"Нужно освободить Молдавию от русских писателей": Молдавия за неделю
Смерть Виеру: "Сколько можно действовать себе в ущерб только чтобы не раздражать русских?" Выборы-2009: "Парламентские выборы 2009 года - это референдум о доверии одному человеку - Владимиру Воронину". Приднестровье: "Партия "Обновление" меж двух огней". "Болгарский вопрос": "Болгарская община отгородилась от интеграции в молдавское общество русским языком".
Смерть Виеру: "Сколько можно действовать себе в ущерб только чтобы не раздражать русских?"
Сорока дней не прошло со дня трагической гибели поэта
Ну, достаточно того, что Пушкин нужен остальной части человечества, продолжает "Независимая Молдова". Впрочем, дело даже не в этом. Именно в расчете на таких "интеллектуалов" была организована эта провокация. Кто-то очень цинично воспользовался гибелью Григория Виеру, чтобы взбудоражить общественность и дестабилизировать обстановку в столице накануне парламентских выборов. Есть глубокие подозрения, что этот "кто-то" либо относится, либо сочувствует местным доморощенным либеральным кругам. Во всяком случае, именно в этой среде дикая инициатива находит поддержку и сочувствие. "Пушкин - великий поэт для России, а также для всемирной литературы, но у Румынии есть свои национальные поэты - Эминеску, Виеру. Поэтому, конечно, во втором румынском государстве одна из самых важных и центральных улиц должна быть улицей Виеру. Улица же Пушкина в центре Кишинева не соответствует румынской сущности нашего государства", - заявила в интервью агентству REGNUM лидер Национально-либеральной партии, депутат парламента
Оставим это высказывание без комментариев; "каждый пишет, как он дышит", пишет "Независимая Молдова". Хочется просто сказать, что депутату парламента, может, не стоит демонстрировать так явно свою необразованность. Достаточно просто открыть учебник литературы для средней школы, чтобы уточнить, кто, когда и на какие деньги поставил в молдавской столице памятник русскому поэту. И тогда станет ясно, что это было задолго до "коммунистического режима", еще в 1885 году. И деньги на памятник были выделены не из госбюджета. Их собрали с шапкой по кругу сами горожане, как сделали это потом, уже в начале XX века для создания монумента молдавского господаря Штефана чел Маре. Сведения о том, что тогдашние политики ставили кому-то палки в колеса, не сохранились.
А чем заслужил подобное отношение соотечественников поэт Григорий Виеру? - продолжает "Независимая Молдова". Прикрываясь, словно щитом, эпитетом "великий" политиканствующие румынофилы и его делают пешкой в своих руках, нисколько не смущаясь ни тем, что тело его еще не остыло, ни тем, что живы его родственники, друзья и многочисленные искренние почитатели его таланта. Так и хочется сказать: побойтесь Бога. Только некому: там, где замешана местная политика, духовности быть не может в принципе.
К счастью, нормальных и понимающих людей больше, пишет "Независимая Молдова". Родственники Григория Виеру уже высказались против переименования улицы Пушкина. Против выступает и большинство муниципальных советников. Будем надеяться, что здравый смысл победит. А вообще-то искусство - понятие наднациональное. И не исключено, что где-то сейчас над нами Григорий Виеру пожимает руку
Детский поэт Григорий Виеру был не чужд изъявлениям своей гражданской позиции, пишет "Пульс". Мы знаем и об его отношении к власти. И в советский период, и в начале 90-х, и после прихода к власти коммунистов. Временами поэт был бескомпромиссен. Но нет никаких сомнений, что он поразился бы той чудовищной, противоестественной националистической вакханалии, которая разразилась после его смерти.
С незапамятных времен те, кто стремится к власти, подчиняли своей воле науки и искусства, продолжает "Пульс". Лучшие учёные, философы и люди творчества часто становились золушками в хозяйстве политиков, извращённых жаждой власти. Правда, обычно интеллигенцию использовали при жизни. Бросать на амбразуру тело усопшего - особая извращённость. Эта черта уже проявлялась в молдавском национализме.
Сегодня молдавским националистам уже мало выступлений на тему оккупации советским режимом Бессарабии и оправдательных речей в защиту преступлений нацизма, пишет "Пульс". В бой идут мертвецы. "Румына" Виеру кидают на "коммуниста" Пушкина, заставляя их кривляться в противоестественной законам природы фантасмагории. Эта особенность отсылает нас к временам Нерона и Мессалины: когда обычные пороки уже не распаляли, было актуально надругательство над основами морали. Таким же приемом пользуются некоторые современные западные "художники", которые, прикрываясь принципом защиты меньшинства, в стиле техногенного хоррора изображают совокупление детей с животными или насилие Христа над девочками возраста полового созревания. Такой политический сатанизм приковывает к себе взоры потрясённой общественности. Как говорил да Винчи, уродливое притягивает взгляд с такой же силой, как и прекрасное. В погоне за вниманием к смерти поэта приурочили аналогичное по сути насилие над основами общественной морали и безопасности. Очевидно, что у них нет никаких идей. Они рассчитывают исключительно на особый, страшный род эпатажа. Раз мы позволяем существовать таким явлениям, значит, в нас самих уже слишком много мертвечины, подводит итог издание.
На прошлой неделе в интернете был организован опрос на тему переименования кишиневской улицы Пушкина в улицу Виеру, пишут "Молдавские ведомости". Собрано уже порядка 7 тысяч голосов - капля в море, учитывая численность населения города. Однако, как говорится, "за державу обидно"! Идею назвать именем Виеру одну из центральных улиц Кишинева первым высказал композитор
Итак, чем же не угодил про-румынам Пушкин? - продолжают "Молдавские ведомости". Вестимо чем: он - русский поэт, а все русское они ненавидят с той поры, как им разрешили высказывать свое фанатичное и некомпетентное мнение. О Виеру, как о литераторе и деятеле культуры пусть каждый судит по-своему, но его роль для республики может оценить до конца только история, потомки. Но никак не фанатично настроенные современники, мыслящие настолько узко, что нет никакого желания вступать с ними в полемику.
Поэтому оградим себя от сравнивания Пушкина и Виеру и их роли для Молдавии и для мира, пишут "Молдавские ведомости". Остановимся лишь на том, что Пушкин, волею судьбы заброшенный в Бессарабию, эту ойкумену Российской империи, за три года своего пребывания сумел побороть хандру пиита, оторванного от столицы и со свойственной молодому человеку любознательностью начал вникать в быт, традиции и чаяния молдавского народа. Пушкин стал первым не-молдаванином, кто по-настоящему открыл Молдавию для остального культурного мира, подводит итог издание.
Брутальная злоба не может породить ничего разумного и тем более морального, пишет "Коммерсант Plus". Недавняя трагическая гибель Григория Виеру стала поводом для очередных подлых провокаций, притом вдвойне подлых. Среди публичных и теневых политиков Молдавии есть немало тех, которые, что бы ни произошло, хоть землетрясение в Андах, найдут "руку Москвы" или вину России, неважно, речь идет о прошлом, настоящем или будущем. И не упустят возможность сделать гадость России и русским. Но до чего же глупо у них опять вышло! Еще не остыл прах усопшего, как появились высказывания о том, что надо переименовать улицу Пушкина в улицу Григория Виеру. В понедельник выявилась попытка в этом направлении: на упомянутой улице были расклеены листки с набранной на компьютере надписью "Str. G. Vieru". Оказалось также, что уже есть интернет-сайты, собирающие подписи под этим варварским требованием.
Конечно, у Григория Виеру масса поклонников, продолжает "Коммерсант Plus". Но немало и тех, кто питает совсем иные чувства. "De mortius aut bene, aut nihil" - говорили по таким случаям в древнем Риме: "О мертвых или хорошо, или ничего". Местные потомки римлян (таковыми они, по крайней мере, себя мнят) ничего не знают об этом принципе. Но нашлись и сознательные провокаторы: они делали всё, чтобы сей принцип был нарушен и умножилось общественное зло. Их расчет был верным.
По сути говоря, в Республике Молдова нет ни малейших оснований не то что объявлять Григория Виеру своим классиком, но и считать его национальным поэтом, пишет "Коммерсант Plus". И как только в Кишиневе начались неадекватно экзальтированные государственные почести усопшему, возникли естественные вопросы. В интервью корреспонденту ИА REGNUM историк, зав. кафедрой Приднестровского госуниверситета
Вот так нам не дали промолчать о мертвом, как приличествовало, продолжает "Коммерсант Plus". Но это не наша вина. В результате же все наскоки пигмеев на гиганта русской и мировой литературы обернулись против пигмеев и их - вполне им соответствующего - кумира. Того ли они добивались? - задается вопросом издание.
Уже вторую неделю в Кишиневе не стихают споры и разговоры о том, что кем-то где-то якобы выдвинута инициатива о переименовании улицы Пушкина, под которую уже собираются подписи, а в интернете даже размещены копии этих самых "подписных листов", пишет интернет-издание Ava.md. Эта скандальная тема, зримо и ощутимо всколыхнувшая общество, очень активно и на все лады обсуждается не только в молдавских электронных и печатных СМИ, но и привлекла к себе внимание зарубежных информационных агентств. Её активно комментируют политики, общественные деятели, мастера искусств и рядовые граждане. По ней уже весьма жёстко высказался молдавский "политик номер один".
Вместе с тем, как это ни странно, до сих мы так и не увидели и не услышали ни одного официального заявления со стороны конкретных политиков, общественных деятелей, известных и малоизвестных организаций, которые публично потребовали бы переименовать улицу Пушкина, назвав её именем другого поэта, продолжает Ava.md. В связи с этим, нельзя избавиться от стойкого подозрения в том, что вся эта неприглядная история с "переименованием улицы Пушкина", внёсшая смуту и раздоры в общество, была задумана и осуществлена как некая "спецоперация" вполне определенными политическими силами, преследующими накануне вскоре предстоящих парламентских выборов свои узкокорыстные и далеко идущие интересы.
Есть два варианта предположений относительно того, кто же конкретно может за всем этим стоять, пишет Ava.md. Во-первых, это могут быть те политические силы, которые хотят взорвать межнациональный мир и согласие в нашей стране для того, чтобы половчее ловить электоральную "рыбку" в мутной воде нового общественного противостояния. Во-вторых, это может быть команда, которая хотела создать информационный повод для того, чтобы в очередной раз пропиарить на этом скользком деле "уникальные способности" вносить умиротворение в общество "политика номер один".
Как бы там ни было, но и при первом, и при втором варианте в одинаковой степени дестабилизируется политическая ситуация не только в столице, но и в стране в целом, растёт межнациональная напряженность, возникает опасность появления конфликтов на национальной почве, продолжает Ava.md. В этой связи, очень хотелось бы надеяться, что правоохранительные органы Республики Молдова, естественно, в свободное от защиты от очередных "киллеров"
То, что мы, молдаване очень быстро загораемся, а потом быстро затухаем - дело известное, пишет Timpul. В особенности это стало понятно на протяжении последних двух десятилетий. Есть основания опасаться, что также будет и с увековечиванием памяти Григория Виеру и оцениванием всего его культурного наследия. Вот почему должна быть сформирована специальная комиссия из представителей творческих союзов и министерства культуры, которая, совместно с членами семьи погибшего Виеру займётся изучением всех предложений по увековечиванию памяти поэта и реализацией лучших из них на практике. Можно было бы обязать эту комиссию представить свои предложения перед народом к январю 2010 года, когда мы будем отмечать годовщину трагедии. Только так, закладывая кирпичик за кирпичиком, мы сможем воздвигнуть духовный памятник Поэта. Иначе может получиться, что из множества поспешных предложений, сделанных после смерти Виеру мы выберем всего лишь переименование одной из кишинёвских улиц в его честь.
Но, как мы уже видим, даже этот вариант вызывает много споров, продолжает Timpul. Евгений Дога, поддержанный потом и мэром кишинёвской столицы, предложил, что имя Поэта могла бы носить нынешняя улица Пушкина (композитор Евгений Дога выступил с идеей переименования в честь Григория Виеру одной из центральных улиц, но не заявлял, что это должна быть улица Пушкина. Мэр Кишинева
Кто-то может возразить на это, что, мол, в этом случае смерть Виеру будет использоваться с целью помочь нам избавиться от Пушкина в центре Кишинёва, пишет Timpul. Другие опасаются и не хотят раздражать власти страны и русских. И сколько можно действовать себе в ущерб только чтобы не раздражать русских? Но я всё же думаю, что русские поймут такое действие, и даже будут уважать это решение. Нынешняя улица Пушкина расположена между улицами Матеевича, Букурешть, 31 августа 1989, бульвара Штефана чел Маре и доходит до бульвара Ренаштерий. Вокруг неё расположены улицы Эминеску и Вероники Микле. На улице Пушкина расположен Дом печати, где Виеру работал. Недалеко находится здание Союза писателей, где Виеру начал свою творческую деятельность. В том же районе находится и Национальный дворец. Думаю, что вариант с улицей Пушкина будет самым честным и справедливым по отношению к памяти Поэта. Кто примет решение? Семья? Муниципальный совет? Союз писателей или, может быть, бывший аккордеонист а ныне один из идеологов коммунистов -
Справка ИА REGNUM: Григорий Виеру родился в 1935 году в селе Перерыта Бричанского района Молдавии. В 1978 году поэт стал лауреатом Государственной премии Молдавской ССР за сборник стихов. Начиная с конца 80-х годов, занимался политической деятельностью, будучи одним из активных участников румыноунионистского националистического движения в Молдавии. В 1989 году избран народным депутатом МССР. Наряду с другими представителями местной прорумынской интеллигенции принимал участие в многочисленных унионистских, националистических, антирусских выступлениях в Кишиневе, завершившихся походом вооруженных волонтеров на Гагаузию и развязыванием вооруженного приднестровского конфликта. В 1992 году удостоен почетного титула "Народный писатель Республики Молдова". После прихода к власти в 2001 году Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) находился в оппозиции к власти, придерживаясь румыноунионистских взглядов. 20 января 2008 года в Молдавии указом президента
Выборы-2009: "Парламентские выборы 2009 года - это референдум о доверии одному человеку - Владимиру Воронину"
На этой неделе президент Молдавии Владимир Воронин объявил, что в феврале Кишинев посетит с визитом министр иностранных дел России
В то время, как Запад "подвесил" свои отношения с Молдавией в намерении дождаться результатов выборов, и уже после них иметь дело с новым руководством страны (в частности,
Если встреча Медведева с Ворониным, действительно, состоится, то это будет напоминать ситуацию конца 2004 года, когда все российское руководство подключилось к поддержке "пророссийского" кандидата в президенты Украины
Такая логика, конечно, имеет право на жизнь, но в ней кроются серьезные изъяны, продолжают "Молдавские ведомости". Первое. Откровенная поддержка Воронина Москвой перед самыми выборами может дать обратный эффект - консолидировать прозападную (в понимании Москвы - антироссийскую) оппозицию. Это тем более вероятно, что активизация российско-молдавских контактов на таком высоком уровне преподносится через призму приднестровского урегулирования, что вызывает и у молдавской оппозиции, и у того же Запада, подозрения в том, что Москва пытается навязать Воронину некий "План Козака-2". Любые разговоры о федерализации, как показывает провал "Плана Козака-1", сразу же консолидируют оппозицию против Воронина, и "крайним" в этом снова могут "назначить" Россию.
Второе: делая ставку на Воронина, Москва ставит перед трудным выбором сотни тысяч граждан Молдавии, которые хорошо относятся к России, но плохо - к Воронину, пишут "Молдавские ведомости". Среди тех, кто считает Воронина неадекватным диктатором, не только "прорумынское крыло", которым этот лидер пугает Москву (и похоже, ему удалось ее этим напугать), но и очень много пророссийски настроенных молдаван и русскоязычных граждан. Они расценивают позицию России - "Пусть Воронин и сукин сын, но это наш сукин сын" - как проявление двойных стандартов: собственных коммунистов руководство России задвинуло на задворки политической жизни, а молдавских коммунистов поддерживает. По принципу "На тебе, Боже, что нам негоже". Полагать, что молдаване не заслуживают более достойного руководства, чем эти старые, неотесанные, авторитарные маразматики-алкоголики, превратившие Молдавию в самое нищее государство Европы - значит, обижать молдаван. Это несправедливо. Наконец, третье: при "черно-белом" сценарии выборов - "Наш сукин сын Воронин против не наших сукиных сынов Бухареста" - существует высокая вероятность того, что ситуация может очень быстро поменяться. При полном провале политического центра, маятник может качнуться в другую сторону очень резко, без каких-либо переходных полутонов.
Воронинско-ткачуковский штаб "Выборы-2009" может придумывать какие угодно пропагандистские трюки, правительство может сколько угодно мистифицировать реальную социально-экономическую ситуацию,
Типичным аргументом (одновременно и оправданием) молдавского политического класса последних 15 лет в объяснении собственных неудач было то, что молдавские избиратели "незрелы" и "невежественны" и, поэтому, не поддерживают "прогрессивные", "демократические" и "проевропейские" политические силы, пишет Timpul. На самом деле, рядовой избиратель бывает порой более зрелым, чем политическая "элита". А главной причиной неудач молдавских политиков является несовершенство и неэффективность партийной системы. Так что слабым звеном молдавской политики являются сами партии, но не избиратели. Даже в условиях проблем со свободой выражения, финансового, медийного и политического доминирования ПКРМ, политического преследования представителей оппозиции и различных НПО, молдавские избиратели сохраняют здоровые политические инстинкты и наказывают тех, кто их разочаровывает. Так произошло и в 2001 году, когда коммунисты пришли к власти, и в 2006-м на башканских выборах в Гагаузии, и на местных выборах 2007-го, когда 2/3 районов Молдавии и её столица оказались в руках оппозиции.
Избиратели наказывают и те партии, которые не находятся у власти, продолжает Timpul. Например,
В то время как более половины молдавских граждан считают, что страна движется в неправильном направлении, политические деятели не находят ничего лучшего, чем заниматься взаимными наездами, выступать против Приднестровья, России или против Румынии, продолжает Timpul. В то время как большинство политиков борется с ветряными мельницами, всего лишь горстка из них занята вопросами, которые действительно волнуют жителей страны.
Партиям недостаёт новых личностей, но в особенности, новых подходов, пишет Timpul. Это не вина избирателей, что оппозиционные партии не в состоянии сформировать в местных советах устойчивые и стабильные коалиции, что оппозиция за последние 10 лет практически не обновлялась, что политические партии сегодня представляются "проевропейскими", завтра "пророссийскими", сегодня они "против", а завтра "за" коммунистов, и что крайне редко им удаётся работать в команде. С этой точки зрения, хоть это и парадоксально, может показаться, что за последние годы ПКРМ удалось реформироваться больше, чем большинству "оппозиционных" партий.
Разумеется, политическая культура наших избирателей крайне низка, продолжает Timpul. Коррупция, приспособленчество многих партий (не только правящей, но и оппозиционных), безразличие к антидемократическим злоупотреблениям и манипулированию со стороны СМИ до сих пор огромны. Сознательный и ответственный гражданин пока не может стать основой политической системы страны. И всё же, во многих отношениях неэффективность партийной системы имеет большие последствия, чем отсутствие политической зрелости у избирателей. Избиратели хотят изменений, но большинство партий, за редким исключением, пребывают в застое, подводит итог издание.
Молдавская общественно-политическая действительность, будто бы споря со скептиками, дает уже заметные подтверждения забытой истины: не оппозиция выигрывает выборы, а власть выборы проигрывает, пишет "Ника-пресс". Правящая в РМ партия проиграет кампанию-2009. Не может страна, искренне горевавшая сегодня по погибшему поэту-лирику, завтра проголосовать за коммунистов. Если же воронинцы останутся у власти, то нас либо обманули при подсчете голосов и заморочили головы хитросплетением предвыборных технологий, либо с нами самими происходят неведомые уродливые явления, не поддающиеся никаким здравым оценкам. Григорий Виеру был поэтом от Бога - не может великая лирика совмещаться с постыдными выводами, что народ Молдавии связывает судьбы страны с именем Ленина. Успокоительные заявления лидера коммунистов Воронина о том, что он и после парламентских выборов останется со страной в "этот решающий исторический момент", уже не могут восприниматься, как безответственный предвыборный треп.
Еще недавно думалось, как потом, после коммунистов, избежать их ошибок, заведших страну в болото вранья, неопределенности, в то неприглядное место, куда обычно заводит группа политиканов, вооруженных противоречивыми лозунгами и целями, продолжает "Ника-пресс". Сейчас, когда восемь лет правления ПКРМ позади, следует заботиться о том, чтобы сохранившихся после выборов на политическом поле Молдавии "красных" не допустить к маломальскому участию в решении государственных задач. Коммунисты-воронинцы честно заслужили такую участь. К чему бы они за восемь лет ни прикасались - все превращалось в тяжеленный груз, приобретало облик неразрешимой проблемы, а то и вообще в прах. Посмотрим на наиболее простой в нашем перечне приднестровский вопрос. Именно простой. Это коммунисты усложнили его донельзя, запутали так, что концов не отыскать. Вот что мы имеем из восьмилетних откровений и деяний Воронина: приднестровцы должны быть наказаны за свой сепаратизм, урегулирование допустимо лишь по кишиневским планам... И здесь же: Молдавия без Приднестровья в Европу не пойдет, формат "5+2" должен быть сохранен... "Красного президента" давно уже не воспринимают в Приднестровье, а он все ездит туда, хмурит брови, хамит, однако предлагает Тирасполю к изучению "секретные документы" (общественность на обоих берегах так и не знает об их содержании). К непосильному для него вопросу Воронин притягивает не реализуемые при его власти европейские планы - еще более фантастичные, чем приднестровское урегулирование по-коммунистически. Он язвительно сомневается в коллективной воле приднестровских референдумов, но зато упрямо верит, что широкое зарубежное представительство на переговорах между Кишиневом и Тирасполем призвано отстаивать исключительно интересы Молдавии, хотя ясно, что "молдавское счастье" от урегулирования придется делить ровно на столько, сколько занято в процессе чужих переговорщиков, подводит итог издание.
Приднестровье: "Партия "Обновление" меж двух огней"
Наблюдатели, которые следят за происходящими в Приднестровье политическими событиями, не могли не заметить интересный факт, пишет молдавское государственное информационное агентство Moldpres в своем комментарии под заголовком "Партия "Обновление" меж двух огней". В последнее время Приднестровская коммунистическая партия активизировала свои выступления против парламентского большинства в верховном совете непризнанной ПМР. Глава Приднестровья Игорь Смирнов и его министры, конечно, тоже подвергаются критике со стороны приднестровских коммунистов, но нападки на спикера
Показательным в этом отношении служит последний номер печатного органа руководимой
Характерно, что аналогичные замечания в адрес председателя местного верховного совета Евгения Шевчука в последнее время отпускают общественные деятели, поддерживающие как раз Игоря Смирнова, пишет Moldpres. А также силы, подконтрольные местному министерству государственной безопасности. Случайно ли такое совпадение? Попробуем найти ответ на этот вопрос на страницах все того же номера "Правды Приднестровья". В опубликованном в газете материале, его автор Сергей Мартов выступает за создание в регионе оппозиционного политического блока, в который могут войти коммунисты, социал-демократы, другие формирования левого толка. То есть почти все "непросмирновские" партии, но только не "Обновление", которое на данный момент и составляет наиболее серьезную оппозицию нынешней власти. Как говорится, комментарии излишни. Тут следует отметить, что в последнее время партии, поддерживающие Игоря Смирнова, все чаще поднимают вопрос о досрочных выборах в верховный совет региона. Таким образом, атака на "Обновление" и стоящую за ним фирму "Шериф" идет с двух сторон. Даже если она и не скоординирована, то не приходится сомневаться, что и команда Смирнова и левые силы Приднестровья заинтересованы в устранении или ослаблении ведущей парламентской партии, имеющей мощную финансовую базу.
Все это говорит о том, что политическая борьба в Приднестровье имеет тенденцию к обострению, продолжает Moldpres. В таких условиях самому "Обновлению" предстоит определиться со своей позицией, чтобы не оказаться между жерновами противоборствующих сил. Сторонникам Шевчука придется в ближайшее время прервать свое молчание по животрепещущим проблемам жизни Приднестровья. В противном случае их пассивность может привести к поражению "Обновления" на парламентских выборах, досрочное проведение которых все чаще предлагают сторонники главы непризнанной ПМР Игоря Смирнова.
"Болгарский вопрос": "Болгарская община отгородилась от интеграции в молдавское общество русским языком"
Недавно в Тараклии была проведена научно-практическая конференция, посвященная проблемам просвещения болгарской общины Молдавии, пишет "Независимая Молдова". Организаторы форума - ассоциация "Союз болгарских организаций", Научное общество болгаристов и Тараклийский райсовет. В работе конференции приняли участие более 150 человек: мэры, директора школ, учителя болгарского и румынского языков в школах с болгарским контингентом учащихся Тараклийского, Леовского, Кантемирского и Кагульского районов.
Проблемы, затронутые на конференции, вызвали живой интерес участников, продолжает "Независимая Молдова". Многие из них идентичны тем, с какими сталкиваются представители других национальных общин нашей полиэтнической страны. В связи с этим издание публикует сокращенный вариант доклада, с которым выступил на конференции доктор истории
"Межнациональный кризис, сопровождавший обсуждение этих законопроектов до августа 1989 г., и последовавшее затем принятие указанных двух законов в скорректированном, но не сбалансированном варианте, привели республику к территориальной дезинтеграции, а полиэтнический народ - к разобщенности, - продолжает Иван Грек. - Это объективная реакция народа на неадекватные реалиям филологические решения и действия. Ко всему этому примешали геополитику: споры о названии государственного языка усилили межнациональный кризис и разделили народ Молдавии на тех, кто ориентировался на Бухарест, и тех, кто рассчитывал на помощь со стороны Москвы в строительстве нового государства. Иными словами, если общественное сознание по своей природе всегда отстает от общественной практики, то у нас оно не только отставало, а открыто сопротивлялось новому языковому режиму. Постепенно приходило осознание того факта, что новые языковые реалии в Республике Молдова являются составным компонентом геополитических трансформаций советского и восточноевропейского регионов. Республика Молдова не могла не быть втянутой, пусть и не сразу, в процесс геополитической борьбы за переустройство Юго-Восточной Европы. В этой ситуации возврата к прежней языковой практике, существовавшей в нашей Республике до 1989 г., не предвидится, даже если полиэтнический народ Молдавии очень этого хочет". ("Независимая Молдова")
По мнению Грека, пришло время, когда болгарская община Молдавии должна осознать и принять эту реальность, продолжает "Независимая Молдова". "Но вместе с этим она должна адаптироваться к ней таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить в своей среде язык межнационального общения, что предусмотрено в Законе о функционировании языков 1989 г., а с другой - поднять уровень владения родным и молдавским языками до уровня владения русским языком. Что же мы имеем на сегодняшний день в этом плане? Нельзя сказать, что за это время ничего не сделано как самой диаспорой, так и властью в плане изучения болгарского языка и в целом в национально-культурном просвещении болгар Молдавии. Правительство РМ приняло постановление о мерах по развитию болгарской культуры, был введен болгарский язык в качестве учебного предмета в общеобразовательной школе, открыты музыкальное училище в Твардице, болгарский колледж-лицей в Тараклии, болгарская школа в Кишиневе, болгарские начальные классы в Валя-Пержей и Тараклии, создан отдел болгаристики в АН РМ, разрешена трансляция на болгарском языке по центральному радио и телевидению. В конечном итоге власть сохранила Тараклийский район как национально-культурный центр болгар Молдавии и открыла Тараклийский государственный университет как центр по подготовке национальных кадров, владеющих государственным языком, для болгарской общины страны. И, несмотря на все это, сегодня мы можем констатировать, что сделанного оказалось недостаточно, чтобы национально-духовное развитие болгар Молдавии приобрело необратимый характер и их этнической идентичности уже ничто не угрожало. И не все то, что мы делали до сих пор, работало на перспективу. Национально-культурная работа, как правило, не охватывала все болгарское этническое пространство Молдавии. Тараклия как национально-культурный центр для болгар все еще не аккумулировала у себя духовные интересы дисперсно расселенных болгар страны. Учащаяся молодежь этой части болгарской общины Молдавии оказалась слабо охвачена изучением болгарского литературного языка, в результате чего выпускники школ Кантемирского, Леовского и других районов с дисперсным болгарским населением не выдерживают конкуренции при отборе выпускников школ для поступления в вузы Болгарии", - отметил эксперт.
По его мнению, из-за нечеткой постановки перед общиной задач национально-культурного характера та часть этнических болгар, которая должна была получать, сохранять и передавать этнокультурные ценности болгарского народа следующему за ней поколению, оказалась слабо вовлеченной в этнокультурный процесс, пишет "Независимая Молдова". "Если бы у нас была стратегия, и мы бы ею руководствовались, разве мы бы допустили, чтобы начальные классы с болгарским языком обучения в Валя-Пержей и Тараклии были закрыты? Не добивались бы повсеместного введения в качестве учебного предмета истории и культуры болгарского народа в школах с болгарским контингентом учащихся? Политиков и работников просвещения не взволновало бы прекращение издания газеты "Родно слово"? Так долго оставался бы чуть ли не единственным образцовый детский сад в Валя-Пержей, где хорошо поставлена работа по приобщению дошколят к болгарскому литературному языку? А кто из нас знает, что подготовлена к изданию хрестоматия и разработан куррикулум для работы воспитателей в детских садах? Подготовлены, но не изданы. Детский сад, гимназия, лицей, в которых имеется болгарский контингент учащихся, - это слабое звено в сфере просвещения и образования, которое требует особого внимания и новаторского подхода, чтобы исправить положение", - подчеркнул историк.
"Но если в плане сохранения и развития болгарской идентичности и болгарской духовности что-то все-таки делалось и делается, то по интеграции болгарской общины в языковую и культурную среду мажоритарного молдавского этноса мало что сделано, - продолжил Иван Грек. - Ошибка состояла в том, что эти проблемы недооценивались, а может, и игнорировались. Болгарская община Молдавии отгородилась от интеграционных процессов в республике языком межнационального общения, а это все более приводило ее к изоляции от политической, экономической и культурной жизни на общереспубликанском уровне, функционирующей на государственном языке. И что же получилось? За истекшее 20-летие в плане владения молдавским государственным языком болгары Молдавии остались практически на том же уровне, который был у них до 1989 года. Цифры социолингвистического исследования среди учащейся молодежи болгарского происхождения юга Молдавии свидетельствуют о том, что процент владения молдавским государственным языком учащимися-болгарами составляет всего 4-10 процентов от общего количества учеников школ. Сохранив русский язык, мы объективно, хотя интуитивно, неосознанно отвергли молдавский государственный язык. И тем самым не укрепляли статус русского языка в Молдавии, а ослабляли его позиции. Решение проблемы не в том, чтобы отказываться от русского языка, а в том, чтобы повысить уровень знания молдавского государственного языка, как и болгарского литературного языка до уровня владения русским языком". ("Независимая Молдова")
"Как результат непонимания и непринятия новых языковых реалий болгарская община очень слабо представлена в политической системе страны, в министерствах и ведомствах, в центральных хозяйственных структурах, в учреждениях науки, культуры и просвещения Молдавии. Болгарская молодежь республики, получающая высшее образование в Болгарии, в вузах Молдавии в русских группах обучения и не уступающая по уровню профессиональной подготовки своим сверстникам-молдаванам и румынам, не может составить им конкуренцию при устройстве на престижную работу только из-за незнания государственного языка. По этой причине многие из них не могут реализовать свой профессиональный потенциал в нашей стране, и вынуждены оставаться за ее пределами. По переписи населения 2004 г. численность болгар Молдавии на обоих берегах Днестра сократилась на 9 тыс. человек по сравнению с 1989 г. Наши крупные села пустеют и стареют, а небольшие исчезают. Таким образом, проблема интеграции болгарской общины в молдавскую языковую и культурную среду наряду с проблемами социально-экономического характера напрямую отражается на популяции самой нашей общины. Проблема интеграции болгарской общины в систему духовных ценностей мажоритарного этноса, в политическую, хозяйственно-экономическую, управленческую жизнь государства остается в повестке дня. Она может быть решена только при обоюдном желании и совместными усилиями. Жизнь диктует нам необходимость перехода к полиязычному и мультикультурному образованию", - подвел итог Иван Грек. ("Независимая Молдова")
Интернет-издание MoldovaNova.md публикует отрывок из недавно вышедшей книги учителя и краеведа из села Кортен Тараклийского района Молдавии Дмитрия Гургурова, посвященной происхождению народов юга Молдавии (в первую очередь, болгар и гагаузов) и их историческому и современному взаимодействию: "Если изучение в школах народных обычаев, обрядов, традиций можно только приветствовать, то в деле изучения "истории" наблюдаются весьма тревожные поползновения и даже сплошной вымысел. Манипуляция сознанием - самое эффективное оружие современной информационной эпохи. Это как налет саранчи на посевы. Приводим строчки из одной из комратских публикаций: "Через некоторое время пребывания в Турции некоторые вещи меня поразили. Мои друзья, обучавшиеся в Турции 1-2 года предупредили меня не вступать ни в какие споры и обсуждения с "местными", т.е. с теми гагаузскими парнями, кто из старших курсов. Меня поразило, что гагаузские ребята, за исключением единиц называли себя не "гагаузами", а "молдаванами". Со временем я поняла причину этого явления. Гагаузские студенты воспринимают Турцию, как свою вторую родину, а турок соотечественниками, хотя кроме языковых сходств между гагаузами и турками ничего нет. Понятно, я ничего не имею против дружбы народов, но я против раболепия и угодничества. Я своими ушами слышала, как некоторые гагаузские студенты называли себя турками". Вот вам современные "гагаузские родолюбцы". В это же время бессарабско-болгарские студенты в Болгарии очень критично и даже излишне агрессивно относятся к неуклюжим попыткам некоторых граждан Болгарии внушить им трепет перед страной, которая их "пригрела". Это, потому что болгарские родители воспитывают своих детей в духе уважения к своим региональным особенностям и понятию "болгарин" более обширном, чем границы болгарского государства".
"В региональном многообразии таится взаимный интерес друг другу всего болгарского сообщества, - продолжает Гургуров. - Гагаузы могут занять достойное место в этом новом интеграционном процессе и мы, болгары, несмотря на родственные, местечковые перебранки с гагаузами всегда готовы к совместной жизни и это должно быть осознано административным начальством нашего региона. Однако это же региональное многообразие используют наши конкуренты, для порождения раздоров и создания вымыслов о своей исключительности. В газете "Анна сёзю" родители учащихся Баурчинской школы просят сократить количество уроков по гагаузскому языку в пользу русского, так как для многих он уже стал родным (как в свое время - турецкий!). Но данных учителей обвинили в национальном нигилизме. Однако это же обвинение можно адресовать в адрес обвинителей, требующих от своих сонародников отказываться от своего болгарского прошлого в пользу тюркского. Между прочим, болгарские национал-патриоты также возмущены отсутствием внимания к преподаванию болгарского языка в школе. Но мы понимаем, что у нашего населения в настоящее время нет никаких возможностей влиять и управлять этим процессом. Мы пока еще стараемся физически уцелеть, и было бы совсем не к месту обострять проблему. Появились молдаване, незнающие русского языка. Но этим они ничем не увеличили потенциал молдавской нации. Наоборот, они становятся обузой или злостными шовинистами. Нужно быть совсем ограниченным или цинично равнодушным к дальнейшей судьбе подрастающего поколения, чтобы не понимать необходимости естественным еще путем поддерживать русский язык. Русский язык уже давно не узконациональный и, впрочем, никогда им не был. Как можно от этого отказаться? Ради чего? Разве тюркско-мусульманский мир станет откровением для молодых гагаузов? Разве Турция не продолжает лишь копировать вчерашний день западной цивилизации? И разве не ясно, что, если мы и дождемся каких-нибудь прорывов в содержании жизни мирового сообщества, то исходить они будут не от потомков Огузов-турок, которые исчерпали свою энергию в позапрошлом веке". (MoldovaNova.md)