4 апреля американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза на пресс-конференции по итогам визита в Баку заявил о намерении активизировать процесс решения нагорно-карабахского конфликта. При этом Мэтью Брайза особо остановился на роли Турции в регионе и существующем у нее потенциале в вопросе урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном. "Я надеюсь, что Турция поможет нам в этом процессе. Полагаю, что определенные вещи должны произойти одновременно, это как прогресс по Карабаху, так и, возможно, улучшение отношений Турции и Армении", - заявил сопредседатель Минской группы.

Несколькими днями раньше турецкая газете Referans со ссылкой на свои источники сообщила, что Армения уже в мае может освободить несколько оккупированных районов Азербайджана. Практически одновременно с турецкими журналистами Wall Street Journal опубликовала информацию о том, что "все готово для открытия границ и установления дипотношений между Турцией и Арменией". Более того, американское издание утверждает, что Азербайджан в качестве "компенсации" за установление отношений между Анкарой и Ереваном требует освобождения Арменией хотя бы части оккупированных территорий.

По информации турецких СМИ, именно представители США последние несколько месяцев вели переговоры с Ереваном и Баку о передаче Азербайджану части оккупированных районов. Поэтому не случайно госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила президентам Азербайджана и Армении Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну о своей "большой заинтересованности в эффективных результатах процесса, ведущегося усилиями Минской группы".

Подобная активность американской дипломатии вполне объяснима. На 6-7 апреля намечается визит в Турцию президента США Барака Обамы. Как отметил в этой связи турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, в рамках беседы с американским президентом стороны коснутся вопроса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Похоже, что американской дипломатии, которая, пытается сопровождать каждый зарубежный визит нового президента "дипломатической победой", наиболее перспективным видится прорыв именно на карабахском направлении.

Поэтому, если действительно 16 апреля, как сообщают СМИ, в Ереване состоится подписание армяно-турецкого договора об установлении дипломатических отношений, эту акцию и впрямь можно преподнести мировой общественности в качестве победы.

Проблема нормализации турецко-армянских отношений была введена в оборот большой политики вскоре после "кавказского кризиса" в августе прошлого года. При посредничестве президента России Дмитрия Медведева в Москве Алиев и Саркисян подписали в ноябре 2008 года совместную декларацию, которая содержала обязательства сторон о неприменении силы в урегулировании карабахского конфликта. Вслед за этим этот тезис был подтвержден и в декларации, принятой в декабре того же года в Хельсинки.

Еще одной особенностью момента является то, что именно Россия стала активно привлекать Турцию к формированию "новой кавказской системы безопасности", что неизбежно было сопряжено с нормализацией отношений Анкары с Ереваном. Это стало очевидно после визита президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван.

По многим признакам, азербайджанская дипломатия оказывается не совсем готовой к подобному сценарию развития событий. Если судить по недавним сообщениям азербайджанских радиостанций, на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск постоянно происходят вооруженные стычки. Более того, как руководство Азербайджана, так и азербайджанские средства массовой информации не изменили свой "политический словарь". А недавно Баку пригрозил приостановить поставки газа Турции при установлении дипломатических отношений с Арменией.

Не случайно представитель центрального офиса Армянского национального конгресса Давид Шахназарян заявил, что в "настоящий момент "у сопредседателей Минской группы нет проблем с убеждением Армении подписать мирное соглашение по Нагорному Карабаху, в отличие от Азербайджана. Именно поэтому им нужна помощь Турции - для убеждения Азербайджана".

"Формула урегулирования" Баку официально пока выглядит однозначно: Анкара - "братский союзник" - может вступить на путь установления дипломатических отношений с Ереваном только при условии освобождения Арменией всех оккупированных территорий, включая и Нагорный Карабах. Поэтому появившиеся сообщения о готовности Карабаха и Армении освободить пять азербайджанских районов против нормализации отношений с Турцией по сути означают вступление в силу первой фазы подготовленного " третьей стороной" сценария: Азербайджан получает пять своих бывших районов, начинает их "освоение" и представляет общественности все это в качестве "своих дипломатических достижений".

В свою очередь, Армения вырывается посредством Турции из экономической блокады. В этой связи некоторые турецкие аналитики уверены, что Анкара при подобном раскладе сил может в будущем заполучить сильные рычаги влияния в решении карабахского вопроса. Причем, по мнению депутата Милли Меджлиса Азая Гулиева, такую "развязку" могли бы "благословить" государства-сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Однако выход армянской дипломатии на "турецкое поле" странным образом совпадает с началом вывода войск западных союзников из Ирака, что должно надолго отвлечь внимание Анкары от Карабаха. Для Турции более важна будет проблема распада Ирака и появляющегося на горизонте проекта "Курдистан".

Свое слово еще не сказал Тегеран, ранее заявляющий о своих амбициях в регионе, выдвигая идею создания "региональной системы безопасности". Так что пока мы имеем "уравнение урегулирования" со многими неизвестными. И со всей очевидностью можно констатировать только одно: в Закавказье назревают серьезные события.