В ситуации с Чебоксарской ГЭС в проигрыше останется государство, но ему не впервой: мнение
Обостряющийся информационный конфликт между Нижегородской областью и Чувашией по поводу подъема воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров высветил сразу несколько проблем современного состояния современного политического общества, заявил корреспонденту ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник Института социологии
По его словам, в 80-е годы прошлого века борьба против подъема уровня Чебоксарской ГЭС велась по вертикальному вектору "регион-центр" - руководство Нижегородской области оказывало воздействие на центральное руководство, правительство страны с тем, чтобы этот подъем заблокировать. В результате этот вопрос из регионального превращался в вопрос федерального уровня. Сегодня полемика разворачивается только на горизонтальном уровне как противостояние интересов двух регионов. В результате сразу же уровень проблемы становится более низким. Естественно, сразу же и значимость этой проблемы понижается.
"Говоря о позиции регионального руководства, нужно помнить, что в предыдущие годы участниками конфликта вокруг Чебоксарской ГЭС, кроме региональных элит, были еще и региональные руководители, которые напрямую зависели от воли и поддержки населения своих регионов. Их будущее полностью определялось результатами выборов. И поэтому лояльность по отношению к интересам своего региона для них была доминирующей, - продолжил Прудник. - Сегодня главы регионов назначаются напрямую президентом. Поэтому вопрос их выживания - это вопрос лояльности президента к ним. А поскольку руководители регионов не самоубийцы, эта проблема в противостоянии "регион - центр" никогда конвертироваться не будет".
"Ждать массовых политических акций, в которые будет вовлечено население области, не стоит. Их проведение всегда будет воспринято центральной властью как расшатывание ситуации, как преднамеренное обострение социально-политической ситуации и раскачивание стабильности. Кроме того, это может быть расценено как непосредственная попытка вовлечь центральное руководство в участие в конфликте, причем в негативном аспекте, - уверен эксперт. - Таким образом, регион, попытавшийся провести какие-то массовые акции протеста, сам поставит себя в положение проигравшего, вызвав гнев московского начальства. У действующей власти поле для маневра сейчас очень ограничено. Самостоятельно они инициировать такие акции не могут. В то же время просто сдать ситуацию для губернатора означает подписаться в своем полном бессилии. Ему необходимо обозначать свой статус и демонстрировать свой ресурс.
"В этой ситуации все зависит от способности пролоббировать свои интересы с одной стороны энергетиков и тесно связанного с ними руководства Чувашии, с другой стороны - руководство Нижегородской области. От степени влияния региональных руководителей, от их политического, административного и личного ресурса. Решаться все будет именно в Москве, и именно в прямых отношениях руководителя региона с президентом, президентской администрацией, с руководством соответствующих энергетических структур, которые и являются настоящими лоббистами проекта по подъему воды на ЧГЭС, - отметил Прудник. - Кроме того, большое значение имеет то, какие экономические плюсы будут видеть лично для себя люди, принимающие окончательное решение. Если они эти самые плюсы для себя увидят, решение будет принято и никакие государственные интересы их не остановят".
"Необходимо быть реалистам, у государства в период кризиса денег на проведение мероприятий по предотвращению всех возможных негативных процессов, вызванных подъемом воды на ЧГЭС, нет. Эти расходы в бюджет никто не закладывал и закладывать не будет. Поэтому если и будет принято решение о повышении уровня, развитие событий будет происходить по самому худшему сценарию и с максимальными потерями. Хитрость проекта по подъему воды на ЧГЭС в том, что все затраты на него будут общественные и государственные, а прибыль частная. Наше государство в итоге понесет ущерб, но ему не впервой нести урон от содействия и потакания каким-либо коммерческим структурам", - уточнил эксперт.