11 марта Азербайджан посетит глава МИД России Сергей Лавров. С декабря 2008 года в Баку дважды побывал глава Администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Москва заметно активизировала свои действия в азербайджанском направлении, что указывает на наличие проблемных вопросов и новых рисков, исходящих из этого региона.

За декларациями российских и азербайджанских политиков об успешном расширении отношений и общности интересов несложно рассмотреть реальность: близкая к взрыву ситуация в Нагорном Карабахе, нарастающее влияние на политические круги Азербайджана турецких реакционных сил, акцентированное взаимодействие с НАТО, принявшее еще более интенсивный характер после антиамериканского демарша Киргизии. Налицо угроза масштабной эскалации военно-политической ситуации на Южном Кавказе, которая обязательно усилит конфликтный потенциал Грузии и поставит под вопрос жизнеспособность выстроенной Россией по итогам августовской войны системы сдерживания. Новая война на Кавказе станет весомым аргументом в пользу полноценного вмешательства США и НАТО в региональные вопросы. Последний российский форпост - Армения - может быть подчинен или вовсе уничтожен.

Новый "Бакинский пакет"

Пока европейские политики и дипломаты, метко прозванные в свое время одним азербайджанским политологом "политическими туристами", рассказывают сказки о "золотом окне" в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ситуация в регионе медленно, но верно скатывается к войне. "Золотом" здесь, как говорится, и не пахнет, наоборот, чем дальше, тем отчетливее доносится запах пороха.

Официально сторонами и посредниками указывается, что они работают над согласованием документа об основных принципах урегулирования конфликта. На деле ситуация обстоит следующим образом: президент Азербайджана Ильхам Алиев исключает возможность уступок Баку в ключевом вопросе - вопросе будущего статуса Нагорного Карабаха. "Карабах никогда не получит независимость", - говорит он, тем самым делая бессмысленными любые переговоры. При этом Алиев прекрасно понимает, что проблема Нагорного Карабаха имеет для Армении ключевое внутриполитическое значение. Потеря Карабаха приведет к коллапсу армянской государственной системы, обезглавливанию власти и гражданской войне.

Сам Нагорный Карабах успешно отодвинут от переговорного процесса. В карабахском обществе перспективу возврата в состав Азербайджана считают утопией, возможной только в результате новой масштабной войны, сокрушительного поражения армянской армии и геноцида. Но это, кажется, уже никого не волнует. Баку выдвинул новый "пакет", суть которого состоит в следующем: Армения сдает все - и пояс безопасности, и сам Карабах, получая взамен право жить.

Высшее руководство Азербайджана не может не осознавать, что столь бескомпромиссная позиция загоняет переговорный процесс в тупик, угрожает размораживанием военного противостояния. Наоборот, в Баку это прекрасно понимают, почему и усиленными темпами готовятся к войне. Процесс этот весьма подробно освещается местными СМИ.

При содействии Турции и Пакистана в Азербайджане налаживается серийное производство оружия, в том числе бронетехники, систем залпового огня, авиабомб и самолетов-разведчиков. Баку ведет переговоры о закупке оружия на сотни миллионов долларов в Израиле. Широкую политическую, военно-техническую и консультационную поддержку Азербайджан получает от Турции. В Азербайджане работают турецкие военные эксперты, которые на сегодняшний день и осуществляют фактическое управление азербайджанской армией. Серьезную лепту в вооружение Азербайджана вносят Украина и Грузия.

Вырисовывается следующий перечень стран, активнейшим образом способствующих милитаризации Азербайджана: Израиль, Турция, Пакистан, Украина, Грузия. Несложно заметить, что все эти страны являются ближайшими партнерами США. Не вписывается в логику лишь поставляющая Азербайджану оружие Белоруссия - партнер Армении по военно-политическому блоку ОДКБ. Лукашенко и здесь оригинален.

Азербайджан предпринимает шаги и на дипломатической арене. В конце декабря 2008 года представители этой страны распространили в ООН два доклада, представляющих Азербайджан в качестве жертвы агрессии. "Азербайджан начал готовиться как на дипломатическом, так и на пропагандистском уровне к военным действиям против Армении", - говорит по этому поводу глава Центрального офиса "Ай Дата" по политическим вопросам АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян, считающий, что таким образом Баку готовит правовую базу будущей войны. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили заявление, в котором отмечается, что, несмотря на два доклада постоянного представителя Азербайджана в ООН 24 и 29 декабря 2008 года, карабахский конфликт не может идти по пути военного урегулирования. Не может ли?

Армения - точка контрудара по России

Пока США были охвачены предвыборной лихорадкой, выборами и передачей власти от республиканцев демократам, Россия нанесла два серьезнейших удара по геополитическим позициям американцев в Евразии. В августе 2008 года Россия снесла американский плацдарм на Южном Кавказе, а в феврале 2009 года способствовала изгнанию базы ВВС США из Киргизии. Дислокация военных баз России в Абхазии и Южной Осетии делает невозможным грузинский реванш. Однако совершенно очевидно, США не могут оставить действия России без ответа. Речь уже даже не в желании вернуть Абхазию и Южную Осетию Грузии. Задача состоит в окончательном изгнании России из Закавказья, дестабилизации российского юга, а также черноморского региона в целом. Первые шаги в этом направлении могут быть сделаны до 2 апреля 2009 года - даты первой встречи президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы.

Размораживание нагорно-карабахского конфликта поставит Россию перед нелегким выбором. Ей придется выбирать, в каком качестве вмешиваться в войну и вмешиваться ли вообще. Судя по последним высказываниям и действиям российских политиков, Москва сегодня взяла за приоритет действия, нацеленные на предотвращение столкновения между Азербайджаном и Арменией. Говоря проще, Москва убеждает Баку воздержаться от военного сценария, применяя достаточно примитивные методы убеждения. Всячески акцентируется "стратегическое партнерство" между Москвой и Баку, экономическое и политическое лидерство Азербайджана в регионе. Начисто упускается из виду участие "партнера" Москвы в ГУАМ, стремление проникнуть в Среднюю Азию и обеспечить обходные маршруты транзита нефти и газа в Турцию, Грузию и на Украину, проблема Габалинской РЛС и наоборот - беспроблемное размещение американских радаров на азербайджанской территории. В чем же заключается партнерство, непонятно.

При этом Москва прозрачно намекает, что не намеревается поддерживать Армению в случае возобновления боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Механизм "заднего хода" обрисовал Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. По его словам, созданные недавно силы быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой состоит Армения, "не будут применены для разрешения внутренних конфликтов". Он также заявил: "предполагается, что силы быстрого реагирования не будут применяться для разрешения двусторонних межгосударственных политических проблем (!), а также по отношению к соседним странам и нашим партнерам". Таким образом, в случае атаки Азербайджана на Нагорный Карабах, 100% населения которого являются гражданами Армении (здесь уместно провести параллель с усилиями России по защите своих граждан в Абхазии и Южной Осетии, которые до признания Россией были внутренними районами Грузии), Ереван не может рассчитывать на помощь России в рамках ОДКБ. Напрашивается вывод о том, что Россия практически смирилась с потерей Армении и своей ведущей роли в нагорно-карабахском урегулировании.

Чувствуя слабость тылов, Армения прилагает титанические усилия по примирению с Турцией. В этом направлении дальше президента Сержа Саргсяна, который в прошлом году пригласил в Ереван своего турецкого коллегу Абдуллу Гюля, пошел премьер-министр республики Тигран Саркисян. Он предложил турецкой стороне принять участие в строительстве нового энергоблока Армянской АЭС. Многие присутствовавшие в момент произнесения премьером этого заявления поначалу не поверили собственным ушам. Дело даже не в том, что в Турции не существует атомных станций и услуги турецких специалистов в этом плане могут иметь сомнительную эффективность, тогда как армянские специалисты сегодня строят Бушер в Иране и участвуют в других проектах "Росатома" по всему миру. Турция на протяжении столетий, мягко говоря, не способствовала процветанию армянского народа, и допуск турецких представителей к стратегическому объекту граничит с безрассудством, оправдываемым лишь судьбоносным значением позиции и будущих действий турецкой стороны. Предложение Арменией сделано и, кажется, рассматривается руководством Турции. Но снимает ли это риск войны?

Две Турции - один Азербайджан

Американо-турецкие разногласия по широкому спектру проблем Ближнего Востока, Кавказа, Ирана, Ирака и пр. далеки от разрешения. Экономический форум в Давосе выявил также серьезные противоречия между Турцией и Израилем. Турция резко осудила действия Израиля в Секторе Газа, обвинив Тель-Авив в массовых убийствах арабского населения. Представитель Израиля парировал обвинения, предложив Турции получше изучить историю своих взаимоотношений с армянами и курдами. Президент Турции Абдулла Гюль планирует посетить Израиль для разрешения конфликтных вопросов. А они гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Турецкая пресса открыто связывает Израиль и секретную организацию "Эргенекон", ведущую серьезную борьбу с турецким правительством.

Дело организации "Эргенекон" началось еще в июне 2007 года. За год расследования обнаружилось, что именно организация "Эргенекон" совершила все самые громкие, но не раскрытые преступления в Турции за последнее десятилетие. К примеру, на организацию была возложена ответственность за убийство армянского журналиста Гранта Динка в январе 2007 года, вызвавшее череду митингов в городах Турции. Кроме того, следствие объявило, что боевики "Эргенекона" планировали убийство нобелевского лауреата по литературе Орхана Памука. Достоянием общественности стал план захвата власти в Турции, который предполагалось осуществить в четыре этапа и привести к власти военных, как это уже происходило прежде: в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах.

Председатель Международного центра стратегических исследований (USAK) Седат Лачинер утверждает, что Израиль "имеет отношение" к организации "Эргенекон" и использует его для проведения "грязной операции" по свержению правительства Эрдогана. О связи Израиля с радикальной турецкой организацией пишут и другие турецкие газеты. Некоторые издания связывают активизацию этой организации с приходом к власти в США демократов и Барака Обамы.

В данном контексте симптоматична версия о причастности организации "Эргенекон" к убийству командующего ВВС и ПВО министерства обороны Азербайджана Раиля Рзаева. Рзаев был опытнейшим военным и одним из самых приближенных президенту Ильхаму Алиеву генералов. В числе прочего, он обеспечивал безопасность полетов главы Азербайджана. В интервью, данном агентству Reuters, командующий Генштабом Минобороны генерал Неджмеддин Садыхов сообщил, что в последние несколько дней за ныне покойным главой ВВС и ПВО Раилем Рзаевым следили люди, следствию пока неизвестные. Убийство Рзаева было организовано крайне профессионально. Посланная снайпером пуля, пробив заднее стекло автомобиля, попала Рзаеву в затылок. Практически все азербайджанские наблюдатели сходятся на версии, что это чисто политическое убийство. Указывается также, что убийство Рзаева было совершено, когда президент Алиев находился с официальным визитом в Кувейте.

Американо-израильский центр стратегических прогнозов STRATFOR усмотрел в убийстве азербайджанского генерала "руку" Москвы. Эксперты центра утверждают, что "генерал мог быть убит российскими спецслужбами из-за несогласия продлевать аренду Габалинской РЛС". Азербайджанские военные эксперты считают эту версию абсолютно безосновательной, поскольку соглашение об аренде Габалинской РЛС действует до 2012 года, и никаких официальных заявлений на нежелательность этого соглашения из Баку в Москву не поступало. С такой постановкой сложно не согласиться. Скорее всего, версия американо-израильского центра STRATFOR - классическая медийная утка, уводящая внимание от реальной подоплеки убийства.

Убийство столь влиятельного военного - прямой вызов государству и его руководству. Компетентные источники утверждают, что Рзаева в целом можно было считать "голубем", склоняющимся в пользу мирного разрешения карабахской проблемы. С углублением мирового экономического кризиса и неминуемыми проблемами в азербайджанской экономике, радикализация военной элиты примет необратимый характер, и к тому времени Алиев, лишенный преданных людей, может и не заметить, как вспыхнет война в Карабахе. Победа радикальной линии "Эргенекона" в Азербайджане и мощная дестабилизация ситуации на Кавказе будет иметь катастрофические последствия для правительства Эрдогана в Турции, поскольку приведет к резкому усилению влияния военных кругов. Отчасти и поэтому политическое руководство Турции пытается всячески нивелировать военный пыл сторон на Кавказе, идя на диалог с Арменией. Кстати говоря, политики и военные в Баку не скрывают своего недовольства армяно-турецким диалогом, что может служить для них дополнительным мотивом для поддержания контактов с представителями "Эргенекон".

Таким образом, новая война в Нагорном Карабахе может быть начата даже против желания действующего правительства Турции, не говоря уже о позиции азербайджанского президента Ильхама Алиева. Главный вывод, напрашивающийся после убийства Рзаева, за которым стоят реакционные турецкие силы, - президент Азербайджана не контролирует военную элиту своей страны. С этой точки зрения, предстоящие переговоры Лаврова в Баку мало что могут изменить. Максимум, что может сделать российский министр, это попробовать оправдаться за передачу Армении оружия на $800 млн, заявив, например, что оно было передано в качестве компенсации за будущий нейтралитет ОДКБ в период военных действий.

.........................

Уничтожение военно-политического и людского потенциала Нагорного Карабаха и Армении дискредитирует Россию и значение ОДКБ как системы безопасности, снимет все преграды на пути распространения исламского фактора на юг России - Татарстан, Башкирию и пр, в Среднюю Азию.

Усиление тюркского элемента на Кавказе нейтрализует фактор Ирана, что является одной из главных целей Израиля и угроз для Армении.

Закрепление США в Азербайджане в будущем изменит баланс сил в Средней Азии. По существующим данным, именно в Азербайджане будет создана замена киргизской авиабазе "Манас".

Через Закавказье - Грузию и Азербайджан - пойдет транзит военных грузов в Таджикистан, Узбекистан и далее в Афганистан. США будут лично отвечать за безопасность азербайджанских коммуникаций, и Армения в этом плане будет лишена своих приоритетных мишеней в период войны.

Впрочем, перечень "стратегически важных миссий вооруженных сил США в Азербайджане" подробно изложен все тем же центром STRATFOR еще в 2005 году.

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа