"Я могу выразить полное согласие с позицией МИД Приднестровья относительно неспособности США и ЕС выполнять функции наблюдателей в совещании по приднестровскому урегулированию. Оказывая давление на одну из сторон, эти наблюдатели полностью дискредитируют свои посреднические функции. Следовательно, попытки оживления формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) являются пустой тратой времени", - заявил 19 февраля руководитель отделения Молдавии и Приднестровья Ассоциации православных политологов России Владимир Букарский, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявление приднестровского внешнеполитического ведомства в связи с продлением ЕС ограничительных санкций в отношении представителей руководства ПМР.

С другой стороны, по словам эксперта, "радует, что приднестровский МИД чётко артикулирует свою позицию относительно западных "наблюдателей". "Это подтверждает слова министра иностранных дел ПМР Владимира Ястребчака о том, что период "многовекторности" во внешней политике ПМР, именуемый в народе "лицкаевщиной" (Валерий Лицкай - экс-министр иностранных дел Приднестровья - прим. ИА REGNUM), закончен", - считает эксперт.

По мнению Букарского, деятельность стран Запада в отношении молдавско-приднестровского урегулирования преследуют единственную цель: вытеснение России из региона и препятствие реализации российского плана урегулирования конфликта. "Исключительно в этой связи следует интерпретировать и новую провокацию Совета министров ЕС по продлению ограничительных мер для руководства ПМР. Это сделано для того, чтобы спровоцировать приднестровское руководство на неадекватные шаги и сорвать наметившиеся переговоры в формате "2+1" (Москва - Кишинёв - Тирасполь). Всем серьёзным аналитикам, как в России, так и на Западе, давно понятно, что формат "2+1" - единственный формат, позволяющий осуществиться прорыву в ходе переговоров. Об эффективности этого формата свидетельствует и мировая практика: именно в таком формате США удавалось в разные годы добиться мирных соглашений Израиля с Египтом, Иорданией и Организацией Освобождения Палестины. Все прочие форматы, включая и нынешний "ближневосточный квартет" (США - Россия - ЕС - ООН), вынуждают стороны и посредников стоять на месте и заниматься "перетягиванием каната", - отмечает политолог.

Примечательно, по словам Букарского, и то, что своё решение Совет министров ЕС принял в аккурат накануне визита в регион министра иностранных дел России Сергея Лаврова с целью ускорить консультации по приднестровскому урегулированию. "Главе внешнеполитического ведомства России придётся нелегко в ходе встреч и переговоров с властями Тирасполя, если они состоятся. Лаврову будет непросто убедить приднестровцев даже в гипотетической возможности прийти к взаимоприемлемому урегулированию с Кишинёвом. Хочется верить, что руководство ПМР проявит должную мудрость и не подыграет Западу в заведомом срыве российского плана урегулирования. Если российский план неугоден Западу и коррумпированному им руководству Республики Молдова - это не значит, что этот план отвергает большинство простых людей, живущих на обоих берегах Днестра", - подвел итог Владимир Букарский.

Напомним, 18 февраля Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики выразило озабоченность в связи с продолжающимися действиями Европейского союза и США, связанными с продлением санкций в отношении представителей руководства ПМР в форме запрещения въезда и перемещения по территории ЕС и США. В Приднестровье возмущены "практикой немотивированных, политически ангажированных решений, которые идут вразрез с декларациями о приверженности ЕС и США мирному урегулированию молдавско-приднестровских отношений". "Устанавливая необоснованные запреты и прибегая к неаргументированным мерам давления исключительно на одну из сторон конфликта, Евросоюз и Соединенные Штаты тем самым вновь ставят вопрос о своей способности выполнять функции наблюдателей в "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию", - отмечается в документе. В связи с этим Приднестровская Молдавская Республика оставляет за собой право ответного принятия мер, необходимых для защиты своего суверенитета и независимости, безопасности и общественной стабильности от попыток вмешательства во внутренние дела. Также МИД ПМР напоминает, что вопрос о запрете въезда иностранных граждан, в том числе сотрудников дипломатического корпуса, на территорию государства по мотивам публичного порядка в международной практике рассматривается как суверенное полномочие каждого государства. "Приднестровская сторона продолжает консультации с посредниками и гарантами, в том числе относительно перспектив развития ситуации и возможности выстраивания новых моделей диалога по молдавско-приднестровскому урегулированию", - говорится в заявлении МИД ПМР.

Как сообщало ИА REGNUM, 16 февраля Совет министров Европейского союза продлил до 27 февраля 2010 года действие "ограничительных мер" в отношении представителей руководства Приднестровья. В "черном списке" приднестровских должностных лиц, которым запрещен въезд в страны-члены Евросоюза, значатся 19 фамилий, включая президента Приднестровья Игоря Смирнова и других представителей высшего руководства республики. В списке не присутствует фамилия Евгения Шевчука, который является председателем Верховного совета ПМР. Санкции, ограничивающие свободу передвижения для представителей руководства Приднестровья, предусматривающие запрет на выдачу им виз в страны-члены ЕС, а также запрет на проезд через их территорию, были введены в конце февраля 2003 года. По мнению Евросоюза, включенные в список приднестровские официальные лица несут непосредственную ответственность за отсутствие прогресса в приднестровском урегулировании.