ВЦИОМ: В кризис влюбленных стало меньше, а семьи - крепче
Адыгея, 12 февраля, 2009, 11:01 — ИА Регнум. Любовь, семью и дом в последние 10 лет россияне считают приоритетными ценностями. Об этом сообщила руководитель Управления социальных исследований
Большинство россиян стабильно верит, что миром правят деньги (39%), сообщила Пахомова. Чаще остальных такое мнение выражают россияне, состоящие в гражданском браке (49%). В то, что миром правит любовь, верят 15% россиян - по сравнению с 2007 годом доля таких респондентов выросла с 11%. Наиболее склонны высказывать такое мнение и женатые, и неженатые респонденты (по 15%), а респонденты, состоящие в гражданском браке, думают так реже (9%). Возросло количество россиян, уверенных, что миром управляет высшая сила (с 10% до 18%). Еще 16% полагают, что это разум (в 2007 году - 12%). Реже всего россияне считают, что миром правит случай (3%) или грубая сила (2%).
Более половины россиян (59%) верят в любовь с первого взгляда. Такое мнение практически в равной степени склонны высказывать и мужчины, и женщины (58% и 60%), и женатые, и не женатые (60% и 59%). Чем моложе респонденты, тем чаще они отмечают, что верят в любовь с первого взгляда: с 55% среди россиян старше 45 лет до 65% среди тех, кто моложе 34 лет. Противоположное мнение наиболее склонны высказывать мужчины (31%), респонденты, состоящие в гражданском браке (45%) и 45-59 летние (37%). Представитель ВЦИОМ отметила, что жители мегаполисов больше других верят в любовь с первого взгляда, что, возможно, связано с более динамичным образом жизни. Однако эта же динамичность является основанием для того, чтобы не создавать семью на основе первой любви.
Чаще всего россияне отмечают, что впервые влюбились в возрасте 13-16 лет (38%). Каждый пятый сообщает (21%), что первая любовь случилась в 17-19 лет - чаще в таком возрасте влюбляются женщины (24%). 10% россиян сообщают, что впервые испытали влюбленность в возрасте 20 лет и старше - это довольно поздно для первой влюбленности, прокомментировала Пахомова. Это говорит о коммуникативных барьерах и приоритетах в сторону материальных ценностей. 9% опрошенных ответили, что влюбились впервые в возрасте 7-12 лет. Реже всего (3%) наши сограждане отмечают, что первая любовь постигла их в дошкольном возрасте (до 7 лет).
Почти каждый четвертый россиянин (23%) вступил в брак с "первой любовью". Доля таких респондентов возрастает от 7% среди 18-24 летних до 34% среди опрошенных в возрасте от 60 лет и старше. Более половины россиян (59%) сообщают, что женились или вышли замуж за другого человека - чаще это женщины (61%) и 35-44-летние (71%). 17% граждан сообщают, что еще не женаты - доля таких респондентов выше среди мужчин (21%) и 18-24 летних (70%). Это еще раз подтверждает тенденцию россиян все более позднего вступления в брак, отметила представитель ВЦИОМа.
Почти каждый четвертый россиянин (23%) ходит на свидания, а более двух третей граждан России (77%) не делают этого. Мужчины более склонны сообщать, что встречаются с представителями противоположного пола, чем женщины (25% против 20%). Женщины, напротив, чаще отмечают, что на свидания не ходят (79% против 74%). При этом, неженатые респонденты наиболее склонны говорить, что ходят на свидания (44%), а те, кто состоят в гражданском браке, вдвое чаще сообщают об этом, чем те, кто женаты (22% против 10%). На свидания закономерно чаще ходит молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, отметила Пахомова.
Место и частоту свиданий определяет материальное положение. Чаще на свидания ходят те россияне, которые оценивают свое материальное положение как хорошее и очень хорошее, отметила представитель ВЦИОМа. Чаще всего свидания проходят в кафе (40%). Каждый пятый встречается в кино (20%), 19% - дома, 18% - на улице. 9% сообщают, что устраивают свидания в парке, 8% - в клубе. 6% россиян встречаются со своей второй половиной на природе, по 5% - в гостях, в ресторане. У 4% наших сограждан свидания проходят в баре, у 3% - в театре или музее, у 2% - в машине.
Наиболее романтично настроенные россияне проживают в Уральском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, сообщила директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения Ольга Каменчук. В этих регионах люди чаще других ходят на свидания и считают, что миром правит любовь. А наиболее меркантильны - жители Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. Среди жителей эти регионов высока доля тех, кто считает, что миром правят деньги.
Пахомова также сообщила, что кризис не отразился на показателях рождаемости. "Кризис должен быть очень долгим по времени, чтобы изменилось намерение рожать или не рожать", - сказала она.
Результаты опроса показали, что кризис способствует укреплению семей россиян. Россияне стали ценить тыл, так как семья позволяет отгородиться от внешних проблем. Карьера, дорогие машины и модные вещи отошли на второй план. Кроме того, по мнению Каменчук, теряют актуальность "связи на стороне", поскольку становятся не по карману россиянам. Хотя в целом, Каменчук отметила, что пока кризис еще не привел россиян к резкому пересмотру своего образа жизни. Такие перемены ожидаются позже.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 февраля 2009 года. Было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.