Создание армяно-турецкой комиссии историков по обсуждению вопроса о Геноциде армян - камень в огород тех стран, которые признали Геноцид, "опираясь на неопровержимые исторические факты". Об этом заявил председатель Ассоциации политологов Армении Амаяк Ованнисян в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости. Он представил свое видение тех геополитических процессов, которые лежат в основе процесса армяно-турецкого примирения.

По мнению политолога, "футбольную дипломатию" и переговоры по армяно-турецкому урегулированию нужно рассматривать, прежде всего, в контексте процесса изменения геополитического статуса Южного Кавказа, определяющегося в результате соперничества между консервативными силами, которые выступают за сохранение статус-кво, и теми центрами, которые стремятся к его изменению. Первые, по словам политолога, руководствуются русской поговоркой "лучшее - враг хорошего", и вместо разрешения взрывоопасных конфликтов, стараются заморозить их и, тем самым, обеспечить стабильность и мир в регионе, а вторые выступают за форсированное и радикальное решение проблем. "Грузия, во главе с ее нынешним президентом Михаилом Саакашвили, являет собой пример такого государства в южно-кавказском регионе, которое пытается изменить существующую ситуацию путем активных действий. "Именно Саакашвили в августе 2008 года предпринял радикальные меры по решению абхазского и осетинского вопросов, а в роли разумно консервативной региональной силы выступила Россия, исключающая радикальные подходы", - продолжил Амаяк Ованнисян.

"Вплоть до последнего времени Армения также ратовала за осторожную, взвешенную, разумно консервативную политику в своих отношениях со всеми региональными игроками и геополитическими центрами", - отметил Ованнисян, добавив, что за последний год внешнеполитическая позиция армянского государства изменилась.

Об этом, по его словам, свидетельствуют несколько фактов. "Это, во-первых, моментальная реакция второго президента Армении Роберта Кочаряна в самом начале армяно-турецкого флирта и его заявление о том, что он бы (на месте Сержа Саргсяна - ред.) не стал приглашать президента Турции Абдуллу Гюля в Ереван и инициировать футбольную дипломатию. Во-вторых, изменение курса было декларировано самим Сержем Саргсяном во время его выступления на 45-й конференции по международной безопасности в Мюнхене. В своей речи Саргсян заявил, что за региональный статус-кво не надо держаться, и он нуждается в изменении, а также о неоправданности политики, оставляющей существующие проблемы будущим поколениям. Президент акцентировал на том, что следует проводить политику слома существующего статус-кво и приступить к окончательному урегулированию проблем", - считает политолог. Третьим свидетельством поворота внешнеполитического курса Армении, по мнению политолога, стал выход Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" из коалиции власти. АРФД мотивировала свой шаг тем, что партия считает внешнеполитические изменения неприемлемыми с точки зрения своей идеологии.

Таким образом, отметил Ованнисян, факт поворота во внешнеполитическом курсе властей Армении очевиден, несмотря на попытки министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна доказать обратное. При этом, по его словам, с точки зрения методологии эти изменения схожи с процессами, которые имели место в Грузии, и по сути означают возврат внешней политики Армении в 1990-е годы, а именно, к внешнеполитическому курсу первого президента республики Левона Тер-Петросяна. Ованнисян напомнил, что внешняя политика Левона Тер-Петросяна основывалась на нескольких основных постулатах: сближение с Турцией, исключение третьей силы (то есть России), и выход Армении из-под политической опеки Москвы.

Политолог особо подчеркнул схожесть внешнеполитических курсов Тер-Петросяна и Саргсяна, направленных на сближение с Турцией и отметил, что если дипломатию нынешнего президента называют "футбольной", то дипломатию первого президента можно было назвать "похоронной", учитывая его визит в Турцию на церемонию похорон турецкого президента Тургута Озала.

"Все это уже было. Мы наступаем на те же грабли. Кажется, что 90-е годы возвращаются, но с той лишь разницей, что сегодня на постсоветском пространстве совершенно другие политические реалии. И вопрос состоит в том, насколько курс Сержа Саргсяна может вписаться в эти реалии, и приведет ли он к серьезным вопросам в отношениях с Россией? Этими вопросами сегодня задаются многие аналитики Армении, хотя, может быть, негласно. Я предпочитаю делать это гласно", - заявил Ованнисян.

Таким образом, изменение геополитического статуса региона, по мнению аналитика - это, в первую очередь, серьезный вызов для России. "Если брать постсоветскую практику последних десятилетий, то она показывает, что там где происходили форсированные изменения, как правило, Россия теряла свои позиции. Там где политики ставили вопрос о радикальном изменении существующего статус-кво, о проведении активной политики, там речь шла об ослаблении позиций России. Саакашвили - вот вам пример", - отметил Ованнисян.

В контексте вышесказанного, Ованнисян отметил, что не считает "случайным участие Армении в учениях НАТО в Грузии, в то время как Россия, стратегический союзник Армении, проводит свои учения в Абхазии и Южной Осетии". Политолог также отметил, что логическим результатом политики Армении рано или поздно станет вопрос о выводе российских пограничников из Армении. Анализируя экономические позиции России в Армении, Ованнисян утверждает, что никакие рычаги в стратегических сферах армянской экономики не помогут России удержать свои позиции. Примером этому может служить полная экономическая интеграция с Советским Союзом стран Варшавского договора и Совета экономического взаимодействия".

Касаясь вопроса дальнейших политических и экономических процессов после предполагаемого установления отношений с Турцией, Ованнисян отметил, что с появлением тесных экономических связей между Арменией и Турцией будет постепенно меняться не только экономическая ориентация армянского общества, но и политическая ориентация, общественная психология. Это может привести к тому, что Турция приобретет все большее влияние на политические процессы как во всем регионе, так и на внутреннем политическом поле Армении. Таким образом, у Турции появится больше возможностей и рычагов влияния на армянскую политику для решения, в том числе и карабахского вопроса в пользу "братского" Азербайджана. Ованнисян отметил, что в течение всего времени переговорного процесса между Арменией и Турцией, Азербайджан был в курсе всех подробностей этих переговоров. И его молчание в последние дни вовсе неслучайно. Азербайджан и Турция всегда очень хорошо координировали и координируют свои шаги во внешней политике. И, как утверждает Ованнисян, Армении и России также необходимо координировать свои действия. Кроме того, политолог отметил, что именно Карабах является опорной точкой армяно-российского сотрудничества. "Карабах - "пятая колонна" Москвы. Карабах - это серьезный фактор, который цементирует историческое армяно-российское сотрудничество".