Эксперт: Скорее всего, операторами проектов на севере станут Мурманск и Амдерма
Россия активно вступает в борьбу за Арктику - на дне Ледовитого океана установлен российский флаг, в Архангельске будет создан Северный федеральный университет, ведутся разговоры об арктической стратегии. О том, какова роль Архангельска в этом процессе и какие шаги нужно еще сделать, корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с доктором исторических наук, зав. отделом этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО
ИА REGNUM Новости: Что такое город Архангельск в преддверии освоения Арктики? Это город с большим, но нереализованным потенциалом или город, где уже определен вектор развития и он успешно реализовывается? Заметен ли этот потенциал или вектор из другого города?
Архангельск как форпост освоения арктического шельфа имеет мало преимуществ, ибо его промышленный потенциал весьма ограничен и не является достаточно современным. Проблемы и весьма ощутимые есть даже в судостроении, где, казалось бы, у городской агломерации Архангельск - Северодвинск прочные позиции. Научный потенциал явно недостаточен, а инфраструктура совсем не соответствует требованиям, которые должны быть предъявлены к форпосту: порт мелководен и тарифы там высоки. В лучшем случае Архангельск может рассматриваться как "тыловая база" освоения шельфа полярных морей, но и за это еще надо побороться. Видимо, реальными "операторами" всех будущих проектов на севере станут Мурманск и Амдерма, которая пока практически заброшена.
ИА REGNUM Новости: Может ли Архангельск стать мыслительным центром для рождения новых идей о том, как вывести предприятия из кризисного состояния и о том, как кризисную экономику превратить развивающуюся? Что нужно для того, чтобы вырасти до этого уровня?
Как уже сказано, научный потенциал Архангельска недостаточен. Этот потенциал явно гораздо значительнее в Апатитах, где располагаются институты Кольского научного центра Академии наук и в Сыктывкаре, где также имеется Коми научный центр опять же Российской академиии наук. При этом есть еще потенциал вузов в Мурманске и Сыктывкаре. Без создания некой интеграционной модели, в рамках которой ученые из Архангельска могли бы работать совместно с кольскими и сыктывкарскими коллегами, в интеллектуальном соревновании у Архангельска нет шансов. Могут ли архангельские исследователи предложить некую эффективную модель научной кооперации на европейском севере РФ? У меня нет уверенности в этом.
ИА REGNUM Новости: Одна из территорий Архангельской области - Новая Земля - находится ближе всего к Штокмановскому месторождению и другим, которые еще не начали осваивать. Должна ли Новая Земля быть в центре освоения? И какую ответственность накладывает это на Архангельскую область? К чему обязывает и что дает?
Делать центром освоения Штокмана Новую Землю, где не существует никакой промышленной инфраструктуры вряд ли экономически целесообразно. Не стоит этого делать и с экологической точки зрения, пора архипелаг оградить от индустриального воздействия. Хватило ему и полигона. Думаю, попытки развернуть там промышленные базы вызовут многочисленные протесты общественности, включая "зеленых" и Штокмановскому проекту это только навредит.
ИА REGNUM Новости: Есть мнение, что Архангельская область - это не только Центр атомного судостроения и космический центр, но и культурный центр, центр трансферта технологий, научно технический центр. По-вашему мнению, это является проявлением регионального стремления к "столичности" или же это мнение обоснованно тем, что именно в Архангельске будет построен Северный федеральный университет?
Думаю, что проект Северного федерального университета есть "вузовская потемкинская деревня". Только недавно местный пединститут обрел статус Поморского университета. Ему еще предстоит доказывать свою университетскую состоятельность, а называться неким образцовым университетским центром, на мой взгляд, вообще можно будет не скоро. Настоящие научные и образовательные традиции не складываются за несколько лет. Кстати, несколько лет назад мне пришлось читать полемику между самими архангегогородскими интеллектуалами касательно перспектив развития университета и повышения его статуса. Многие из них также были настроены по этому поводу весьма критически. Конечно, статус федерального университета будет тешить самолюбие неких чиновников от образования и региональной элиты, но если за "лейблой" ничего не будет, то зачем оплачивать чьи-то амбиции. В данном случае надо исходить из государственных интересов, а они заключаются в том, чтобы создавать научные и учебные центры мирового уровня, которые могут обеспечить России переход к инновационной экономике. Будем честны, в Архангельске на сегодня нет возможности создать такой центр. И это вовсе не означает, что там нет хороших ученых - они есть. Но кроме ученых требуется еще очень многое для того, чтобы в устье Северной Двины был создан свой "Гарвард".
ИА REGNUM Новости: На ваш взгляд, что дает тот факт, что именно поморы первыми осваивали Арктику?
Историческое и культурное наследие - это тот ресурс, который очень мало используется ныне. Чтобы обосновать российское первенство в Арктике некие политические шоумены устанавливали флажки на дне полярных морей (теперь по поводу этого глупого пропагандистского хода приходиться сожалеть). В разгорающейся сегодня "битве за Арктику", на мой взгляд, историческая аргументация российских политиков должна быть одним из главных инстументов в спорах с оппонентами и в этом смысле вспоминать про поморов надо чаще. Безусловно, историческую аргументацию надо использовать умело и самим поморам на каком-нибудь очередном съезде не мешало бы заявить в резолюции о своих исторических правах на арктические просторы.
Справка ИА REGNUM Новости: Шабаев Юрий Петрович родился 16 октября 1952 г. в г. Кингисепп (ныне Куресааре) в Эстонии. В 1970 г. закончил 2 среднюю школу в г. Раквере, работал электромонтером и водителем. В 1974 г. поступил на исторический факультет СыктГУ, окончил его в 1979 г. и направлен на работу в ИЯЛИ на должность ст. лаб. В 1980 г. поступил в аспирантуру. В 1988 г. в Институте этнологии и антропологии АН СССР в Москве защитил кандидатскую диссертацию "Материальная культура современного сельского хозяйства населения Коми". В 1999 г. в Институте этнологии и антропологии РАН защитил докторскую диссертацию. До 1990 г. - м.н.с. отдела этнографии, с 1990 по 1996 г. занимал должность ученого секретаря ИЯЛИ, с 1996 г. - с.н.с. отдела этнографии. Занимается изучением современных этнических и этнополитических процессов у коми, коми-пермяков и других финно-угорских народов, особенно изучением этнического самосознания и этнокультурных ориентаций и влияния этничности на политические настроения. Автор 150 научных публикаций, в том числе монографий, препринтов, сборников документов, многочисленных статей. Значительная часть статей опубликована в центральных академических журналах и в зарубежных научных изданиях. Выступал на многочисленных российских и международных научных конференциях, в том числе в Финляндии, Швеции, Венгрии, Польше. Периодически выступает с лекциями в университетах Финляндии и Швеции. Имеет обширные связи с зарубежными научными центрами. Является членом международного общества финно-угорских историков, ассоциированным членом международного фольклорного общества при финской Академии наук, соредактором совместной коми-шведской научной серии "Коми-Скандия", корреспондентом журнала Russian Regional Report, издаваемым Институтом Восток-Запад (Нью-Йорк). Участвовал в реализации ряда международных научных проектов, в том числе "Уральская мифология" и "Предвыборная ситуация в России". Ведет большую полевую работу, регулярно возглавляет полевые этнографические отряды.