Евгений Минченко: Зачистка губернаторской фронды: на пути к новой региональной политике
Прошедшие 1 марта 2009 г. региональные и муниципальные выборы стали показателем постепенного возврата в нашу жизнь конкурентной и публичной политики. Финансово-экономический кризис (а может, предвестник катастрофы, которую нам обещает ряд аналитиков) в очередной раз обострил вопрос отношений центр-регионы и региональная власть-муниципалы. Новый баланс еще только предстоит найти, и пока действия федеральной власти в этом направлении трудно назвать стопроцентно успешными.
В прошлом году, когда кризис еще только приближался к российским границам, новый президент столкнулся с рецидивом фронды региональных баронов. Лидерами фрондерских настроений стали те же фигуры, которые возглавляли региональную оппозицию федеральному центру в конце прошлого тысячелетия, -
"Зачистке" подвергались те региональные лидеры, которые уже давно сидят на своих местах, неспособны обеспечить социальную стабильность в регионе и электоральный результат "партии власти", вовлечены в конфликты с местной элитой и/или являются фигурантами коррупционных скандалов. Из пришедших им на смену руководителей пока наиболее ярко проявил себя новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который показал как управленческую жесткость, так и умение договариваться.
Однако нарастание кризисных явлений в экономике вынудило федеральную власть экспериментировать. Одним из таких экспериментов стала одновременная отставка четырех губернаторов, осуществленная в середине февраля 2009 г. Вероятно, предполагалось, что это решение даст сигнал региональным элитам "не расслабляться" и продемонстрирует готовность федерального центра принимать жесткие кадровые решения. Для показательных отставок были выбраны лидеры слабых в экономическом отношении регионов (Воронежская, Орловская, Псковская области, Ненецкий автономный округ). В риторике выступления Дмитрия Медведева, а особенно в последующих комментариях неназванного источника в Администрации Президента и одного из руководителей
О том, что кадровые решения по "февральской четверке" готовились в спешке, говорит и тот факт, что главой Ненецкого АО был назначен заместитель губернатора Архангельской области
Естественно, что отставки губернаторов, которые не были подготовлены с пиаровской точки зрения, вряд ли оказали серьезное влияние на общественное мнение. Более того, в регионах, где 1 марта 2009 г. прошли выборы, они произвели негативный эффект. К примеру, в Ненецком автономном округе, где кампания "Единой России" была увязана с фигурой губернатора, уход
Стоит отметить и слабое легендирование новых назначенцев как эффективных антикризисных менеджеров. Экс-министр сельского хозяйства
Еще один 33-хлетний назначенец Никита Белых, который, в отличие от Турчака, еще год назад боролся против "культа личности Путина", также пока не проявил свой антикризисный потенциал. Экс-лидер "правых" начал совершать типовые для губернатора-варяга ошибки - ставка на неместные кадры, конфликты с региональной элитой, акцент на популистских инициативах (переименование области, сокращение штата администрации). Хочется надеяться, что Белых все же удастся найти ключик к такому непростому региону, каким является Кировская (пока еще) область. Ведь возможная неудача молодых менеджеров в регионах может иметь последствия, далеко выходящие за рамки их конкретных областей, поскольку может дискредитировать саму идею обновления элит.
В связи с назначениями/переназначениями на губернаторские посты представителей оппозиции возникает и вопрос ценности лояльного поведения для самих региональных лидеров и его эффективности для политической выживаемости. Ведь тот же псковский губернатор Михаил Кузнецов в 2007 г. вполне мог не поддерживать кандидатуру Андрея Турчака на пост представителя области в Совете Федерации, тем более что Турчака перед этим уже дважды прокатили с сенаторским креслом - в Коми и Ненецком автономном округе. Однако губернатор предпочел выполнить пожелание Кремля и в итоге создал себе конкурента. В то же время откровенно вызывающее поведение отдельных региональных лидеров не вызывает адекватной реакции федералов. И отставка "февральской четверки", не замеченной, за исключением Строева, в оппонировании Москве, скорее может усилить мотивацию демонстрации независимого поведения у региональных боссов. Поэтому очевидно опасно оставлять на посту мурманского губернатора
Однако очень важно, чтобы критерии оценки эффективности губернаторов (как официальные, так и неофициальные) были для них понятны, а дальнейшие отставки и назначения проходили в единой логике. Иначе возрастает опасность ползучего саботажа, особенно в информационной политике. Также необходимо обеспечить систему адекватного трудоустройства губернаторов-отставников, если, конечно, они не пенсионного возраста и не ушли в связи с коррупционными скандалами. Лояльность губернаторского корпуса особенно важна в преддверии осенних региональных выборов. Ведь относительно успешное выступление "Единой России" на мартовских выборах было обусловлено стечением ряда уникальных факторов. Среди них стоит отметить:
• Проведение выборов в ситуации, когда кризис еще только набирает обороты;
• Сокращение количества участников по сравнению с думскими выборами. "Единая Россия", как пылесос, собрала большую часть голосов сторонников малых партий, когда-то популярных блоков с идеологией местного патриотизма (ныне невозможных законодательно), возможно, часть правого электората (но уже осенью в выборах примет участие новый проект - "Правое дело");
• Отсутствие у "Справедливой России" и
В то же время уже на этих выборах прозвучал ряд тревожных для "партии власти" звоночков:
• Рост протестных настроений в городах, выразившийся, в частности, в успехе коммунистов на выборах в Тверской и Брянский горсоветы. Это особенно тревожно, если учитывать тот факт, что революции происходят именно в городах. Возможно, к КПРФ перетекает часть "яблочного" электората. В условиях сокращения оппозиционного предложения и вялого поведения "эсеров" и ЛДПР коммунисты могут застолбить за собой роль главной оппозиционной партии. Это чревато на следующих выборах опасной для "единороссов" биполярностью, которая будет играть на КПРФ;
• Успешное выступление на муниципальных выборах блоков с местной повесткой дня;
• Провалы на выборах глав городов и районов, обусловленные неадекватными ставками на кандидатов. Ситуация могла бы оказаться еще хуже. К примеру, к провалу "Единой России" в Смоленске могло бы добавиться поражение в миллионном Челябинске, если бы чиновникам Челябинской областной администрации все же удалось пролоббировать отказ партии от поддержки действующего мэра
Чтобы не повторять весенних ошибок, "партии власти" можно было бы порекомендовать:
• Дать возможность более активного участия в выборах оппозиционным партиям "второго эшелона" левого толка, которые оттягивали бы часть электората КПРФ, - "Яблоку",
• Отменить возможность образования блоков на муниципальных выборах;
• Создать систему независимого социологического мониторинга шансов кандидатов на муниципальных выборах;
• Обеспечить создание системы реальных социальных лифтов для перспективной молодежи;
• Также принципиально важно сформулировать "правила игры" для провластных партий ("Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР, "Правое дело"). Иначе на региональных выборах ситуация может начать идти в разнос, как это уже было в 2004 г. в ходе противостояния "Единой России" и "Родины", закончившегося уничтожением "Родины" как самостоятельного проекта.
Однако эта политическая инженерия будет бессмысленной без реальной антикризисной деятельности. В условиях, когда никто в мире не имеет рецептов по выходу из кризиса, принципиально важно поощрение социальных экспериментов на региональном и муниципальном уровне, выявление и распространение полезных социальных практик. Стране нужны десятки или даже сотни экспериментальных площадок, где отрабатывались бы новые антикризисные технологии. Субъектами подготовки антикризисных программ могут и должны быть не только представители госструктур, но и общественность, экспертное сообщество.
Заявку на свою версию антикризисной программы сделала, в частности, такая авторитетная структура, как Институт современного развития, за что уже подверглась жесткой, иногда оскорбительной критике. Почему бы ИНСОРу, равно как и его критикам, не выбрать себе конкретный регион в качестве экспериментальной площадки и, договорившись с его губернатором, не реализовать там хотя бы часть своих идей, подтвердив их эффективность на практике? То же самое можно сказать и относительно клубов в рамках "Единой России". Очевидно, что такие фигуры, как
С этой же точки зрения есть логика в назначении хотя бы по одному губернатору от каждой парламентской партии. Однако если подобные назначения произойдут (или в результате победы партии на региональных выборах, или по решению президента), то партия, получившая контроль над регионом, должна осознавать свою ответственность. А ответственность - это делегирование в регион лучших кадров, привлечение в регион средств партийных спонсоров и демонстрация новаторских подходов, если таковые действительно имеются.