"Оригинальные" планы азербайджанцев: Нагорный Карабах за неделю
Перестрелки
В ночь с 12 на 13 мая и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Горадиз, Ашагы Абдурахманлы, Куропаткино, Гойтепе и Ярымджа. Как сообщает газета "168 Жам", после ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь, сообщает пресс-служба минобороны НКР. По сообщению бакинского Trend News, ночью 18 мая подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня в направлении села Джоджугмерджанлы Джабраильского района. В результате этого военнослужащий срочной службы азербайджанских ВС Рза Мехтиев погиб, а Эльман Садыгов получил ранение.
Как сообщили 1news.az в пресс-службе
Мониторинг
13 мая, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия
Переговорный процесс
"Я не могу комментировать встречу президентов Азербайджана и Армении, так как не знаю подробностей, могу только сказать, что, как вы и упоминали, все отмечают прогресс в вопросе разрешения этого конфликта. И все настроены оптимистично". Об этом заявил в беседе с "АПА" специальный представитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Южной Осетии и Нагорному Карабаху
Россия приветствует ставшие в последнее время регулярными встречи президентов Армении и Азербайджана. Хотя некоторые важные вопросы, касающиеся основных принципов нагорно-карабахского урегулирования остаются пока нерешенными, сложившаяся тенденция, сама по себе, дает основания для разумного, но осторожного оптимизма. Как сообщает "АрмИнфо", об этом заявил в Ереване заместитель секретаря Совета безопасности РФ
Переговорный процесс по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта проходит в очень серьезной форме, заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта от Франции
С каждой встречей президентов Азербайджана и Армении область разногласий сторон нагорно-карабахского конфликта значительно сужается, а степень взаимопонимания растет, сказал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, комментируя состоявшуюся на саммите в Праге встречу президентов Азербайджана и Армении, передает российский телеканал "Вести". Во время саммита
Газета "Азг" отмечает, что состоявшаяся в Праге встреча президентов Армении и Азербайджана незамедлительно была охарактеризована как конструктивная, хотя в разных источниках было отмечено, что переговоры в Праге были достаточно сложными. В частности, после встречи
Возможно, до конца года будет подписано соглашение, заявил журналистам ответственный офиса Ай Дат АРФ
"По вопросу Нагорного Карабаха в этом году, в лучшем случае, можно ожидать соглашения о базовых принципах. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ настроены оптимистично по поводу возможного прорыва". Как сообщает "АПА", так прокомментировала процесс урегулирования директор Европейских программ Международной кризисной группы
Чем не угодила Азербайджану Минская группа ОБСЕ?
В ближайшие несколько недель состоится визит в регион всех трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сказал Trend News 15 мая американский сопредседатель Мэтью Брайза. "Возможно, мы совершим совместный визит в регион с сопредседателями в ближайшее время, но мы пока не определили его точное время", - сказал Брайза. По его словам, возможно, сам Брайза последует за французским сопредседателем
Глава отдела внешних связей Администрации президента Азербайджана
18 мая, в ходе очередного заседания Демократической партии Азербайджана было принято заявление, в котором, в частности, говорится: "Сегодня исполняется 17 лет со дня оккупации Лачинского района Азербайджана. Армения до сих пор не отказывается от своей оккупационной политики. В свою очередь, сопредседатели Минской группы ОБСЕ за долгие годы своего существования так и не смогли достигнуть ни одного положительного прорыва в переговорном процессе. Между сопредседателями нет искреннего сотрудничества и эффективной работы. Это, в свою очередь, тормозит решение конфликта. Необходимо изменить формат Минской группы ОБСЕ". (Day.az)
Армения не видит никаких причин для изменения формата Минской группы в качестве посредника в урегулировании Карабахского конфликта, считает министр обороны Армении
Специальный представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по конфликту в Нагорном Карабахе
Если руководство Азербайджана откажется от неконструктивных подходов и прекратит милитаристскую и антиармянскую пропаганду, то переговоры, ведущиеся в рамках Минской группы ОБСЕ, могут сблизить позиции сторон и привести к урегулированию карабахского конфликта. Об этом заявил глава МИД Армении
К встрече в Санкт-Петербурге
Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ
Вместе с тем, передает "Новости-Азербайджан",
Комментируя возможность встречи в июне в Санкт-Петербурге президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (США, Франции и России) и руководителей Азербайджана и Армении, глава отдела внешних связей Администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов отметил, что на долю ведущих государств мира сегодня ложится большая ответственность. "Виновниками всех крупных событий сегодня в мире в действительности являются крупные государства. Им необходимо демонстрировать справедливую и принципиальную позицию и по крупным, и по мелким вопросам. В противном случае это может иметь негативные последствия для самих этих государств. В мире нет ничего вечного. Ни одна крупная империя, супердержава не оставалось таковой навечно, это можно увидеть на примере истории последних двух тысяч лет. И если три президента стран-сопредседателей соберутся и выступят с конкретной позицией по решению конфликта, то это будет идеальным вариантом. Будем надеяться на это", - сказал Мамедов, отметив при этом возможность достижения прогресса на переговорах в Санкт-Петербурге. ("525-я газета").
Пражская встреча президентов Армении и Азербайджана не стала прорывом в переговорах по нагорно-карабахскому конфликту, но она ознаменовалась по ряду причин. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил директор Исследовательского центра политических развитий Ваан Диланян. "Мы увидели укрепление позиций Армении в переговорах по Нагорному Карабаху. Но оно сопровождается нарушением режима прекращения огня со стороны Азербайджана и заявлениями Баку относительно деструктивности позиции Армении в переговорах", - подчеркнул Диланян. Он отметил, что на переговорах, хотя и косвенным образом, но подчеркивается необходимость участия представителей НКР в процессе урегулирования. "Участившиеся визиты сопредседателей МГ ОБСЕ в Степанакерт свидетельствуют о том, что демократичная НКР никогда не может стать частью авторитарного Азербайджана", - заявил Диланян. По словам эксперта, важно, что после пражской встречи сопредседатели МГ ОБСЕ еще раз подчеркнули, что налаживание армяно-турецких отношений и урегулирование нагорно-карабахского конфликта - разные вещи. "Прорыва в переговорах по карабахскому конфликту не будет и в ходе предстоящей встречи Сержа Саргсяна и
"Я ничего не ожидаю от Санкт-Петербургской встречи президентов. Потому что позиция Азербайджана ясна и Армения не хочет соглашаться с нами. Тогда возникает вопрос, почему международные организации нам морочат голову, зная, что мирного решения Карабахской проблемы нет. Все здесь ясно - путем переговорного процесса оккупированные Арменией азербайджанские территории не вернешь. Оккупировала наши территории Армения. Эта страна - агрессор, поэтому мы должны ее вывести отсюда военным путем, другого языка она не понимает", заявил в беседе с 1news.az сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана
Политолог, председатель правления "Института Открытое общество - Азербайджан"
"Оригинальные" планы азербайджанцев
Азербайджанские СМИ опубликовали проект Перспективного плана мирного урегулирования Карабахского конфликта, который разработала Либерально-демократическая партия Азербайджана с целью направить его президенту Азербайджана
План предусматривает процесс урегулирования конфликта в 3 этапа:
I этап - освобождение оккупированных азербайджанских земель, за исключением Нагорного Карабаха и Лачинского района, возвращение туда вынужденных переселенцев и дальнейший ввод в регион международных миротворческих сил (ММС). Процесс возвращения беженцев должен происходить исключительно под контролем спецпредставителя генсека ООН по Карабаху после полного разминирования данной освобожденной территории, а также полного разоружения оккупационных войск под контролем экспертов ММС.
ЛДПА предлагает долевое соотношение размещаемых миротворческих сил в регионе:
США - 25%
Турция - 25%
Россия - 25%
Германия -25%
II этап должен начаться с мониторинга общественного мнения в Азербайджане и в Армении по итогам I этапа. Данный этап представляет собой определение юридического статуса Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах объявляется Автономной Республикой в составе Азербайджанской Республики. НКАР объявляется демилитаризованной территорией (зоной). В конце II этапа осуществляется обмен коридорами между Арменией и Азербайджаном. Азербайджан и Армения заключают между собой межгосударственный договор, по которому Лачинский коридор арендуется на 99 лет Арменией, а Мегринский коридор на аналогичный срок Азербайджаном. Предварительно Азербайджан и Армения признают друг друга по дипломатическим каналам и устанавливают между собой дипломатические отношения.
III заключительный этап плана мирного урегулирования начинается после проведения очередного мониторинга общественного мнения азербайджанской и армянской общин НКАР по итогам II этапа. Проводятся выборы в местные органы власти, а также в законодательный орган (парламент НКАР), в которых принимают участие обе общины НКАР. Нагорный Карабах объявляется республикой парламентского типа в составе Азербайджана. Вопрос спикерства в парламенте НКАР решается в ротационном порядке.
В полномочии парламента НКАР входят следующие вопросы: налоги, направление развития экономики НКАР, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, туризм, здравоохранение, наука, культура, проведение выборов на территории НКАР.
В конце III этапа заключается еще один межгосударственный договор между Азербайджаном и Арменией при гарантиях МГ ОБСЕ о незыблемости территории и нерушимости границ между конфликтующими сторонами. Договор должен быть объявлен не подлежащим к дезавуированию со стороны парламентов Азербайджана и Армении на 99 лет.
Осуществляется последовательный контроль за выполнением данных соглашений со стороны ММС, экспертов МГ ОБСЕ, а также спецпредставителя генерального секретаря ООН по НКАР. Продление сроков пребывания ММС также находится в ведении спецпредставителя генерального секретаря ООН по НКАР.
Азербайджанская "Организация освобождения Карабаха" (ООК) в связи с 17-й годовщиной оккупации Лачина отправила обращения в азербайджанское представительство
Позиции и оценки сторон
Международные организации неоднократно заявляли, что решение Карабахской проблемы требует от сторон конфликта компромиссов. Азербайджан огласил перечень уступок, на которые может пойти, отметил 1news.az политолог Расим Агаев. "Процесс урегулирования проходит в рамках мадридских принципов, которые предусматривают решение проблем, мешающих Карабахскому урегулированию, и только потом переход к непосредственному решению проблемы. То есть устранение результатов армянской агрессии, о чем говорят в мягкой форме практически все западные лидеры. Освобождение 6 районов открывает путь спокойному решению непосредственно Карабахской проблемы уже между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Ведь сама Армения утверждает, что конфликт касается Азербайджана и Карабаха. В таком случае есть повод к тому, чтобы этот вопрос решался уже в новых условиях без участия Армении. Надо отметить, что Азербайджану придется решить очень сложную проблему восстановления этих районов, реализации крупной программы, возвращения сотен тысяч беженцев. Тут есть один важный момент, который заключается в особой роли США. В этом варианте произойдет существенное укрепление США в регионе и в частности в Азербайджане. Решение Карабахского вопроса - одно из звеньев плана США по укреплению позиции глобального лидера. Противодействие России американскому плану урегулирования конфликта возможно, но это будет не столь значительно, как это может показаться. В конечном итоге урегулирование Карабахской проблемы позволит США полностью повернуть тренд Азербайджана и Грузии в западном направлении. Попытки обойти развитие событий по этому сценарию предприняли США и Турция, которые пожелали открыть границу с Арменией без освобождения оккупированных азербайджанских территорий. Но этого не удалось. Теперь дело за азербайджанской дипломатией", - сказал политолог.
"Ключи от сейфа под названием "решение карабахской проблемы" находятся конкретно в двух местах - это Москва и Вашингтон. Сейф открывается, когда используются оба ключа". Как передает Day.Az, об этом сказал политолог Рашад Рзакулиев на заседании дискуссионного клуба азербайджанских политологов на тему: "Турецко-армянская дорожная карта: что дальше?" "Мне кажется, что нет сил, озабоченных проблемами региона. Есть группа геополитических центров, которые озабочены продвижением собственных интересов для того, чтобы завоевать один из геостратегически важных регионов мира. В данном случае, речь идет о Южном Кавказе", - отметил он. Политолог выразил несогласие с мнением о том, что "по Карабаху или по всей конфликтной проблематике Южного Кавказа может быть какое-то согласие или договор геополитических центров". "Речь идет о жестком противостоянии. Все прекрасно знали, что развертывание системы ПРО в Чехии - это действительно блеф. И вообще вся программа ПРО - это сплошной блеф. Но они очень спокойно и красиво продолжают свою деятельность в Грузии. Мы видим, что
Армения осталась одна в противоборстве с тандемом Турция-Азербайджан. Подобное мнение сегодня на прессконференции выразил армянский политолог, директор центра аналитических исследований
"Если кратко охарактеризовать 15 лет прекращения огня, то это - годы организации государственности и динамичной системы, которая показала свою жизнеспособность, - заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха
На вопросы газеты "Аравот" отвечает депутат парламента Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза сделал очередное громкое заявление. "Думаю, что в конце концов Азербайджану будут возвращены территории, вернутся и азербайджанские беженцы. В данный момент я не могу сказать, что будет с Карабахом. Он должен иметь новый статус. Какой? Вокруг этого вопроса идут переговоры", - заявил Брайза. Насколько реально это заявление и какой отклик оно получило в Арцахе?
Говоря об откликах Арцаха, необходимо учитывать, что у нас нет "работающего в каждодневном режиме" политического поля и политических сил, и в соответствии с этим трудно оценить или охарактеризовать отклики. К сожалению, Арцах пока не является политической единцией, нет состоявшегося в классическом смысле политического поля, а состоявшихся политических деятелей можно пересчитать по пальцам одной руки. Так что при появлении откликов вы узнали бы о них раньше, чем я. Что касается комментария к очередному заявлению Брайзы, то, я думаю, ни одно заявление не следует комментировать. Сегодня обществу нужно быть информированным, пользоваться своим правом на получение информации, требовать от властей ответа и отчета. На данный момент наш основной недостаток состоит в том, что общество не осведомлено о деталях переговорного процесса. Это серьезный недостаток для общества и большое преимущество для властей. Нынешний уровень конфиденциальности уже напоминает скрытность. Когда политические деятели, эксперты, журналисты и другие выражают мнение, власти, а точнее, осведомленные о деталях урегулирования власть имущие, проявляют пренебрежение к этим подходам. И получается, что мы иногда говорим о вещах, которые не очень соответствуют данной конкретной ситуации в переговорном процессе или уже являются прошедшим этапом. Вот почему я глубоко убежден в том, что в настоящее время главной задачей общества должно быть не выражение предположительного мнения, а требование от собственных властей информации о деталях переговоров. Ведь наши беспредметные обсуждения и мнения очень выгодны властям. Конкретно в этом случае вместо того, чтобы выражать мнение о заявлениях Брайзы и других, мы должны потребовать от властей раскрыть скобки. В конце концов на кону наша судьба. Вот когда мы потребуем и получим сведения, тогда их и прокомментируем.
Премьер-министр Турции вновь выступил с требованием вернуть освобожденные территории. Между тем власти Армении продолжают утверждать, что в армяно-турецких отношениях проблема Арцаха отсутствует.
Та же скрытность проявляется и в армяно-турецких отношениях. Тайно мирить народы невозможно. Сегодня мы и в этом вопросе должны единогласно требовать обнародования Дорожной карты, представить общественности детали договоренностей. Повторяю, сегодня наши действия должны заключаться в этом. Если мы этого не делаем, все остальное несерьезно.
Почему парламент НКР не потребовал, чтобы Серж Саргсян в рамках своего визита в Арцах провел встречи и дал объяснения? Вы осведомлены о том, состоялись ли отдельные беседы, вокруг каких вопросов шел разговор и какие гарантии дал арцахцам президент Армении?
Насколько мне известно, встречи с представителями широких кругов не состоялись. Не выступил он и на торжественном собрании в Доме офицера. По всей видимости, президент Армении общался только с высшим руководством НКР. Что касается того, почему арцахский парламент не потребовал встречи, то я считаю это бессмысленным и несерьезным делом. Недавно звонили из одного ереванского СМИ и спросили, какой вопрос я бы задал президенту Армении. Я ответил, что к президенту РА у меня вопросов нет, у меня есть вопросы к президенту НКР. Арцахский парламент поступил бы правильно, если бы пригласил президента НКР и от него бы узнал о деталях карабахского урегулирования. В конце концов мы государство или нет, есть у нас власть или нет. И сколько можно перекладывать ответственность только на власти Армении, им и так приходится отвечать за многое. Пришло время взять ответственность на себя. Я не знаю, какие настроения царят в наших властных кругах, однако арцахское общество уже проявляет серьезное беспокойство. ("Аравот").
Армения должна ужесточить свои позиции в переговорах с Турцией и Азербайджаном и заявить, что, в деле урегулирования конфликта она против всякого нового формата, в который может быть вовлечена Турция, сказал в ходе пресс-конференции политолог Ерванд Бозоян. "Турция уже делает заявки на то, чтобы стать стороной переговоров и предлагает различные форматы для этого. Армения прежде всего должна отказаться от всех этих форматов и официально объявить, что Турция вообще не должна вмешиваться в карабахский переговорный процесс. Понятно, что никакая власть не захочет публично признавать свои ошибки. Однако Армения должна прийти к выводу, что процесс улучшения армяно-турецких отношений провален, и заявить, что Турция фактически обманывает не только Армению, но также и США", заявил политолог. ("168 Жам").
По мнению руководителя парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн
В Нагорном Карабахе есть недовольство фактом ее исключения из переговорного процесса, однако если эта республика желает стать стороной переговоров, то она должна заявить, что Армения ее не представляет. Такое мнение выразил журналистам, в ходе дискуссии с экс-главой МИД Армении Вааном Папазяном, представитель Армянского национального конгресса