Редакция ИА REGNUM предлагает обзор экономических событий в Калининградской области, произошедших в марте 2009 года и связанных с последствиями мирового финансового кризиса.

Проблемы в СМИ

С начала марта в редакцию "Калининградской правды" начали поступать многочисленные жалобы от подписчиков, проживающих в селах и поселках, на то, что газета доставляется им не ежедневно, как это положено, а несколько раз в неделю. Директор Управления Федеральной почтовой службы Калининградской области Юлия Плетнёва объяснила это тем, что "перейти на такой режим мы должны были еще в 2006 году с целью сокращения убытков по содержанию сельских отделений связи". "Однако в то время мы смогли изыскать возможности поддерживать прежний режим работы, в том числе реализовывая в сельских отделениях почтовой службы широкий ассортимент сопутствующих товаров и услуг, - продолжила представитель УФПС. - К сожалению, к настоящему моменту в условиях кризиса все наши ресурсы оказались исчерпаны". По данным Плетнёвой, чтобы доставить один экземпляр газеты, почтальону порой приходится преодолевать расстояния в 8-10 километров. Почта при этом зарабатывает 3 рубля. "О какой рентабельности, тем более доходах, тут может идти речь? Замечу, что в ближайших к нам регионах - Псковской, Ленинградской, Смоленской областях - к трехразовой доставке на селе перешли еще в 2006 году, а сегодня она осуществляется практически повсеместно на территории России", - отмечает директор регионального управления ФПС.

В свою очередь, редакция "Калининградской правды" не согласно с мнением руководства почты. "Ссылка госпожи Плетнёвой на то, что, дескать, в Ленинградской и других областях сельчанам также носят газету через раз, поэтому и в Калининградской можно "кормить" читателей позавчерашними новостями, не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что наша область - самая маленькая по площади из всех субъектов Федерации с самой густой сетью дорог с твердым покрытием", - пишет редакция в материале под заголовком "Кризис всё спишет". "Увы, горе-менеджеры, руководившие "Почтой России" последние годы, в погоне за мифической рентабельностью довели почтовую систему до полной деградации, - продолжает издание. - Проблемы у почтовиков начались не сегодня, ссылка на кризис - это лишь удобная отговорка, и мы, честно говоря, не можем быть уверенными, что завтра почта не откажется носить ежедневную газету и в городах или не взвинтит цены на свои услуги до сумасшедших размеров".

Филиал "Российской газеты" в Калининградской области перестал выпускать региональные полосы, предназначенные для читателей самого западного региона России. Как сообщил ИА REGNUM ответственный секретарь федеральной редакции "Российской газеты" Виталий Абрамов, "само представительство в Калининграде закрыто не будет, там останутся несколько человек, которые будут работать в составе всего Северо-Западного округа в филиале "РГ", расположенном в Санкт-Петербурге". Он продолжил, что в связи с отказом выпускать калининградские полосы, соответственно, предстоят сокращения как среди журналистов, так и менеджеров и технических работников.

С начала 2009 года от выпуска региональных полос отказалась и редакция "Московского комсомольца-Калининград". Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор "МК-Калининград" Андрей Милушкин, с апреля 2009 года еженедельник будет выходит в самом западном регионе без цветных полос. "Все это связано с экономией на издержках", - пояснил собеседник ИА REGNUM.

В мае 2009 года планирует прекратить вещание в Калининграде радиостанция "Общественное калининградское радио" ("О'Кей радио"). По данным "Калининград.Ru", на освободившейся частоте 101, 8 FM будет ретранслироваться московское радио Business FM. "О'Кей радио" создано в 2001 году и на сегодняшний день является третьей региональной радиостанций с собственным контентом.

Долги по зарплате

Более 300 млн рублей задолжал федеральный центр строителям первого в Калининградской области автобана "Приморское кольцо". Как пишет "Калининградская правда" со ссылкой на начальника управления дорожного хозяйства правительства Калининградской области Геннадия Лейбовича, петербургская компания ЗАО "ВАД" ("Высококачественные автомобильные дороги") "на свои кровные" уже выполнила работы на сумму 300 млн рублей. "К сожалению, сообщить, когда Москва заплатит по счетам, он (Лейбович) затруднился - дескать, конкретика обозначится лишь тогда, когда в первопрестольной будет заключено ежегодное дополнительное соглашение о финансировании строительства", - продолжает издание. Подписать же бумагу, как пояснил Лейбович, мешает расхождение в позициях Росавтодора и областного правительства. Камень преткновения - размер вклада из госказны в совместное с областным бюджетом дело сооружения автобана. Дело в том, что федеральные чиновники настаивают на 15-процентном уменьшении государственной доли по причине падения цен на строительные материалы отечественного производства.

В свою очередь региональные коллеги возражают, мотивируя тем, что главный "кольцевой" ингредиент - щебень, наоборот, резко подорожал, поскольку закупается на валюту в Швеции. Если сторонам не удастся прийти к консенсусу, и федеральные средства сюда не придут, область, как подчеркнул Лейбович, выделит подрядчику 300 млн рублей. "Правда, этих денег хватит лишь на то, чтобы аннулировать накопившийся долг", - заключает газета.

Прокуратура Калининградской области приступила к систематическим проверкам в части исполнения требований трудового законодательства о своевременной оплате труда. В течение марта 2009 года за несвоевременные выплаты заработной платы оштрафованы ряд предприятий и учреждений Калининградской области.

В частности, наказаны 6 муниципальных дошкольных образовательных и досуговых учреждений Неманского района, задолжавшие перед своими работниками 1,24 млн рублей, ООО "Морская звезда" (одна из крупнейших рыбодобывающих компаний в Калининградской области, совладельцем которой является депутат Государственной Думы Асан Нюдюрбегов), ООО "Международные транспортные перевозки", задолжавшим своим работникам 86 тысяч рублей, ООО "Подрядгарант-К" (долг в 195 тыс. рублей), ООО "Оптимист" (долг - 167 тыс. рублей), ООО "Ситимед" (долг в 35 тыс. рублей), ОАО "Багратионовский мясокомбинат", ООО "Судоремонтное предприятие "Корабел", МУП "Мастер" из города Краснознаменска.

В марте администрация Калининграда активизировала свою деятельность по мобилизации доходов в городской бюджет. Как пишет "Комсомольская правда-Калининград", на заседание комиссии из вызванных 24 коммерческих компаний пришли всего 10. В частности, представитель фирмы "Блокмастер" [производство бетонных блоков. - ИА REGNUM], уличенный в выплате зарплаты ниже 6 тыс. рублей, определенных областным соглашением, заявил чиновникам: "Ситуация кризисная, заказов нет, мы платим зарплату сотрудникам, исходя из фактической работы. У нас просто нет денег!" Также выяснилось, что директор рекламной фирмы ООО "АТ-групп" по ведомостям зарабатывает всего 3 тыс. 750 рублей, а рабочим платит по 4 тыс. 550 рублей в месяц. Рекламная фирма задолжала Пенсионному фонду 135 тыс. рублей, есть долги по налогу на доходы физических лиц и перед внебюджетным фондом. "Обещания руководителя компании рассчитаться по зарплате и налогам запротоколированы и будут проверены", - отметил ИА REGNUM представитель пресс-службы администрации Калининграда.

Безработица

По данным на 18 марта, количество официально зарегистрированных безработных в Калининградской области превышает 14,5 тыс. человек. По прогнозам регионального министра социальной политики и труда региона Галины Янковской, ближе к лету ситуация на рынке труда усугубится, поскольку выйдут около 4 тыс. выпускников учебных заведений, а также около 4 тыс. уволенных военнослужащих Балтийского флота.

По данным министра, сложная ситуация отмечена на востоке Калининградской области. В частности, в Озерском районе 11% трудоспособного населения - безработные. В Неманском, Славском, Нестеровском, Краснознаменстком и Гусевском районах этот показатель варьируется от 5 до 8%.

Региональные власти планируют снизить напряженность на рынке труда общественными работами, на проведение которых будет потрачено около 293 млн рублей (273 млн рублей должен выделить федеральный центр, а 19,8 млн рублей - областной бюджет). Министр уточнила, что, по предварительным данным, около 7,7 тыс. человек смогут потрудиться над содержанием областных дорог, 6 тыс. безработных смогут заняться жилищно-коммунальным хозяйством и берегозащитой, 1 тыс. вакансий создается в социальной сфере, 400 - в сфере мелиорации.