Глава МИД России оценил СНГ и ОДКБ, осудил Латвию и Эстонию
Азербайджан, 1 апреля, 2009, 14:00 — ИА Регнум. Министр иностранных дел России
По вашему мнению, как будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве?
Региональные интеграционные процессы при всей сложности и противоречивости ситуации на постсоветском пространстве - объективная реальность и необходимость, обусловленная потребностями наших стран и народов, которые связаны многочисленными узами. Интеграция является нашим естественным конкурентным преимуществом, без использования которого странам Содружества Независимых Государств будет трудно занять достойное место в сегодняшнем мире. Ведь не случайно углубление сотрудничества в региональном формате стало характерной чертой современных международных отношений, своего рода составной частью процессов глобализации и ответом на сбои в системе глобального управления. Дополнительный импульс интеграционным процессам на пространстве
В то же время особенности внутреннего развития стран СНГ, различная степень их заинтересованности во взаимодействии между собой обусловливают то, что мы называем разноскоростной и разноуровневой интеграцией на пространстве Содружества. На практике этот подход, имеющий место, кстати сказать, и в
В формате СНГ главным направлением работы сегодня является претворение в жизнь принятой в октябре 2007 года Концепции дальнейшего развития Содружества и Плана основных мероприятий по ее реализации. Приоритетная роль Концепцией отводится активизации экономического сотрудничества. С этой целью в конце 2008 года Советом глав государств и Советом глав правительств была принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Ключевыми направлениями взаимодействия в рамках СНГ остаются сотрудничество в гуманитарной сфере и обеспечение безопасности, противодействие как традиционным, так и новым вызовам и угрозам.
Ядром экономической интеграции на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество. В его рамках создается таможенный союз, на первом этапе в составе Белоруссии, Казахстана и России. В перспективе предполагается присоединение к нему других государств-членов
Россия неуклонно проводит линию на укрепление
Таким образом, основные направления развития интеграции на пространстве СНГ четко определены и реализуются на практике. Они выстраиваются, исходя из объективных потребностей и интересов участвующих в них государств, на основе равноправия, добровольности и взаимной выгоды.
Как вы оцениваете проводимую Латвией и Эстонией политику дискриминации национальных меньшинств?
Ситуация в сфере соблюдения прав человека в Латвии и Эстонии остается сложной. По-прежнему острой является проблема массового безгражданства. По прошествии 17 c половиной лет независимости около 360 тыс. постоянных жителей Латвии или 16% населения и более 110 тыс. постоянных жителей Эстонии - 10% населения, половина из которых родились в этой стране, лишены какого-либо гражданства. Да, число лиц без гражданства, хотя и медленными темпами, сокращается, но настораживает другое - сокращение идет скорее вследствие убыли русскоязычного населения, нежели по причине ускорения процедур приобретения гражданства. Очевидно, что при сохранении сегодняшних темпов натурализации устранение этой проблемы растянется на десятилетия.
Русскоязычное меньшинство, проживающее в Латвии и Эстонии, не может в полной мере воспользоваться положениями Рамочной конвенции
Ненормальность ситуации подтверждена ООН, Советом Европы и
Нас также не может не тревожить характер проводимых в Латвии и Эстонии реформ системы образования, фактически направленных в перспективе на выдавливание русского языка из этой сферы. В рамках процесса так называемой оптимизации закрываются школы, где обучение велось на русском языке.
В целом мы наблюдаем ужесточение лингвистической политики властей. Даже лица, получившие гражданство, продолжают испытывать притеснения - уже как языковое меньшинство. Например, несмотря на зафиксированную в Конституции Эстонии возможность ведения делопроизводства на русском языке в местах компактного проживания русскоязычного населения, это правило не соблюдается. К людям, которые, по мнению эстонской стороны, недостаточно хорошо владеют государственным языком, применяются несоразмерно суровые санкции.
Безусловно, тема положения нацменьшинств поднимается нами как в международном формате, так и на двустороннем уровне - в контактах с латвийской и эстонской сторонами, партнерами. Россия не выдвигает каких-либо особых требований в этом плане к Латвии и Эстонии, а поддерживает рекомендации профильных международных организаций по расширению прав нацменьшинств и европейскому решению проблемы безгражданства. Будем и дальше настойчиво добиваться полного выполнения этих рекомендаций как в работе с Ригой и Таллином, так и в рамках соответствующих многосторонних структур.