Михаил Демурин: Что не так со словами "цена победы"?
Дискуссия по поводу фильма НТВ "Ржев. Неизвестная битва
Это тем более так, если говорить о происходившем в 1941 - 1943 годах. В бессмертном стихотворении А.Твардовского "Я убит подо Ржевом", к которому, надеюсь, в эти дни обратились и обратятся многие, сказано: "И у мёртвых, безгласных, / Есть отрада одна: / Мы за родину пали, / И она - спасена". Создавая подобные шедевры, поэты творят энергиями Духа Святого. Таким образом, свыше нам напоминают: на полях тех сражений наши предки погибали "не ради славы - ради жизни на земле". Они погибали, чтобы остановить вторгшееся в пределы нашей родины воплощение предельной формы человеконенавистничества. Они отдавали свои жизни, чтобы не допустить порабощения и уничтожения своих близких и своего народа. Это был в прямом смысле слова смертный бой. Малые и большие военные победы в этом бою, продолжавшемся 1418 дней, были важны не сами по себе, а как средство одержать верх в гораздо более значимом противостоянии, чем противостояние двух армий. Павшие в нём - это цена спасения нашей страны и всего мира.
Есть в проблеме потерь Великой Отечественной войны и другой очень важный, на мой взгляд, аспект. Они даны нам Божьим промыслом, чтобы мы никогда не возгордились от этой победы, но и никогда не забыли, что она - была. Как не забыли и того, чего стоит нации не дать поработить себя, если ты не готов к войне ни духовно, ни морально, ни физически. И вопрос о политическом режиме того времени, сам по себе важный для осознания падений и взлетов нашей истории, в данном контексте становится очевидно второстепенным.
Когда смотришь на число погибших в годы Великой Отечественной войны под этим углом зрения, понимаешь всю ущербность рассуждений типа: имярек чего-то "не учёл", а этот - "не обеспечил", а тот - "бросил солдат в мясорубку". У каждого профессионала, в том числе военного, своя мера вины за непрофессионализм. Могут быть такие вопросы и к Г.К.Жукову. Уверен, однако, что выдвигать против него и вообще того поколения какие-либо обвинения может либо тот, кто стоял рядом и действовал лучше, либо тот, кто в своей жизни на другом поприще сделал что-то сопоставимое с участием в величайшей из мировых войн. Заметьте, такие люди, как правило, не обвиняют других полководцев, командиров, рядовых солдат как сделавших что-то "не должным образом".
Фильм А.Пивоварова несёт в себе ещё один внутренний посыл. Он содержится в кадрах и комментариях, свидетельствующих о массовых военных преступлениях немецких войск (лагеря смерти для военнопленных, бомбардировки медсанбатов, убийства мирных жителей). А также в том, что на этом фоне с экрана говорят русскому зрителю немецкие участники ржевского противостояния: "Русские были нашими врагами..." (у нас, напомню, до сих пор принято считать, что нашими врагами в той войне были не немцы, а "фашисты"); "мы защищали свою родину, выполняли свой долг как граждане Германии..." (видимо, забыли, на чьей территории они находились непосредственно во время Ржевской битвы и какой приговор был вынесен Нюрнбергским трибуналом германской военной машине, государственной идеологии и политике Третьего рейха).
Примечательно, что они "сокрушаются" по поводу того, что с советской стороны "людей (в смысле, солдат), как скот, загоняли на убой", но не вспоминают, что "граждане Германии" держали "как скот" и уничтожали в концлагерях миллионы мирных граждан СССР и других стран, что они использовали мирных жителей в качестве живого щита во время боевых действий в тылу и на фронте, что сотнями тысяч "загоняли" их на принудительные работы в Германию. Всё это не может не вызвать должного негодования у любого нормального человека. Не может не пробудить мысль о том, насколько слаба сегодня наша страна, что нам, повторю, не боятся говорить подобное с экранов! Да и о состоянии умов в сегодняшней Германии рассуждения немецких участников фильма говорят весьма красноречиво...
Отблески опасений, правда, у воевавших под Ржевом немцев присутствуют. Они вспоминают о том, что прекрасно понимали: советские войска были изнурены тогда гораздо больше, чем немецкие. Жертвенность русских в наступлении они называют безумием. Мысль о "бессмысленных потерях", казалось бы, всё ещё сидит у них в головах. Но это впечатление остаётся у зрителя только до тех пор, пока один из немцев не признаёт: в какой-то момент при всех этих обстоятельствах они "почувствовали, что когда-то разобьют и нас".
Фильмом "Ржев" - волею автора или вопреки оной - "боеспособную" мужскую часть народа России как бы поставили рядом с русскими военнопленными у гроба не сдавшегося врагу генерала Ефремова (есть в фильме такие кадры), а по большому счёту - у огромной братской могилы всех павших и под Ржевом, и в других битвах Великой Отечественной войны. Стоя на этой "последней пяди" и зная, по Твардовскому, что "мёртвых проклятье - эта кара страшна", мы должны дать себе ясный отчет в реальном состоянии нашей армии, нашей экономики, наших международных позиций, наших умов, нашего духа и воли. Не позавчера, а сегодня и завтра. А потом ответить на простой вопрос: "Мы хотим, чтобы наши женщины вновь стирали грязное исподнее оккупантов?".