Третий президент Армении Серж Саргсян - год после старта с нуля
Под текущий информационный шум от погромов в Кишиневе и в ожидании выплеска эмоций в Тбилиси, 9 апреля в Армении будут подводить итоги первого года правления президента
Можно с уверенностью сказать, что он стал президентом Армении в точке низшего доверия к институту президентства как таковому. Ни один из двух предшественников Саргсяна - ни
Чем же отмечен год, прошедший со дня инаугурации армянского президента? Откровенно говоря - одними проблемами. Весь период президентства Саргсяна был омрачен острыми внутриполитическими коллизиями, которые, впрочем, по сей день держат под прессингом жизнь общества и государства. А там и мировой кризис подпортил картину, не оставив отныне шанса радоваться двузначным темпам экономического роста. Да что там роста! Поначалу маленькая Армения, плохо интегрированная в мировую финансовую систему и экономику, представляла, что кризис лишь косвенно заденет хозяйственную жизнь страны. Однако ближе к концу года стало ясно, что проблем не миновать. Оказалось уязвлено буквально все - сократились трансферты, поддерживавшие армянскую казну, стала падать покупательская способность населения, сократился объем строительства, упала стоимость сырьевых ресурсов и все пошло-поехало.
Да и до этого страна пережила локальный шок, вызванный августовскими событиями в Южной Осетии и Абхазии - довольно продолжительное время оказалось полностью блокированным окно в мир через Грузию, парализовав армянскую экономику. Президент Саргсян действовал в этот период достаточно уверенно, поставив во главу угла экономические интересы Армении и воздержавшись от вмешательства в крайне щепетильные вопросы российско-грузинской политической повестки. Благодаря такой позиции, Армения вышла из регионального кризиса с минимальными экономическими потерями и практически без ущерба ее внешнеполитическому имиджу.
Что и говорить, сложившаяся внутренняя ситуация - подарок для любой оппозиции. Ведь по логике, недовольство масс при подобном стечении обстоятельств должно достигать своего апогея. Все говорит о том, что именно этот взрыв негодования старались нивелировать власти, искусственно поддерживая курс национальной валюты - драма. Но так как возможности вскоре исчерпались - драм взлетел, однако не настолько, чтобы сказаться на жизнедеятельности экономической системы. Резкие и во многом вынужденные антикризисные меры правительства носили непопулярный характер, однако возымели практический эффект, ажиотаж на валютном рынке был сведен на нет буквально за сутки. Как и следовало ожидать, шоковые меры правительства стали темой для критики со стороны оппозиции, однако подавляющее большинство населения не стало носителем крайних форм протеста. По всей видимости, многие граждане республики осознавали вынужденный характер принимаемых мер, а также то, что они осуществляются под жестким контролем президента страны и, что называется, под его гарантии.
Объясняется этот феномен легко. Что осталось неизменным в армянском общественном мышлении - так это острый запрос на безопасность. Запрос этот во многом обеспечивается грамотным внешнеполитическим позиционированием Армении. Эффективное военно-политическое сотрудничество с Россией, тонкое маневрирование, не позволяющее усомниться в готовности Армении по мере сил и возможности поддерживать сотрудничество с США,
И здесь можно провести параллели с соседней Грузией, модель смены власти в которой была безуспешно принята армянской оппозицией за образец модели 2003-2004 гг., а далее скалькирован Тер-Петросяном в 2008 году. Ведь, по сути дела, события августа 2008 года показали, что Грузия пала под нажимом внешних проблем в условиях внутренней нестабильности и ослабления государственности (неполного суверенитета во внешней политике). История показывает, что в современном мире революций без внешнего заказчика не бывает (7 апреля на здание парламента Молдавии был водружен румынский флаг), а в случае ее успеха именно заказчик определяет внутренние и внешние приоритеты фактически подчиненного государства. Одностороннее подчинение Грузии задачам внешнего, даже очень щедрого, партнера подорвало всю историческую логику, на основе которой была выстроена грузинская государственность. Система обеспечения внутренней стабильности Армении продемонстрировала сильный иммунитет, и ее ломка, вне всякого сомнения, станет ломкой самой государственности. Дальнейшее укрепление иммунитета этой системы, внедрение в нее уважения к национальным символам и традициям - вторая приоритетная задача президента страны, прямо исходящая из той же главной функции - обеспечения безопасности и национальных интересов Армении.
Выступая по поводу юбилея президентства, один из местных политологов весьма точно представил феномен Сержа Саргсяна: властям Армении (читай - Сержу Саргсяну) присуща "спокойная сила - твердость и спокойствие в работе в разных областях". Действительно, Серж Саргсян прошел к власти в Армении, можно сказать, без кутерьмы и фанфаронства, оставаясь в абсолютной тени, за что снискал славу "серого кардинала". Работа над имиджем - задача техническая. Ничуть не умаляя работу имиджмейкеров, стоит подметить одну особенность армянского общества - все искусственное, надуманное, не присущее данной персоне, с которой многие знакомы лично, неожиданно возникающие манеры речи и детали одежды, могут быть восприняты неадекватно. Западные механизмы построения политического имиджа на Кавказе работают со скрипом, о чем свидетельствует тот же горький опыт Саакашвили, рейтинг которого при побеге от российского истребителя падал с той же скоростью, с которой он одолевал опасную дистанцию. Сложно также представить президента Армении жующим галстук перед телекамерой. Речь о том, что имидж политика в кавказском государстве - не что иное, как сухой конгломерат собственной политики, степень доверия и уважения, которые удастся заработать у соотечественников. Видно по всему, Серж Саргсян дорожит этим доверием. В его открытости, частых общениях с представителями различных слоев общества, наконец, в его инициативе создания Общественного Совета проглядывает стремление стать президентом как "позиции", так и оппозиции, не навредить народу. А это главное. Насколько удастся президенту Саргсяну сохранить, а то и приумножить кредит народного доверия - сказать сложно: уж слишком масштабные проблемы придется разрешать ему и ныне, и впредь. Ответим на этот вопрос в будущем году - 9 апреля.