Американский политолог: Вашингтон не знает, как можно изменить политику США на российском направлении
Внешнеполитический курс новой американской администрации - это вопрос, который на сегодняшний день является одним из самых актуальных для всей системы международных отношений. В комментарии ИА REGNUM американский политолог, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США
Перестройка внешней политики США в отношении России произойдёт не раньше, чем закончится работа по анализу и формированию новой - послебушевской и посленеоконовской - внешнеполитической доктрины США. Её ещё нет, поэтому наивно ожидать, что будут меняться какие-либо конкретные элементы в отношении конкретных стран. Американцы будут приводить свою внешнюю политику в систему, поэтому должно пройти какое-то время прежде, чем произойдёт переоценка внешнеполитической доктрины, на основе которой будут изменяться уже конкретные направления - в том числе, и российское.
Однако о некоторых фундаментальных вещах можно говорить уже сегодня: они были озвучены в речи
Второе. Россия в экономическом плане не представляет интереса для США, поскольку как экономический партнёр в условиях кризиса она слишком незначительно влияет на состояние американского внутреннего рынка. С Россией связано меньше 1% американского товарооборота, а поскольку
Третье, и самое интересное, заключается в том, что Обама хочет вернуться к проблеме нераспространения ядерного оружия, и восстановить контроль над этой проблемой, который за последние 5-7 лет был утерян полностью. Это большое изменение по сравнению с политикой, которую проводила администрация Буша. Мы живём в эпоху распространения ядерного оружия, что создаёт, по мнению американцев, колоссальную угрозу национальной безопасности США. Ядерное оружие дёшево и легкодоступно, и это вызывает у Америки очень большие опасения, поскольку все войны, которые США вели в последнее десятилетие, носили партизанский характер. И если партизаны усилятся ещё и ядерным оружием, то это будет совсем нехорошо для безопасности Америки и её интересов по всему миру. Обама считает данную проблему крайне важной, он неоднократно говорил об этом. И главным партнёром США здесь является Россия.
Буш относился к этому, мягко говоря, прохладно. К примеру, была абсолютно неясна его позиция по поводу создания нового договора о стратегических наступательных вооружениях. В Москве очень сильное раздражение вызвал выход США из договора по ПРО. А для Обамы данная сфера является большим приоритетом. Поэтому Россия в этом вопросе неожиданно выступает партнёром США, так как все понимают, что без неё эту проблему не то, что не решить - даже обсуждать не стоит. Если Россия и США не будут действовать вместе в качестве серьёзных стратегических партнёров в этой области, то о контроле над ядерным оружием говорить не приходится. Россия предстаёт главным союзником США, и это действительно большое изменение по сравнению с тем, что было при Буше. Обама в данном случае выражает волю, интересы и идеи, которые действительно захватили большую часть американского истеблишмента: сокращение ядерного оружия и подписание нового договора с Россией. Кстати, до позавчерашней пресс-конференции Обамы позиция новой администрации по поводу этого договора понятна не была. Теперь американский президент сказал, что мы хотим заключить с Россией новый полномасштабный договор, начинающийся в декабре этого года. В элите ходят серьёзные разговоры о global zero - идее полного отказа от ядерного оружия как такового в перспективе 20-25 лет по примеру того, что происходило с химическим и биологическим оружием. И позиция России здесь тоже принципиально важна, так как нельзя разговаривать с ядерными странами, когда два государства обладают таким огромным количеством боеголовок, как сегодня. У них нет никакого морального права требовать от других каких бы то ни было ограничений - они должны начать с ограничения самих себя, а то и с движения в сторону безъядерного мира.
Без глубокого и доверительного сотрудничества России и США в этом вопросе сделать будет ничего нельзя. Здесь Россия является ключевой страной, и это серьёзное изменением американской политики. Отсюда уже можно делать выводы по поводу того, как Вашингтон будет относиться к ПРО, к расширению
То же самое касается и обычных вооружений, потому что при сокращении ядерного арсенала Россия, безусловно, попадает в уязвимую ситуацию. В области обычных вооружений она фундаментально отстаёт от США и стран НАТО, и ей нужно найти варианты компенсации. Ядерное оружие сегодня компенсирует это своей мощью, но при отказе от него Россия оказывается в положении, когда её обычные вооружения ни по объёму, ни по качеству не идут ни в какое сравнение с тем, что есть у многих стран, её окружающих. Здесь существует много поводов для бесед с США. И все эти разговоры важны потому, что это, во-первых, интересует Обаму и его администрацию очень сильно, и, во-вторых, в рамках этих разговоров можно решить главную проблему российско-американских отношений - проблему недоверия. В политических и военных элитах превалирует неверие в добрые намерения друг друга, и эту проблему никак не решить, пока не будет найдена область, в которой можно начать восстанавливать доверие. С этой точки зрения предложения администрации США радикально меняют ситуацию в российско-американских отношениях. Доверие можно попробовать вернуть. Если Москва не пойдёт на дискуссии, на обсуждения и на попытки найти компромисс, и будет упорствовать в позициях, которые она сформулировала некоторое время назад, то вина здесь будет лежать однозначно на России.
Что касается постсоветского пространства, то, безусловно, американская политика здесь будет меняться, но до определённого предела. Пределом будет принципиальная позиция американской дипломатии, согласно которой Америка не признаёт ни за кем права на зоны влияния. Другая принципиальная позиция заключается в том, что у Москвы нет монополии на принятие решений на постсоветском пространстве. Там существуют независимые государства, у которых есть полное право делать тот выбор, который они хотят сделать. Они могут идти в НАТО, сближаться с США, Китаем, Турцией, восстанавливать союзнические отношения с Москвой или делать всё это одновременно. Но Москва никоим образом не имеет большего права на их выбор, чем другие потенциальные партнёры в мире, как бы далеко от Евразии они не находились.
При этом сама Америка не хочет иметь в этом регионе монополию. Она её и не потянет, монополии США в Евразии не будет. Но Америка будет делать всё для того, чтобы не допустить здесь чьей-либо другой монополии, будь то Россия, Китай или
С одной стороны, на фоне не очень заметных изменений в позициях и взглядах на российскую политику в Вашингтоне, происходит фундаментальный процесс переоценки очень многих вещей. Но окончательно об этом можно будет говорить после того, как сформируются общие подходы к видению американской внешней политики, когда Америка отойдёт от попыток доминирования, которые демонстрировал Буш, к попыткам стать лидером мира, как это было при