Антикризисные меры

9 февраля полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов провел рабочее совещание с главными федеральными инспекторами (ГФИ) в субъектах Дальнего Востока, где обсудил с ними вопросы социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. "Сегодня, в сложный для государства период, очень важно держать "руку на пульсе", своевременно знать, что происходит в регионах, какие существуют проблемные и кризисные ситуации, чтобы суметь вовремя их предотвратить и снизить негативные последствия", - сказал Олег Сафонов.

Полпред обратил внимание главных федеральных инспекторов на необходимость более активно принимать участие в работе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. "Объектом постоянного внимания ГФИ должны стать меры, предпринимаемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для предотвращения кризисных явлений в экономике, а также анализ общественно-политической ситуации в регионах", - заявил Сафонов.

Также на этой неделе стало известно о том, что в список антикризисных мер предложено включить создание автозаводов на Дальнем Востоке. Как пишет "Российская газета", эксперты разошлись во мнениях. Одни считают такой шаг экономически необоснованным, другие видят в нем решение проблем региона. "В Европе на тысячу человек приходится 400 автомобилей, а у нас - около 200, - напомнил профессор ДВГУ Тагир Хузиятов. - Более того, половина машин, эксплуатируемых россиянами, старше десяти лет. Они скоро придут в негодность. Это говорит о том, что перспективы развития производства имеются". В ряду доводов "за", по его мнению, стоит и то, что во Владивостоке есть производственные мощности - некоторые из них перепрофилированы под магазины и склады. Существует инженерная инфраструктура. Налажена система логистики. В наличии и квалифицированные рабочие, которые занимались сборкой и ремонтом японских машин. Кстати, профессор подсчитал ориентировочную себестоимость таких авто - от девяти до 13,5 тысячи долларов.

Поддержал идею создания завода и спикер приморского парламента Виктор Горчаков. Правда, с оговоркой: "Решение зависит не только от нашей инициативы, это часть общегосударственной программы". И напомнил предысторию вопроса: "Краевая администрация уже рассматривала возможность создания автосборочного производства. Мы вели переговоры с компаниями Японии и Южной Кореи. Планировалось открытие автозаводов в Арсеньеве и Партизанске. Однако было заключено межправительственное соглашение о строительстве предприятия под Петербургом. Аргументы - на Дальнем Востоке небольшая плотность населения, к тому же продукция петербургского завода может идти не только на российский, но и на европейский рынок".

Варианты строительства автозавода на территории Приморья обсуждались с руководством китайской провинции Хэйлунцзян. В 2007-м власти Партизанска даже подписали с китайцами соглашение, декларировавшее намерения КНР создать в городе предприятие по сборке легковых, грузовых автомобилей и автобусов. За два года до этого начать автосборку в Приморье предлагала индийская компания Tata Motors Limited. Многие участники круглого стола уверены, что очередь Востока России наконец-то наступила. Инвесторы постепенно осваивают регион, который раньше им был не интересен. Возможность размещения автосборочного производства рассматривает Новосибирск, переговоры с "Ниссаном" ведутся в Комсомольске-на-Амуре. Активно лоббирует идею Иркутск. А участники дискуссии во Владивостоке сошлись на том, что размещение автосборочного производства в Приморье - не только актуальная, но и вполне решаемая задача.

Цены и тарифы

Магаданская область обеспечена мукой на полгода. Как сообщил генеральный директор ООО "Хлебокомбинат "Магаданский" Анатолий Дзиов, сырье завезли в регион в конце 2008 года по ценам того года, поэтому цена муки на стоимость готовой продукции в первом полугодии 2009 года не повлияет. Несмотря на обеспеченность региона мукой, цена на хлеб может вырасти.

Анатолий Дзиов пояснил, что в стоимости единицы готовой продукции мука составляет около 50%, в остальные 50% включены затраты на производство. С января 2009 года увеличились тарифы на электроэнергию, топливо, услуги коммунального хозяйства, транспортников. Соответственно растут и производственные затраты предприятия, которое вынуждено принять решение об увеличении стоимости готовой продукции.

Пока цена буханки белого хлеба в Магадане составляет 25 рублей 50 копеек, после повышения её стоимость может увеличиться ориентировочно до двух рублей. В настоящее время обоснованность повышения цены проверяет антимонопольная служба.

Что касается цены на хлебобулочные изделия на второе полугодие, то производители продукции не берутся прогнозировать ситуацию. Если тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ зафиксированы на год и повышаться не будут, то по какой цене в область поступит следующая партия муки пока неизвестно.

Руководитель областного комитета сельского хозяйства и продовольствия Вера Дында сообщила, что в регион уже поступили предложения о заключении договоров на поставку муки и комбикормов на второе полугодие, все их рассмотрят и выберут лучший для территории вариант. Вера Дында отметила, что в регионе не возникнет ситуации подобной той, которая сложилась в ряде субъектов Дальневосточного федерального округа, где стоимость килограмма хлеба иногда превышает 70 рублей. Кстати, цена хлеба в Магадане ниже цены на хлеб в Москве и Санкт-Петербурге.

Замгубернатора Николай Карпенко обратил внимание участников совещания, что администрация области принимает все необходимые меры по сохранению стабильной ситуации на рынке производства хлеба в регионе. "Хлебокомбинат включен в областную программу поддержки предприятий малого бизнеса. В прошлом году администрация помогла ему с расчетом по кредиту - оплатила 2/3 ставки рефинансирования банка, - сказал первый заместитель губернатора. - В этом году мы предлагаем комбинату также участвовать в программе. Мы понимаем, что заводу 25 лет, что цеха нуждаются в модернизации, реконструкции, что производство нужно расширять. Поэтому, администрация области рассмотрит возможность предоставления кредита предприятию на дальнейшее развитие из средств Особой экономической зоны. Мы уверены, что ситуации на территории с ценообразованием на один из основных продуктов питания будет стабильной, администрация области примет непосредственное участие в решении этого вопроса и ставит его на особый контроль".

Рынок труда

Магаданская область сокращает квоту на привлечение иностранной рабочей силы. Квоты на привлечение наёмных рабочих в Магаданскую область из-за рубежа в 2009 году уменьшены на 21,6% в с 4437 до 3478 человек. Квоты на иностранных работников из ближнего зарубежья сокращены до 2616 человек, их дальнего зарубежья - до 862 человек.

Как отметил первый заместитель губернатора Николай Карпенко, при уменьшении квот старались учитывать интересы предприятий-недропользователей, чтобы обеспечить специалистами ведущую отрасль экономики области. Также сокращение квот, в первую очередь, пройдет за счёт работодателей, допускающих нарушения миграционного законодательства при использовании иностранной рабочей силы.

По словам начальника управления государственной службы занятости населения администрации области Натальи Твердохлебовой, несмотря на то, что общая для региона квота сокращается, с начала года ещё пять предприятий подали заявки на привлечение иностранной рабочей силы. По её словам, их заявки будут отклонены, а руководству предприятий рекомендовано обратиться в службу занятости, чтобы найти работников среди жителей Магаданской области или граждан Российской Федерации из других регионов.