Станислав Тарасов: Инспекция замгоссекретаря США в Закавказье
В странах Закавказья находится с визитом заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон. До вступления в нынешнюю должность Гордон исполнял обязанности старшего научного сотрудника по линии внешней политики США и Европы в Институте Брукингса в Вашингтоне, а ранее был ответственным по вопросам Европы в Совете национальной безопасности США. Уже сам этот факт предполагает солидную страноведческую подготовку американского дипломата, что придает его миссии особое значение. Не случайно грузинский политолог Арчил Гегешидзе заметил в этой связи, что от результатов данного визита во многом будет зависеть будущее отношение администрации США к проблемам региона.
Поэтому аналитики придают особое значение выстроенной Госдепом очередность посещения столиц закавказских государств: сначала Армения, затем Грузия и замыкает визит посещение Азербайджана. "Я занимаю эту должность всего две недели, но в регионе Южного Кавказа происходят исторические события и он является очень важным для нас, так что свой первый визит в этой должности я совершил сюда", - заявил сразу по прибытии в Ереван Филипп Гордон. При этом. наряду со встречами и переговорами с армянскими должностными лицами, включая и президента Армении
Еще одна особенность ситуации. В Ереване Гордон сделал заявления принципиального значения, что предопределило как тематику его переговоров с руководством Азербайджана, так и аргументацию, которая будет при этом использоваться. В частности, он заявил, что налаживание армяно-турецких отношений "является отдельным процессом, который необходимо рассматривать вне зависимости от других вопросов и который не должен быть связан ни с каким вопросом, ни в одной из стран". Что же касается проблемы карабахского урегулирования, то она в интерпретации американского дипломата "предусматривает такой процесс урегулирования, который включал бы механизм голосования, по которому население сможет выразить свою волю". Причем, как считает Гордон, "основополагающими принципами в ходе переговоров по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха являются право населения на самоопределение, территориальная целостность и неприменение силы".
Теперь представим на минутку, как это возможно на практике. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время этническая ситуация в Карабахе такова, что исход голосования там предрешен. Проводить же голосование, например, в Азербайджане среди беженцев из Карабаха - это значит надолго "подвешивать проблему". А для того чтобы начать процесс возвращения беженцев в Карабах, необходимо хотя бы промежуточное соглашение по процессам урегулирования конфликта. Осуществить это в ближайшее время при отсутствии доброй воли со стороны участников конфликта практически невозможно.
Что же тогда действительно реально? Реален процесс нормализации армяно-турецких отношений. "Мы (США) принимаем активное участие в обоих процессах, поскольку в некоторых вопросах вовлеченные стороны питают больше доверия к нам, нежели друг к другу, - заявил в Ереване Гордон. Он также сообщил, что как президент, так и госсекретарь Соединенных Штатов, уверены в том, что США удастся в этом и следующем году добиться исторического прорыва в обоих переговорных процессах, несмотря на их сложность. "Мы по-прежнему придерживаемся мнения, что в переговорах по нормализации дипломатических отношений между Арменией и Турцией не должно быть предусловий в каком-либо вопросе", - добавил Гордон и отметил, что оба государства понимают необходимость продвижения в процессе переговоров и продолжают это продвижение.
Далее начинается самое интересное. Завотделом международных связей администрации президента Азербайджана
Иного мнения придерживается американский сопредседатель МГ ОБСЕ
Следовательно, нынешний визит в страны Закавказья заместителя госсекретаря США Гордона - это сверка уже готового нового сценария переговоров. На наш взгляд, Госдеп возвращает ситуацию к статусу-кво на конец апреля, период подписания армяно-турецкой "Дорожной карты", которая выводит Армению из экономической блокады и укрепляет ее позиции на Ближнем Востоке.
Что же касается Москвы, то ей остается только подтвердить приверженность Майндорфской декларации, подписанной в условиях поствоенной ситуации на Южном Кавказе, которая обозначила ее мирные устремления в регионе и предотвратила возможную военную вспышку на линии карабахского противостояния. Так что в Закавказье грядут иные времена.