Заместитель министра обороны Польши Станислав Коморовский 21 мая заявил, что, несмотря на протесты России, до конца 2009 года на польской территории будут размещены американские комплексы ПВО Patriot, а также 100 военнослужащих США. Ранее, 20 мая, чешский министр иностранных дел Ян Когоут сказал, что размещение объектов ПРО на территории Чехии не находится в повестке дня нового чешского правительства. Ситуацию в данной сфере прокомментировал 25 мая в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости военный аналитик Владислав Шурыгин.

ИА REGNUM Новости: Как можно расценить заявление заместителя министра иностранных дел Польши о том, что комплексы Patriot будут размещены до конца года, несмотря на протесты России и вне зависимости от того, пойдёт ли новая американская администрация на реализацию проекта ПРО на польской территории?

Польша изо всех сил стремится стать в глазах США своеобразным антирусским модератором на постсоветском пространстве. Она постоянно требует для себя особых условий. Установление ракет Patriot и размещение ПРО связано с этим стремлением Варшавы приобрести микрорегиональный статус. В этом плане размещение ракет Patriot - сугубо демонстрационная вещь, потому что эти ракеты, по большому счёту, не особо нужны Польше - из России до неё сейчас мало что может долететь из того, что может быть ими сбито. Скорее, это связано с подчёркиванием статуса Польши, потому что на данный момент никто из других бывших государств Варшавского договора ничего серьёзного от США не получил.

ИА REGNUM Новости: Варшава заявляет, что комплексы Patriot будут размещены на её территории по причине заявления России о том, что она оставляет за собой право нацелить на Польшу свои ядерные ракеты. Имеют ли подобные действия Польши какой-либо практический смысл?

Эти вещи совершенно не связаны между собой. Польша изначально ставила одним из главных условий размещения на своей территории американских ракет ПРО одновременное размещение комплексов Patriot. Заявления России о том, что она якобы что-то перенацелит на Польшу - это уже вторичный фактор. Для общественного мнения это важно, но для военно-стратегического расклада - нет, потому что то, что может быть перенацелено на Польшу, ракетами Patriot просто не сбивается. Соответственно, они не играют никакой реальной роли. Тем более, что американцы передают полякам не самый новый вариант Patriot - PAC-1, а не PAC-3, которые вообще очень слабо работают по баллистическим целям, если вспоминать их попытки перехватывать иракские ракеты СКАД. Поэтому, повторюсь, данные вещи не взаимосвязаны.

ИА REGNUM Новости: Как вы оцениваете заявление переходного правительства Чехии о том, что вопрос о ПРО для него не актуален?

С Чехией другая ситуация. Здесь обнаруживается проблема модерирования всего пространства бывшего Варшавского договора. Старая американская администрация стремилась полностью контролировать эти государства и удерживать их под собой. В это вкладывались деньги, за этим следили. Новая администрация пока не определилась с этим направлением, и многие вещи если не упущены ей из виду, то, по крайней мере, пущены на самотёк. Вашингтон просто ведёт мониторинг. В этом случае следует понимать, что внутри Чехии существует большая разница между проамериканскими политическими партиями, которые готовы во всём следовать за США, и партиями более умеренного толка. Поэтому, полагаю, стремление нынешней чешской администрации обойтись без размещения на своей территории американской ПРО является совершенно искренним, потому что она принадлежит именно к этому умеренному крылу.