особенно в Литве. "Избирательная акция поляков Литвы" смогла мобилизовать электорат, что при общей явке в стране примерно в 15% дало свой результат. За поляков в Литве голосовали и представители русского меньшинства, так как организовать собственную политическую силу они так и не смогли, при том, что доля русских в стране примерно такая же, как и поляков. Самая высокая явка в Литве была именно в районах с преобладающим польским населением, тогда как в русском Висагинасе был поставлен антирекорд явки - 7%. Очень разумно в этой ситуации поступили поляки, сделав вторым номером в своём списке русскую по происхождению Ирину Розову. Кстати, стоит иметь в виду, что современные поляки в Литве - также по большей части русскоязычные. И в этом плане провал политики Москвы по работе со своей диаспорой ещё очевиднее. То же, кстати, можно сказать и про Эстонию, где две русские партии не смогли набрать даже по 0,4% голосов, а русскими голосами победила вполне эстонская Центристская партия. Конечно, ситуацию скрашивает победа русских партий в Латвии, набравших немногим меньше 30% голосов. Однако вряд ли часть заслуги за эту победу (которая могла бы быть ещё большей, особенно в плане поддержки ЗаПЧЕЛ) стоит приписывать Москве.

В целом же очередные выборы в Европарламент, означенные самой низкой явкой за 30 лет, не очень-то сильно изменили его долевой состав, так что каких-то серьёзных изменений в стиле его работы мы вряд ли увидим.