"Война может вспыхнуть в любое время": Нагорный Карабах за неделю
Перестрелки
По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения вооруженных сил Армении 26 января с 09:10 до 09:25 с позиций близ села Джоджугмарджанлы Джабраильского района Азербайджана подвергли обстрелу места дислокаций азербайджанских войск. С 11:15 до 11:30 и с 23:20 до 23:39 с безымянных высот на территории Физулинского района, 27 января с 02:35 до 03:50 с перерывами с позиций близ сел Сарыджалы и Шурабад Агдамского района был открыт огонь по местам дислокаций азербайджанских ВС. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны Азербайджана. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.
Day.Az сообщает, что 30 и 31 января армянская сторона с позиций, расположенных вблизи села Юсифджанлы и Сарыджалы Агдамского района, села Гервенд Физулинского района, села Куропаткино Ходжавендского района, а также около деревни Сейсулан Тертерского района и безымянных высот Геранбойского района обстреляла расположенные напротив позиции азербайджанской армии. "Огонь велся из автоматов и пулеметов. Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".
В свою очередь пресс-служба
По сообщению "525-й газеты", армянская сторона 1 февраля подвергла обстрелу места дисклокаций ВС Азербайджана села Горадиз Физулинского района. В тот же день, пишет газета, были обстреляны позиции азербайджанских войск вблизи села Куропаткино Ходжавендского района, села Тапгарагойунлу Геранбойского района. Потерь нет.
В ночь с 1-го на 2-е февраля и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана по вине азербайджанской стороны вновь имели место случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, об этом говорится в сообщении пресс-службы министерства обороны НКР. В частности, отмечается, что противник обстрелял из различных типов мелкокалиберного стрелкового оружия, в том числе из "Черной стрелы", позиции Армии обороны НКР в южном (Горадизском), восточном (Куропаткинском), северо-восточном (Талишском) и северном (Гюлистанском) направлениях. После адекватных действий карабахских постовиков противник прекратил огонь. Осуществлявшие боевое дежурство подразделения Армии обороны НКР не понесли потерь.
По сообщению 1news.az, 2 и 3 февраля армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана "сразу в нескольких направлениях фронта". 2 февраля позиции Национальной армии обстреливались с безымянных высот Физулинского района, со стороны села Сейсулан Тертерского района и близ села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. 3 февраля огонь был открыт со стороны села Сарыджалы Агдамского района и безымянных высот Физулинского района. "Ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".
В свою очередь карабахская сторона обвинила Азербайджан в нарушении режима прекращения огня. В ночь со 2 на 3 февраля и в течение дня противник нарушил режим прекращения огня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, передает Armenia Today сообщение пресс-службы Министерства обороны НКР. "Со стороны передовых позиций азербайджанской армии из мелкокалиберного оружия были обстреляны карабахские позиции на Гадрутском, Аскеранском и Мартакертском оборонительных участках. После ответных шагов подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь. В результате нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня карабахские военнослужащие потерь не понесли", говорится в сообщении.
Согласно сообщению пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха, несмотря на то, что по сравнению с предыдущими днями на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана оперативная ситуация была относительно спокойной, тем не менее, в ночь с 3 на 4 февраля азербайджанская сторона нарушила короткими очередями из стрелкового оружия режим прекращения огня на южном, юго-восточном и восточном направлениях. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МО НКР, "после адекватных действий военнослужащих Армии обороны НКР огонь с азербайджанской стороны был прекращен - потерь нет".
Мониторинг
Мониторинг, проведенный 27 января согласно мандату личного представителя действующего председателя
Переговорный процесс
28 января в Цюрихе состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана
После встречи в Цюрихе президентов Азербайджана
Мы надеемся, что в ближайшем будущем стороны, для урегулирования конфликта мирным путем, придут к общему мнению по вопросам, по которым имеются разногласия. Как передает Day.Az со ссылкой на радио "
Касаясь темы цюрихской встречи
Бакинская газета "Эхо" также пришла к выводу, что в Цюрихе "скорее всего, ничего особенного не произошло и в этот раз". Иначе пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим не заявил бы журналистам в тот же день следующее: "Нагорно-карабахский конфликт может быть решен только на основе уважения международного права и соблюдения территориальной целостности Азербайджана. Это наша однозначная позиция, и мы не собираемся ее менять. Армянская сторона должна понять, что любые другие варианты решения нагорно-карабахского конфликта, не соблюдающие территориальную целостность Азербайджана, не направлены на мирное решение проблемы". Можно предположить, пишет газета, что, скорее всего, президенты согласовывали между собой содержание своих дальнейших публичных заявлений. "Ведь ранее
Встреча в Цюрихе не привела к подвижкам в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, что и следовало ожидать. Так что особо комментировать нечего. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян. "Я не думаю, что какой-то прорыв возможен в 2009 году до тех пор, пока не будет окончательного признания НКР и не начнутся прямые переговоры между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, как признанными и равноправными сторонами. Это азбука любого переговорного процесса. Те предложения, которые исходят от азербайджанской стороны, по очевидным и понятным причинам, неприемлемы для народа Нагорного Карабаха. Их неконструктивность все более очевидна и для зарубежных экспертов и дипломатов, что, в очередной раз, продемонстрировала прошедшая на днях в Москве международная конференция "Конфликты на Южном Кавказе: проблемы безопасности личности". Позиция НКР нашла понимание на конференции", подчеркнул Заргарян.
"Самым существенным итогом встречи была сама встреча. Как оказалось, прав был на этот раз сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, который не ожидал от цюрихской встречи каких-либо результатов". ("Капитал", Ереван).
Возглавляющий недавно созданный в Нагорном Карабахе Общественный совет по вопросам внешней политики и безопасности
"Главным результатом встречи президентов Армении и Азербайджана в Цюрихе можно назвать подтверждение приверженности поиску урегулирования конфликта мирными средствами. Это было одним из главных пунктов и достижений подписанной ранее Майндорфской декларации, которая, тем не менее, была поставлена под сомнение рядом воинственных заявлений подписавшего ее
Итак, осталась позади еще одна - первая в новом 2009 году - встреча президентов и глав МИД Армении и Азербайджана по вопросу нагорно-карабахского урегулирования, состоявшаяся 28 января в Цюрихе Основной вопрос, который, пожалуй, интересует общества конфликтующих сторон - удалось ли добиться хоть какого-то продвижения в процессе переговоров? Как отмечает ИА "Де-Факто", большинство экспертов и политологов особых надежд на швейцарскую встречу
Без участия Арцаха в качестве полноправной стороны переговорного процесса урегулировать азербайджано-карабахского конфликта невозможно. Об этом заявил президент Нагорно-Карабахской Республики
Процесс урегулирования
Карабахский конфликт должен быть решен на основе резолюций
Позиция Армении по урегулированию карабахской проблемы остается четкой и однозначной - следует добиваться международного признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Об этом на состоявшейся в Цюрихе встрече с представителями армянской общины Швейцарии заявил президент Армении
На вопросы Trend News отвечает директор Европейских программ Международной Кризисной Группы (CrisisGroup)
Возможно ли разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в 2009 году?
Ключом к урегулированию конфликта являются лидеры и народы Азербайджана и Армении. Это, в первую очередь, азербайджанцы и армяне, в том числе из Нагорного Карабаха, которым необходимо найти взаимоприемлемое компромиссное решение. Это решение должно быть достигнуто путем мирных переговоров, а также учитывая права человека и основополагающие интересы всех заинтересованных сторон в конфликте, для обеспечения стабильного, устойчивого и справедливого мира. Внешние игроки, будь то Минская группа ОБСЕ, или отдельные государства, могут играть лишь второстепенную роль в формировании динамики конфликта и помощи сторонам прийти к миру. Мы не можем полностью исключить возможность подписания мирного соглашения в 2009 году. Однако даже если Армения и Азербайджан подпишут мирное соглашение, то потребуются годы, чтобы укрепить доверие между азербайджанцами и армянами, которые должны научиться мирно сосуществовать в Нагорном Карабахе и в других местах. Таким образом, решение нагорно-карабахского конфликта - долгосрочный процесс. Мы не можем исключать возможности значительного прогресса на пути к миру в 2009 году. И Армения, и Азербайджан продолжают переговоры при содействии Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских принципов. Августовский кризис в Грузии увеличил важность для международного сообщества в скорейшем урегулировании конфликтов на Южном Кавказе. Несмотря на то, что Московская декларация, подписанная в ноябре азербайджанским, армянским и российским президентами, преимущественно воспринимается, как попытка России улучшить свой международный имидж после войны в Грузии. Однако она стала важным событием, так как это первый документ, подписанный между Арменией и Азербайджаном с 1994 года, призывающий к политическому урегулированию конфликта. Турция также расширяет свои региональные усилия на Кавказе. Нормализации армяно-турецких отношений положительно повлияет на нагорно-карабахский мирный процесс. Таким образом, учитывая последние достижения, есть некоторые основания для осторожного оптимизма. Однако, как я уже сказала, решение таких сложных проблем, как нагорно-карабахский конфликт - долгосрочный процесс, и окончательное разрешение займет не менее десяти лет. Для начала этого процесса крайне важно, чтобы руководители всех сторон постарались создать среди своего населения правильное понимание Мадридских принципов и поощряли меры укрепления доверия между обществами двух стран.
Возможно ли, на Ваш взгляд, возобновление военных действий?
Война может вспыхнуть в любое время до тех пор, пока конфликт не урегулирован, и две армии сталкиваются в окопах. Августовская война в Грузии показала, насколько хрупким является статус-кво в регионе. Но у нее был и эффект сдерживания в том смысле, что она показала, какие катастрофические последствия может повлечь возобновление боевых действий. Это возлагает особую ответственность на плечи лидеров Азербайджана и Армении не допустить аналогичного сценария в Нагорном Карабахе, который представляет собой еще большую проблему в обеспечении региональной и европейской безопасности, чем война в Грузии в августе 2008 года. Лидеры Азербайджана и Армении должны выиграть от усиливающегося внимания со стороны международного сообщества к Южному Кавказу и использовать их помощь для достижения мирного урегулирования.
Как Вы думаете, какие же принципы в проекте рамочного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта остались несогласованными?
Предложения Минской группы, официально представленные министрам иностранных дел Армении и Азербайджана на Мадридском саммите ОБСЕ в ноябре 2007 года, являются основой сегодняшних переговоров. Эти предложения, известные также как "базовые принципы" - результат ряда встреч глав МИД Армении и Азербайджана с 2004 года в Праге, названный "пражским процессом". Эти предложения известны, и ранее были разработаны в соответствующих докладах Кризисной группы "План мира" (2005) и "Рискованная война" (2007). Эти предложения предусматривают определение окончательного статуса Нагорного Карабаха путем всенародного голосования на последнем этапе мирного процесса, после того как будут предприняты все остальные меры доверия, включая отказ от применения силы, постепенный вывод армянских сил с оккупированных территорий, возвращение перемещенных лиц в свои дома и возобновление торговли и связи. У сторон, однако, есть значительные разногласия по вопросу о возвращении Кельбаджарского и Лачинского районов, формы голосования, которое будет определять итоговый статус Нагорного Карабаха, и по вопросу о возвращении азербайджанских переселенных лиц в Нагорный Карабах до того, как пройдет это голосование. Минская группа в настоящее время работает со сторонами конфликта по преодолению оставшихся разногласий, целью чего является подписание азербайджанским и армянским лидерами "базовых принципов". Кризисная группа считает, что продолжающиеся переговоры на основе Мадридских предложений, - наилучшие рамки для мирного урегулирования конфликта. В Азербайджане широко распространены ошибочные представления и шаблонный тип мышления по поводу этих предложений, как будто они представляют собой скрытый заговор с целью узаконить отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана. Аналогичные опасения существуют и в Армении. Крайне важно, чтобы руководители Азербайджана и Армении информировали и консультировались с обществом своих стран по поводу предложений Минской группы. Повышение гражданской осведомленности и дискуссий с азербайджанскими и армянскими коллегами очень важно для достижения прогресса в мирном процессе.
В СМИ распространилась информация по передаче Армении российского вооружения на сумму около 800 миллионов долларов. Как Вы считаете, не приведут ли такие действия к подрыву мирного процесса?
Я прочитала об этом в азербайджанских СМИ и на данном этапе мне трудно судить об этой проблеме. Российская сторона опровергает это сообщение, а у нас нет независимого подтверждения этой претензии. Однако, если это правда, этот факт, несомненно, подрывает позицию России в качестве председателя Минской группы ОБСЕ и беспристрастного посредника в нагорно-карабахском конфликте. Передача оружия также противоречит резолюции Совета Безопасности ООН 853 (1993), которая настоятельно призывает государства "воздерживаться от поставок любого оружия и боеприпасов, которые могли бы привести к эскалации конфликта или продолжению оккупации территории". Кризисная группа считает, что любые поставки оружия, как в Армению, так и в Азербайджан, до тех пор, пока нагорно-карабахский конфликт не разрешен, служат лишь подрыву мирного процесса, приводят к дальнейшей милитаризации и служат тому, что и без того скудные ресурсы используются не в интересах населения. (Analitika.az).
Необходимости в чужих миротворческих контингентах для решения карабахского конфликта нет. Об этом на пресс-конференции в Ереване, посвященной Дню армянской армии, заявил генерал-майор
Оружейный скандал
Азербайджан направил заявление по поводу информации о передаче российского оружия Армении в Саудовскую Аравию и, через нее, в другие исламские государства. Как сообщает 1news.az, заявление МИД также распространено среди остальных государств Организации исламской конференции (ОИК). В заявлении МИД Азербайджана выражается категорический протест в отношении вооружения страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ одной из сторон карабахского конфликта. Мы получили ответ российской стороны по поводу информации о безвозмездной передаче Россией Армении вооружения на 800 млн долларов. Как передает Day.Az, об этом в беседе с журналистами сообщил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Эта информация находится в центре нашего внимания. Нас к этому вынуждает факт безвозмездной передаче в 1996 году Россией Армении вооружения на сумму миллиарда долларов", сказал он.
Ответ Министерства иностранных дел России на ноту Азербайджана касается только списка оружия, представленного азербайджанской стороной. Об этом, передает бакинская "525-я газета", заявил посол России в Азербайджане
Находившись с рабочим визитом в Москве, министр обороны Азербайджана
"Сегодня Баку очень удобно использовать информацию о передаче оружия Армении для того, чтобы выступить за резкое изменение статус-кво в процессе Нагорно-Карабахского урегулирования", пишет завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук
Мы не знаем источник, который выступает под анонимом "американский дипломат" и цитируется азербайджанской прессой. Об этом PanARMENIAN.Net заявили в пресс-службе посольства США в Ереване. "У посольства США в Армении нет информации о том, что Россия передала вооружение Армении. Российское и армянское правительства отрицают эту сделку. Мы уверены, что Армения остается приверженной своим обязательствам по Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ)", подчеркнули в пресс-службе посольства США.
Инициированная Азербайджаном информационная утка по поводу передачи Россией вооружения Армении на Западе возымеет весьма ограниченный практический эффект. Такое мнение высказал руководитель департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян в статье, опубликованной на сайте Politcom.ru. Как отмечает эксперт, все это происходит в условиях, когда официальный Баку сам инициирует региональную гонку вооружений, угрожает своим многомиллиардным военным бюджетом, пытается шантажировать Армению и Карабах "скорым" началом войны. Одним из логичных объяснений, по мнению Минасяна, могут быть факторы, лежащие во внутреннем поле Азербайджана. "Теперь, после многолетних демонстративных и громогласных заявлений высшего азербайджанского руководства о начале в самом ближайшем будущем боевых действий, ему очень трудно объяснить населению своей страны, почему же тогда Азербайджан не начинает наконец-то свою победоносную войну для "освобождения Карабаха". И тут вдруг появляется очень удобная причина для внутриобщественной "легитимизации" невозможности начала Азербайджаном войны в Карабахе: русские вновь дали столько оружия армянам, что мы опять не можем начать войну". Таким образом, с одной стороны, власти Азербайджана нагнетают реваншистские настроения среди населения страны, а с другой - пугают его российско-армянским военным сотрудничеством. С точки зрения Минасяна, Азербайджан пытается использовать очередной повод активизации армяно-российского военного сотрудничества для получения новых пропагандистских дивидендов на Западе. "Однако и тут ситуация также не такая простая. Несмотря на имеющиеся и с каждым разом все более усиливающиеся субъективные (а местами даже иррациональные) антироссийские стереотипы на Западе, союзник России и член
Независимый военный эксперт Азад Исазаде считает, что, в принципе, оружейный скандал между Азербайджаном и Россией удалось замять. "И тут вопрос состоит не в том: удалось доказать факт передачи российского оружия Армении или нет, а в том - насколько этот оружейный скандал актуален для сегодняшнего Азербайджана, нужно ли нам это доказывать. Дело в том, что кому-то необходимо было слить информацию или дезинформацию в прессу и вызвать скандал между Азербайджаном и Россией. Кому это было выгодно, необходимо выяснять
Хроника Степанакерта
Как сообщает официальный сайт МИД Нагорного Карабаха www.nkr.am, 2 февраля министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики
Согласно "Де-факто", новым постоянным представителем Нагорно-Карабахской Республики в Соединенных Штатах Америки назначен Роберт Аветисян. Пять представителей фракции "Демократия" парламента Нагорного Карабаха намерены выйти из фракции. Председатели парламентских комиссий по государственно-правовым вопросам и обороне и безопасности Гарик Григорян и Рудик Мартиросян уже подали заявления о выходе из фракции. По словам депутатов, разногласия во фракции проявились во время обсуждений бюджета на 2009 г., по проекту которого фракция сделала довольно резкое заявление, хотя и проголосовала "за" документ. В 33-местном парламенте "Демократия" обладает 16-ю мандатами. 12 мандатов принадлежат партии "Свободная Родина", один из лидеров которой - Ара Арутюнян - является премьер-министром Нагорного Карабаха. В случае если 5 депутатов покинет фракцию "Демократия", первенство в парламенте перейдет к "Свободной Родине". ("Кавказский узел").
Представительство Нагорно-Карабахской Республики во Франции открыло сайт www.haut-karabagh.com, содержащий как общие сведения о Нагорном Карабахе, так и новости общественно-политической жизни НКР. На новом интернет-ресурсе помещены статьи об истории, экономике, культуре и внешей политике НКР, а также информация о деятельности Представительства НКР во Франции, гуманитарных программах в Нагорном Карабахе и др. Для желающих посетить Нагорный Карабах предусмотрен справочник по туризму. Дважды в месяц сайт представит видеорепортажи и информационный бюллетень о новостях региональной геополитики. Ведутся подготовительные работы по созданию аналогичных сайтов в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в ряде европейских стран. (www.nkr.am).
С 1 марта 2009 года компания "Карабах Телеком" планирует снижение тарифов на услуги сотовой связи в Нагорном Карабахе на 10-30%. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, по словам директора компании "Карабах Телеком" Ральфа Йерикяна, связь имеет жизненное значение, и руководство компании, несмотря на отрицательное влияние мирового финансового кризиса, будет стремиться к тому, чтобы услуги населению оказывались как можно более эффективнее. Вместе с тем директор "Карабах Телекома" отметил, что Азербайджан всячески пытается воспрепятствовать налаживанию компанией партнерских связей с международными операторами. Тем не менее, компания на сегодня имеет роуминговые договоренности в 80 странах мира с порядка 120 операторами.
В Нагорно-Карабахской Республике отметили 17-летие обороны села Каринтак Шушинского района НКР. Как сообщает собкор АрмИнфо в Степанакерте, в мероприятии по этому случаю приняли участие депутаты Национального Собрания НКР, высокопоставленные чиновники, руководители Шушинской райадминистрации, жители села. Открывая мероприятие, руководитель общины Каринтака Мхитар Арушанян отметил, что жители села одолели многократно превосходящего по силам противника благодаря своему духу. В ходе мероприятия было зачитано послание министра обороны Республики Армения