На прошедшей неделе в Туле состоялось совместное заседание Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте. Совет возглавил сам президент, что резко изменило его статус. По мнению профессора Поморского государственного университета Дмитрия Несанелиса, такой подход президента к общественным объединениям показывает, что сфера собственно политических решений и подходов сужается. Возрастает значение других факторов, прежде всего духовных. Своим мнением профессор поделился с редакцией ИА REGNUM, прислав письмо, где выражает свою позицию относительно растущей роли церкви и других общественных сил. Редакция приводит его выступление:

"По мнению обозревателя "Коммерсанта" Юлии Таратуты, совместное заседание Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями имеет беспрецедентный масштаб и формат. Дело в том, что раньше Совет по взаимодействию с религиозными организациями возглавлял глава президентской администрации. Президент Владимир Путин посетил заседание Совета один раз, в 1994 году. Его преемник же сам возглавил Совет, что резко изменило его статус. Кроме того, проведенное мероприятие заметно повышает общественный статус Патриарха Кирилла, он становится сильной и влиятельной политической фигурой.

Сейчас значительно укрепляются и позиции Русской православной церкви (РЦП) в целом. Одна из первоочередных задач сближения государства и религиозных объединений заключается в необходимости активной совместной работы с молодежью по совершенствованию ее нравственных ориентиров. Не случайно в заседании Совета принял участие архиепископ Костромской Александр, председатель синодального отдела по работе с молодежью. То, что вопросы духовного здоровья молодежи, ее трудоустройства и досуга стоят достаточно остро, мы отчетливо видим на примере Архангельской области, - пишет Дмитрий Несанелис. - Хотя, надо признать, за последние два-три года в этом направлении у нас сделано очень много позитивного. Особенно благодаря миссионерскому отделу епархии во главе со священником Евгением Соколовым и молодежной комиссией заксобрания. Тем не менее, признаемся честно, проблем еще хватает. А сегодня они еще заметно обостряются.

По моему мнению, очевидное повышение статуса Совета - это, прежде всего, значительная победа Русской православной церкви. В более широком плане речь может идти о том, что стремление решать вопросы исключительно путем "политического маневрирования" показало свою явную ограниченность. Светская власть уже после инаугурации святейшего патриарха сделала навстречу православной Церкви несколько очень серьезных шагов. Так, Дмитрий Медведев распорядился финансировать из госбюджета восстановление Новоиерусалимского монастыря. Это, строго говоря, небывалое решение. При этом очень важно, что особое внимание уделено именно Новоиерусалимскому монастырю. В свое время патриарх Никон уделял огромное значение самому названию этой обители - Москва виделась как бы духовным приемником Иерусалима, а это дополняло понимание Москвы как третьего Рима. В сегодняшней сложной психологической обстановке все это как бы добавляет духовного оптимизма. Подразумевается, что "не все так плохо", если обозначаются такие масштабные ориентиры! Вероятно, правы те церковные деятели, которые считают, что при новом патриархе и в новых условиях РПЦ перестанет быть "объектом манипулирования", а станет самостоятельным субъектом не только духовной, но также общественной и политической жизни. Можно, в этой связи, осторожно говорить о некотором приближении к симфонии властей, которая всегда виделась идеалом устроения русской жизни.

Теперь я бы хотел сказать и о хлебе насущном. Парламентарии почти параллельно с тульскими мероприятиями вернулись к активному обсуждению вопроса о возвращении церковной собственности. Это касается не только РПЦ, но и мусульман, иудеев, буддистов. В том же Архангельске в прошлом существовали мечеть и синагога. Не говоря уж о том, что четырнадцать исторических зданий Архангельска, в том числе знаменитое Сурское подворье, связанное с именем праведного Иоанна Кронштадтского, ждут своего возвращения северной епархии.

Понятно, что в эпоху кризиса государство особенно остро нуждается в духовной, моральной и социальной поддержке церкви. Постсоветская история говорит о том, что подобный опыт уже накоплен. Достаточно назвать Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, где находят кров, хлеб и работу люди, вышедшие из тюрьмы, бывшие наркоманы, одинокие и больные старики. Монастырь активно помогает обществу, но сам часто остается без самого необходимого - от сельхозтехники до угля. Третий год монастырь живет без своей бани. А в Лявлинском женском монастыре, где нашли приют, тепло и любовь многие девочки из неблагополучных семей, матушка Афанасия бьется, чтобы найти до лета три тонны сена. У монастыря свое молочное хозяйство, но кормить коров скоро будет нечем. Если вопрос не будет решен в ближайшие дни, то без молока останутся школьники и дети из ближайшего интерната, получающие бесплатное молоко из монастыря. Список таких примеров легко продолжить. Так что государство, которое намеревается вернуть конфессиям изъятую в свое время собственность, намеренно восстановить историческую справедливость. Без нее симфонии не получится", - подчеркивает ученый.

Дмитрий Несанелис напомнил, что религиозные лидеры России, участвовавшие в работе объединенного совета в Туле, призвали всех жителей страны, особенно молодежь, в условиях экономического кризиса проявить терпение, зрелость и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, вне зависимости от национальности и вероисповедания. "Пусть каждый из нас подумает: не поселились ли холод и равнодушие в его сердце, не получилось ли так, что мы отвернулись и прошли мимо, когда наше участие было необходимо? Любое, даже самое малое доброе дело в это непростое время станет для каждого шагом к исцелению души, к оздоровлению всего нашего общества", - говорится в принятом духовными лидерами документе. Под обращением стоят подписи патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главного раввина России Берла Лазара, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, главы Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Талгата Таджуддина, председателя Буддийской традиционной сангхи России, ламы Дамбы Аюшева, председателя Русской православной старообрядческой церкви, митрополита Московского и всея Руси Корнилия, некоторых других духовных лидеров России. Президент РФ Дмитрий Медведев приветствовал обращение духовных лидеров страны.

В регионах работа по социальной консолидации также ведется общественными и религиозными организациями. В Архангельске существует общественная организация "Совет национальностей". Она включает сейчас десять общин, но скоро состав Совета расширится. Одним из первых стал активно сотрудничать с этим Советом Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Он не оставляет организацию своим вниманием и теперь. Во многом благодаря его мудрости находят понимание и поддерживают взаимное уважение люди разных национальностей и вероисповеданий. Примеры, подтверждающие это, очень многочисленны. Сегодня деятельность Совета, межнациональные проекты и духовная жизнь региона поддерживаются и губернатором.

На состоявшемся недавно научно-практическом семинаре "Духовное и этническое пространство Севера", проведенном Советом национальностей, епархией и Поморским госуниверситетом в ноябре 2008 года, с докладами выступили Владыка Тихон, руководитель Архангельской мусульманской религиозной общины Мирза Султанов, председатель Еврейской религиозной общины Архангельска Владимир Бовыкин. На следующих чтениях, которые состоятся в ноябре на базе Поморского университета, организаторы семинара хотели бы услышать буддистов, католиков, старообрядцев, а также представителей других религиозных традиций.

"Недавно у нас, как и во многих регионах состоялись выборы в местные парламенты. Кипели страсти, печатались листовки, студенты в накидках раздавали прохожим буклеты. Билборды с подсветкой ярко агитировали за партии и отдельных кандидатов. Города, в том числе и Архангельск, были завалены политическими буклетами, плакатами, прокламациями. В телеэфире не смолкали лозунги и политические заклинания. В общем, шла, как казалось, невероятно активная жизнь. Однако результаты выборов показали, что явка в большинстве регионов оказалась невысокой. Это не хорошо и не плохо, это некоторая констатация, что жизнь состоит не только из выборов, партий и политики, которую ассоциируют с "жесткой" силой, - говорит, подводя итог, Дмитрий Несанелис. - Нет, жизнь состоит еще из семейных, дружеских и соседских отношений, спорта, работы, творчества, любви и т.д., которые, к счастью, не регламентируются партийными уставами. Зато в огромной мере они определяются духовными основаниями и моральными критериями. "Мягкой", так сказать, силой. Но, в конечном счете - силой решающей. Об этом говорит явное изменение в пропорции "политической" и "духовной" составляющей российской жизни, которое происходит у нас на глазах".