ВЦИОМ: Большинство россиян не знают как бороться против высоких цен
Адыгея, 17 февраля, 2009, 12:36 — ИА Регнум. Как бороться против высоких цен, россияне в большинстве своем не знают. Доминирует группа тех, кто считает бесполезным предпринимать какие-либо меры против повышения цен (47%). Еще 13% считают, что ничего не будут предпринимать и со временем привыкнут к новым ценам. 14% намерены требовать повышение заработной платы (с мая доля таких респондентов снизилась - с 18%), 9% при дальнейшей инфляции собираются участвовать в митингах и демонстрациях. 5% готовы писать письма протеста, 3% - бойкотировать товары и услуги, 2% сообщили, что "при необходимости взяться за оружие", по 1% - могут объявить голодовку или же захватить здания и транспортные пути. 13% затруднились ответить.
Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании опроса, проведенного в 42 регионах России 7-8 февраля 2009 года.
Не намерены предпринимать никаких мер против повышения цен жители Москвы и Санкт-Петербурга (57%), средних городов (55%), малообразованные (57%) и материально обеспеченные (59%). Столичные жители также чаще остальных сообщают, что намерены привыкнуть к новым ценам (16%). Требовать повышения заработной платы у работодатели чаще остальных готовы жители крупных городов (20%), россияне со средним специальным образованием (17%) и материально обеспеченные (15-16%).
Наиболее массовый ответ на рост цен - замена дорогих продуктов и товаров их более дешевыми аналогами (её практикуют 32% опрошенных) или отказ от некоторых продуктов и товаров вообще (31%). Почти каждый четвертый (23%) сообщает, что ищет возможность подработать (доля таких респондентов с сентября 2008 года снизилась с 30%). 12% финансируют текущие траты за счет ранее сделанных накоплений (в октябре 2008 г. было 4%). Сегодня россияне реже требуют повышения заработной платы у работодателя (если в сентябре об этом сообщали 11%, то в феврале с.г. - 7%). Наконец, 5% тратят деньги на товары длительного пользования ("чтобы деньги не сгорели"), а 2% участвуют в митингах и демонстрациях протеста.
Жители крупных и средних городов и россияне в возрасте 45 лет и старше чаще остальных сообщают, что инфляция заставила их отказаться от употребления дорогих товаров и продуктов (34-39%). Жители средних городов, малообеспеченные и пенсионеры отказались от покупки некоторых товаров и продуктов вообще (35, 45 и 45% соответственно), а жители крупных городов и 18-24-летние ищут возможности подработать (31% и 33% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также пенсионеры чаще "проедают" ранее сделанные накопления (19 и 15% соответственно).
В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.